Дам, но не вам

В школах начнут драться за деньги

6 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 297

Очередное образовательное новшество — нормативно-подушевое финансирование школ — может обернуться скандалом. Учителя перессорятся из-за того, кого считать самым квалифицированным и, следовательно, “дорогим”.


Речь идет о введении в средних учебных заведениях принципа “деньги следуют за ребенком”. На новую систему финансирования отечественные альма-матер должны перейти уже в этом году. Средства им теперь будут выделять не по штатному расписанию (в зависимости от числа классов и педнагрузки), а по количеству детских голов. Предполагается, что в хорошей альма-матер останется много учеников, и денег у нее будет много. А плохие умрут сами собой…

Идея, может быть, и неплохая, но только труднореализуемая. Во-первых, в России большинство школ (60%) — сельские, учеников в них мало: 5,5 тысячи имеет менее 10 человек, еще 15 тысяч — менее 14. Набрать ребят им неоткуда — демографический спад. Значит, денег они не получат. И в хорошую школу из плохой на селе не перейдешь — до ближайшей 10—15 км. Как идти осенью по грязи? Или зимой в 50-градусный мороз? Программа “школьный автобус”, к сожалению, не везде работает. У местных властей не всегда есть деньги на ремонт и обслуживание транспорта. Закрыть же малокомплектные школы нельзя — по закону их судьбу решает общий сход жителей. А селяне, понятно, будут против, понимают: закроют школу — умрет село.

Проблема эта, впрочем, не только деревенская — в подобное положение попадут все школы в маленьких городках и райцентрах. И даже в Москве она есть. Руководителям крупных школ уже сейчас советуют “поделиться” учениками и деньгами с менее удачливыми соседями.

— У меня учится почти 1600 ребятишек, — жаловался директор одной из столичных школ Ефим Рачевский. — Денег достаточно. Но вот мне звонят из управления образования и просят “поделиться” со школой, в которой всего 500 ребят. Педагогам не хватает даже на зарплату…

В невыгодной ситуации окажутся авторские и инновационные школы, в которых всегда было мало учеников. Придется переходить на массовое обучение…

Другая проблема — как делить деньги. Сейчас все более-менее ясно: разряд ЕТС плюс учебная нагрузка. Чем выше категория педагога и чем больше времени он проводит у доски, тем выше заработок. При новой системе хозяином денег станет директор. И начнется — кому хочу, тому и даю. Неизбежно возникнут обиды — почему Наталье Николаевне платят на 5 тысяч больше, чем мне? У нас и стаж, и опыт, и образование одинаковые, нагрузка — тоже… В чем измерять талант и труд учителя, если нынешняя система перестанет действовать? Честных, принципиальных педагогов, не желающих ставить нужные отметки и тянуть деньги с родителей, начнут активно выживать. Останутся лишь “свои” — самые покладистые и беспринципные…

Директора школ говорят: не могу отправить на заслуженный отдых Марьиванну и взять на ее место молодого выпускника педвуза. Подушевое финансирование, бесспорно, предоставит им такую возможность — появится право приглашать на работу талантливых учителей и платить хорошие деньги. Но, с другой стороны, не приведет ли это к конфликтам внутри педколлектива? Сейчас и так непростые отношения при распределении учебной нагрузки (каждый стремится отхватить побольше), а что будет дальше? Интриги, подсиживание, доносы… Штатного расписания не станет, директора смогут брать кого угодно. Хоть родственников, хоть любовниц… Заодно сэкономят на кадрах — из четырех классов сделают три, а “лишние” деньги распределят среди “своих…

Кстати, в тех регионах, где эксперимент с нормативно-подушевым финансированием проводится уже не первый год, полученные результаты оцениваются неоднозначно. В аналитическом докладе НФПК отмечается, что в Самаре зарплата учителей снизилась на 17%, а в Чувашии “не наблюдается признаков улучшения показателей эффективности финансирования образования”. Положение учителей или осталось тем же, или даже ухудшилось…

Идея нормативно-подушевого финансирования (“образовательного ваучера”) не нова. Ее предложил в 1950-х годах Милтон Фридмен. Идея была в том, чтобы ввести элементы рынка в нерыночную систему гособразования. Предполагалось, что родители будут отдавать детей (и ваучеры) в лучшие школы, и за счет этого возрастет качество обучения. Государственная гарантия среднего образования станет сочетаться со здоровой конкуренцией между школами. “Подушевку” внедрили в ряде стран — США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании (Англия и Уэльс). Позднее на нее перешли Чили, Чехия, Сербия и наши соседи — Грузия, Армения и Эстония. Очередь дошла и до нас… Вот только есть мудрая поговорка: “Что русскому хорошо, то немцу смерть”. И наоборот.




Партнеры