Стенограмма пресс-конференции в «МК»

министра Правительства Москвы, руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимира Малышкова

18 января 2006 г., 13.00

Ведущий пресс-конференции – Петр Спектор – первый заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец».

Спектор: Добрый день, уважаемые коллеги! Замечательно, что несмотря на морозы, несмотря на проблемы с транспортом, у нас полный зал. Спасибо Владимир Иванович, что вы откликнулись. И вместе с Владимиром Ивановичем сегодня здесь Владимир Анатольевич Слепак — его заместитель, Елена Викторовна Абрамова — начальник Нормативно-правового управления, Павлов Игорь Рюрикович — начальник Управления лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и Ерофеева Анна Васильевна — заместитель начальника Организационно-распорядительного управления и кадров. И, хотя сегодняшняя тема “Алкоголь”, я хотел бы задать такой вопрос: поскольку мороз вносит изменения в повседневную жизнь, отключение электропитания с 15.00 или после 16.00 часов коснулось и маленьких киосков, маленьких магазинчиков, коснулось и нас газетчиков, поскольку отключают и киоски с нашей продукцией. Это сразу сказывается на тираже и это для нас очень важная проблема. Хотелось бы начать с этой животрепещущей темы.

Малышков: Вы знаете, это какое-то недоразумение. Видимо, у нас все по пословице: “Заставь дурака молиться, он и лоб себе расшибет”. Кто-то тут перестарался, в штабе принято решение по частичному отключению отдельных объектов: энергоемких и пожароопасных. Этот факт, о котором вы говорите, он был в Восточном округе, только что, я переговорил с префектом Евтихиевым Николаем Николаевичем, он сам удивлен и немедленно дал команду исправить положение дел, если где-то это произошло. Хотя такое распоряжение штаба есть на сегодняшний день, я еще раз повторяю: периодически будет отключаться порядка 4 тыс. объектов потребительского рынка и услуг. Для сравнения могу сказать, что у нас их в Москве на сегодня более 40 тыс. разного направления. Что это за объекты? Это рынки, прежде всего: вещевые рынки, строительные рынки и другие рынки. Почему? Да потому что они начинают включать всевозможное огромное количество калориферов, обогревателей. Это и с точки зрения энергетики, и с точки зрения противопожарных мер, очень опасно. Поэтому принято такое решение, так как в такой мороз там и людей-то нет, кроме продавцов. Это буквально всего на несколько дней. Я думаю, что уже к воскресенью эта ситуация изменится. И плюс некоторые объекты, киоски, где стоят энергоемкие аппараты и т. д. Но и то не везде, а частично и по определенному временному периоду. А в газетных киосках, еще раз повторяю, это категорически запрещено. Наши телефоны у вас есть, можете звонить.

Спектор: Владимир Иванович, понятно, что если с морозами программа отключения электричества на 3-4 дня, то ограничение торговли спиртным после 23 часов до 8 утра — это уж точно не на несколько дней. Хотелось бы получить Ваш комментарий.

Малышков: Я думаю, что надо смотреть на тему гораздо шире. Я думаю, что читателей меньше всего интересует будут ли ночью водку продавать или нет. Она всегда найдется, потому что у нас есть достаточное количество магазинов, которые работают круглые сутки. В предприятиях розничной торговли будет разрешена круглосуточная продажа алкогольной продукции по согласованию с префектурой административного округа. Мы еще вернемся к этой теме. Но я хочу, чтобы всем было понятно некоторая предыстория этого вопроса. Я официально об этом заявляю — это позиция не только моя, это позиция Правительства Москвы и других субъектов федерации.

28 сентября 2005 года состоялось заседание Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, с участием представителей Правительства Санкт-Петербурга, федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты РФ, Торгово-промышленной Палаты РФ, правоохранительных органов, крупных операторов алкогольного рынка, на котором рассматривалась ситуация в регионах Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ, регламентирующего алкогольную отрасль.

В ходе коллегии было отмечено, что Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-ФЗ принят с нарушениями установленного регламента его подготовки Государственной Думой Федерального Собрания РФ без согласования с субъектами федерации вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (проведение контроля за качеством, объемом производства и оборота алкогольной продукции, в том числе через введение специальных защитных мер, аккредитация оптовых организаций на поставку алкогольной продукции в предприятия розничной торговли и др.).

Подчеркивалось, что данный Федеральный закон принят без проведения правового мониторинга действующего законодательства других государств, в которых успешно решаются задачи контроля алкогольной отрасли, не соответствует поручениям Президента РФ В.В. Путина об усилении государственного регулирования в алкогольной сфере, а также имеет ряд других существенных недостатков.

Учитывая, что после вступления Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ в силу с 1 января 2006 года в России может сложиться катастрофическая ситуация, по решению Объединенной коллегии направлены обращения Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Губернатора Московской области Б.В. Громова в адрес Президента РФ В.В. Путина и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова о необходимости принятия срочных мер в сложившейся ситуации и внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-ФЗ с учетом мнения субъектов федерации. От имени депутатов Мособлдумы и Московской городской Думы также были направлены запросы в Госдуму РФ.

Нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ возлагают главную функцию и реальную ответственность по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на субъекты федерации, запрещая применять при этом понятные, простые, эффективные, отработанные на практике ведущими государствами мира механизмы регулирования алкогольного рынка.

Я бы хотел привести некоторую хронологию данного вопроса для справки.

1998 году в Москве – первом из субъектов Российской Федерации – была введена в действие система идентификации качества алкогольной продукции. С введением системы был установлен строгий порядок контроля качества всей поступающей в город алкогольной продукции через систему аккредитованных лабораторий и маркировку ее региональными специальными марками. Это позволило в период с 1998 по 2001 годы резко сократить теневой оборот алкогольной продукции, не допустить на потребительский рынок столицы более 90 млн. бутылок алкогольной фальсифицированной продукции, увеличить объем производства московских предприятий-производителей в 2,5 раза, а сумму акцизов перечисленных в консолидируемый бюджет – в 5 раз. Количество фальсифицированной и некачественной алкогольной продукции сократилось с 60% от общего количества отобранных образцов на первом этапе введения системы до 5%.

В декабре 2001 года был принят новый Федеральный закон № 186-ФЗ, отменяющий существующий порядок контроля качества алкогольной продукции.

За прошедшие годы мы научились контролировать алкогольный рынок в новых создавшихся условиях. Только в 2004 году выявлено и не допущено на потребительский рынок Москвы около 4 млн. бутылок некачественной алкогольной продукции. ГУВД города в I полугодии 2005 года выявлено в сфере производства и оборота алкогольной продукции 1242 преступления, из незаконного оборота изъято более 1 млн. бутылок алкогольной продукции, пресечена деятельность 5 подпольных производств по розливу фальсифицированной алкогольной продукции.

Хотелось бы отметить, что все принимаемые совместно Москвой и Московской областью меры в алкогольной отрасли неизменно поддерживались другими субъектами Федерации и незамедлительно распространялись по всей Российской Федерации.

Спектор: Владимир Иванович, извините за спортивное любопытство, а куда делись эти 90 млн. бутылок?

Малышков: Указанная алкогольная продукция, изъятая из незаконного оборота, была направлена на переработку или уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

Так вот, благодаря усилиям Правительства Москвы, ситуация на алкогольном рынке города стабилизировалась, был четко отработан порядок осуществления контроля качества алкогольной продукции на акцизных складах.

Однако 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 102-ФЗ, отменивший практически все действующие механизмы регулирования алкогольного рынка. Законом исключены важнейшие полномочия субъектов федерации, как проведение специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничную сеть, и ее маркировку региональными специальными марками, аккредитация оптовых организаций, осуществляющих поставку алкогольной продукции в розницу, распределение квот на закупку этилового спирта между организациями-производителями и др.

Причем при принятии закона был грубо нарушен Регламент Государственной Думы РФ. Учитывая, что вопросы регулирования алкогольного рынка являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации, проект вышеуказанного Федерального закона был принят Госдумой РФ в первом чтении в редакции, учитывающей позицию субъектов федерации по сохранению их полномочий в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Окончательная редакция закона, принятого Госдумой РФ и подписанного Президентом РФ, вопреки позиции субъектов федерации существенно ограничила их полномочия в данной сфере.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-ФЗ противоречит поручению Президента РФ В.В. Путина, данному в июне 2004 года Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову и руководителям соответствующих органов исполнительной власти РФ в связи с обращением Генерального прокурора РФ В.В. Устинова о необходимости принятия срочных мер по усилению государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции в июне прошлого года.

Кроме того, Торгово-промышленная палата РФ провела независимую экспертизу соответствия Федерального закона № 102-ФЗ требованиям ВТО, на которые ссылаются его разработчики. Получено официальное заключение, что данный закон, с точки зрения защиты здоровья населения от некачественной, фальсифицированной, контрафактной алкогольной продукции, не соответствует требованиям ВТО.

Наоборот, в странах-членах ВТО – Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде, 20 штатах США - существует государственная монополия на алкоголь, ужесточено законодательство в сфере производства и оборота алкогольной продукции, такие ценности, как здоровье нации, борьба с преступностью поставлены выше понятий товарооборот, сбор акцизов, наполнение бюджета и требования ВТО.

А у нас что произошло? Алкоголь это рыба, будем считать, которая была в одном аквариуме и ее можно было контролировать, а теперь мы ее в океан выпустили и попробуй ее там поймать. Как это выглядит на практике?

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ нам предлагается сегодня осуществлять контроль качества алкогольной продукции в 15 тыс. предприятий розничной торговли и питания вместо ее проверки на 150 акцизных складах. Возникает вопрос: какими силами и средствами можно осуществлять такой тотальный контроль? Как можно проверить, что продается в розничной сети и какого качества? Причем, основные нарушения как раз и идут через палатки, киоски, там, в основном, и продается фальсификат и некачественная продукция – это я насчет рыбы, которую выпустили в океан.

На сегодняшний день недоработки при введении в действие новой редакции закона и неготовность налоговых органов своевременно и в достаточном количестве обеспечить производителей алкогольной продукции новыми марками привели к остановке всей отрасли. Предприятия и государство терпят колоссальные убытки. По оценкам экспертов простои производителей ежедневно обходятся российской казне в 150 млн. рублей недополученных доходов.

Я хочу привести еще некоторые цифры. Ежегодно в России только от отравления некачественным алкоголем умирает более 40 тыс. человек, в Москве данная статистика в 17 раз ниже, чем в среднем по России, и составляет 1,7 случая на 100 тыс. населения. Почему? Потому что мы создали жесткую систему, которая позволяла нам защищать потребителя, но к сожалению, не на все 100%. Тенденция шла к еще большему снижению этого показателя. К сожалению, в стране улучшением в этом вопросе не очень можно похвастаться. Но то, что сейчас сделали?! Я вам хочу привести самые свежие цифры — это официальный документ. Это документ Департамента здравоохранения города Москвы, подписанный руководителем Департамента г-ном Сельцовским. Я привожу его буквально: «По данным бюро судебно-медицинской экспертизы, на основании сопроводительных документов органов внутренних дел, скорой медицинской помощи, результатов газо-хроматографического анализа трупной крови и мочи, в период с 1 по 9 января сего года имели место 163 случая смертельного отравления алкоголем». За 9 дней 163 случая! Из них - 9 случаев смерти в результате употребления некачественной водки. В крови пострадавших кроме этилового спирта обнаружены другие спирты, а также суррогаты алкоголя. Вот вам свежайший пример первого результата нового закона!

Мы больше не могли ждать принятия постановления Правительства Российской Федерации и поэтому приняли свое постановление Правительства Москвы № 1069-ПП от 28 декабря 2005 г. «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции». Мы готовим сразу и Закон города Москвы по данному вопросу, где мы постараемся определить, каким образом осуществлять этот контроль за алкоголем. Город и так пошел уже на определенные меры. Поскольку необходимы дополнительные средства, чтобы содержать такой аппарат проверки и контроля на складах и т. д., Юрий Михайлович пошел на то, чтобы из бюджета выделили денежные средства для организации этой работы. Теперь нам надо проверять 15 тыс. объектов, как я уже сказал. И кроме этого, целый ряд других мер, которые мы вынуждены были ввести. Может быть, тут и наша вина. Ведь постановление приняли 28 декабря, как раз накануне новогодних праздников, длившихся до 9-го числа. Поэтому, я извиняюсь, что мы вас сразу не собрали и не прокомментировали сложившуюся ситуацию, в связи, с чем началась критика Правительства Москвы в средствах массовой информации в связи с введением «сухого закона».

Я хочу сразу прокомментировать. Никакого «сухого закона» не вводится. Мы действительно ужесточаем требования к предприятиям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции. Федеральный закон № 102–ФЗ, который наряду с отменой целого ряд важнейших, на наш взгляд, полномочий субъектов РФ, предоставил им право вводить ограничения на розничную продажу алкогольной продукции и осуществлять за ней жесткий контроль.

На основании этого в нашем постановлении введено следующее ограничение - это торговля после 23 и до 8 утра только в магазинах круглосуточной работы. Предприятия, в которых будет осуществляться круглосуточная розничная продажа алкогольной продукции, определяются не городом, а по согласованию с префектурой административного округа по месту нахождения объекта. Причем, префекты вправе по итогам рассмотрения указанных вопросов заинтересованными организациями округа по ходатайству управ районов, или единолично принимать решения о согласовании круглосуточной продажи алкогольной продукции предприятиями розничной торговли, в том числе сетевыми магазинами. Они определяют, где находится этот магазин и можно ли ему разрешать продажу. Почему? Потому что в законе, в том числе и в нашем постановлении, определенны места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. И, в соответствии с этим, есть порядок: где это может происходить, а где нет. Например, если даже магазин круглосуточный, а он находится вблизи школы, стадиона или других массовых объектов, то там не будет разрешено никакой круглосуточной продажи. Поэтому районная управа, местный муниципалитет вместе с префектурой определяют сеть магазинов в самой префектуре и каждой районной управе, где этот магазин будет работать. Все списки будут опубликованы и мы об этом обязательно скажем. По нашему мнению это будет около 1000 таких магазинов. Я думаю этого достаточно для того, что бы ночью купить бутылку водки. Здесь, никакого «сухого закона» Москва не вводит, она просто упорядочивает эту работу — это первое.

Второе — мы резко ограничиваем продажу алкоголя более крепкого, выше 15 %, в разных павильонах, киосках и других магазинах, где нет соответствующих условий. Постановлением Правительства Москвы установлено, что 1 января 2006 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в городе Москве выдаются (продлеваются) только организациям, при условии, что их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) составляет не менее 1 млн. рублей, кроме организаций, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, для которых размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) составляет не менее 300 тыс. рублей.

Требование к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации общественного питания, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки.

Таким образом, постановлением предусмотрена выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции только организациям, то есть с 1 января 2006 года новые лицензии на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям выдаваться не будут. Индивидуальные предприниматели, получившие до 1 января