Незолотые горы

Нашей горнолыжной сборной в Турине рассчитывать на многое не приходится

Ситуация в российском горнолыжном спорте сложилась парадоксальная. Президент страны горные лыжи обожает. Глава Олимпийского комитета лично подбирает ему лучшие модели. И катается ВВП очень прилично. Это многие, кто видел, с удивлением подтверждают... Но любовь Путина, увы, никак не отражается на условиях подготовки и успехах национальной сборной. Мы изначально не ждем медалей в Турине. Установка — попасть в десятку. Кстати, всего за сборную будут выступать шесть ребят и единственная девушка — Олеся Алиева. И это уже прогресс: в Солт-Лейк-Сити наша женская команда не была представлена вообще.


Вот в сноубординге ситуация поприятней. Жаль, закончила карьеру знаменитая Мария Тихвинская. Но у нее осталась смена. На прошлогоднем чемпионате мира завоевала “серебро” девушка из Красноярска Светлана Болдыкова, там же стала четвертой совсем молодая, 18-летняя Катя Тудегешева. Что касается ребят, то они тоже очень неплохо выступают в хаф-пайпе и параллельном слаломе.

Вице-президент Российской федерации горных лыж и сноубординга Валерий Тихомиров объяснил “МК” этот контраст так: “А что вы хотите — в сноубординге конкурируют 12 стран, а в горных лыжах больше 150!”

Горные лыжи: тренеров нет!

Когда главным тренером горнолыжной женской сборной назначили Мельникова, народ шутил, что это символично. Потому что он тоже Леонид Васильевич, как и Тягачев, который много лет занимал эту должность, прежде чем возглавил Олимпийский комитет России. Вот, кстати, к Тягачеву и обратимся:

— Почему все так складывается, Леонид Васильевич: столько горнолыжных курортов строится сейчас в России, а вот не появляются в нашей команде новые звезды? Такие, как Жиров, Зеленская, Лебедева?

— Потому что тренеров нет. Нет людей, которые готовы по 8 часов стоять на морозе с подопечными. Когда я был тренером, у меня не было семьи. Вернее, она была, но я ее не видел.

— Значит, успехов в этом виде спорта ждать не приходится?

— Ну почему же?! Сейчас растут очень талантливые молодые ребята-слаломисты.

— Почему именно слаломисты?

— В скоростном спуске нам пока делать нечего. И это во многом связано с инвентарем. Лыжи для этой дисциплины делаются штучным образом. Широкими партиями их не производят. И у нас есть проблемы с их закупкой. Наши дисциплины традиционно — гигант и супергигант.

Но помимо кадров и другая проблема есть — не менее насущная.

— Раньше все просто и понятно было, — рассказал Леонид Мельников. — Все сборы и выезды на соревнования финансировались стабильно, из госбюджета. А сейчас этих средств не стало. И поэтому нет системной подготовки. Все самые важные турниры в России проходят либо в Москве, либо в Питере, где спуск по 15 секунд длится. Разве в таких условиях можно к этапам Кубка мира или к Олимпиаде на уровне мировых лидеров подготовиться!

— Какие у Олеси Алиевой шансы на предстоящих Играх?

— Олеся — лучшая в России. Но большого труда стоило убедить руководство дать ей шанс. Два года назад у нее была серьезная травма. Она упала на соревнованиях, потом пришлось три операции на колене делать. Только недавно снова встала на лыжи. Но чувствует себя сейчас хорошо. Другое дело, что ни доктор, ни команда, которая обычно готовит ей лыжи, в Турин с нами не поедут. Психологически это тяжело.

Олеся АЛИЕВА: “Я одна, мне тяжело, но я — счастлива!”

А у самой Алиевой голос звучал довольно бодро, на вопрос, не болит ли колено, ответила оптимистично: “Фактически нет”. Олесе 27 лет, 20 из которых она занимается горными лыжами. Родилась в Туапсе, потом вместе с семьей переехала в Магадан. Лучший результат в карьере — “бронза” на этапе Кубка мира в 2000 году.

— А нет страха снова травмировать ногу — случается, горнолыжники из-за этого инстинктивно снижают скорость?

— Нет, что вы! Я в полной готовности.

— Каких сами от себя ждете результатов в Турине?

— Хуже всего, что еду одна. Это морально очень тяжело, когда вся ответственность только на тебе. Если не повезет — никто не прикроет.

— А что придется ехать без врача — это ничего?

— Господи, да я так счастлива, что меня вообще на эту Олимпиаду отправляют, что на любые условия готова. Я столько мечтала об этом шансе, так ждала его. К тому же рядом будет доктор мужской команды. Вообще что касается врачей, то в этом смысле горнолыжники — хороший народ. Помню, у меня со спиной что-то случилось, так ко мне сразу, просто мгновенно, итальянцы, французы, австрийцы кинулись.

— С кем-то из лидеров плотно общаться доводилось?

— С Яницей Костелич, например. Приятная девушка. Но она абсолютная фанатка, по-моему, кроме лыж, ее больше в жизни ничего не интересует. Я бы не хотела так зацикливаться. Но сейчас только об Олимпиаде и думаю...

Состав мужской сборной таков: Павел Шестаков, Дмитрий Ульянов, Александр Хорошилов, Константин Сац, Антон Коновалов, Сергей Комаров. Лучший результат на данный момент у Хорошилова — он стал 8-м на этапе Кубка мира в комбинации.

Денис ТИХОМИРОВ: “С нашей командой начали считаться”

Молодой главный тренер сборной Денис Тихомиров одним из первых в стране решил заниматься любительским сноубордингом, выступать на этапах Кубка мира, а также чемпионатах России, Европы и мира. Проблема в том, что в нашем сноубординге это никогда не было модно. Поэтому наиболее талантливые ребята, такие как знаменитый в своих кругах Фисенко по прозвищу Таракан, предпочитают коммерческие выступления на “Биг эйрах” — прыжки с больших красивых трамплинов. Это красиво, зрелищно, и за это платят. А подготовка к серьезным стартам слишком трудоемка, требует дисциплины и исключает праздничный дух экстремальной тусовки.

— Денис, вам только исполнился 31 год, а вас уже назначили главным тренером — не боитесь ответственности, тем более перед Олимпиадой?

— Абсолютно не боюсь. Конечно, есть и недовольные, и конкуренты. Я чувствовал моральный пресс, но меня это не задевает. Я уверен в себе. Сам совсем недавно закончил выступать, и мне хочется развивать этот спорт в России. В нашей сборной сейчас 18 человек, на Олимпиаду поедут восемь. Они прошли очень жесткий отбор. Для сравнения — в Нагано от России вообще никто не выступал. В Солт-Лейк-Сити — только Тихвинская...

— В каких дисциплинах можно ждать медалей в Турине?

— Думаю, в гиганте можно ждать успеха от Кати Тудегешевой. Ее тренер Фоминых решил отказаться от борд-кросса и полностью сконцентрироваться на этой дисциплине.

— А что можно сказать о Свете Болдыковой, которая в прошлом году стала призером чемпионата мира?

— Она очень долго болела, из-за этого пропустила много этапов Кубка мира. Но после Нового года начала подготовку и сразу неплохо выступила — стала 12-й.

— Где будете тренироваться непосредственно перед олимпийским стартом?

— Сейчас готовимся в Абзакове, по две тренировки день, а это как минимум 30 спусков за счет быстрых подъемников. На других наших трассах это было бы 10 спусков.

— Какие проблемы в нашем сноубординге самые серьезные?

— Есть проблемы с инвентарем. Дешевого, для начинающих, — много. А дорогого и качественного, для мастеров, — очень мало. Хорошо, что у нас есть друзья за рубежом: нам даже биатлонисты помогают хорошие доски закупать. Часть мы отдаем в любительские секции сноубординга — к счастью, в Москве их сейчас довольно много: в Переделкине, на Воробьевых горах, на Нагорной.

— Много опасных ситуаций бывает во время сборов и соревнований?

— Немного, но случаются. Был, например, случай, когда один наш спортсмен решил посидеть на склоне, прямо за перепадом. Этого делать вообще нельзя! Парню тогда кантом две артерии и сухожилие перерезало. А канты у досок — как ножи! К счастью, вертолет быстро прилетел — успели сделать операцию на руке.

— Как вы считаете, Денис, в мире российскую сборную воспринимают всерьез?

— Еще как! Раньше на нас смотрели сверху вниз, с каким-то снисхождением. И поэтому были крайне добры и ласковы, всегда уступали трассу. А как только пошли успехи, сразу все это прекратилось. И теперь никто нас по плечу не похлопывает и ни в чем не помогает. Но это даже приятно: в нас увидели достойных конкурентов.

— А кого вы сами считаете главными соперниками?

— В хаф-пайпе лидеры — американцы, и это понятно. Они же это придумали. В борд-кроссе лучшие — французы и канадцы, ну и американцы, конечно, тоже. В параллельных дисциплинах — швейцарцы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру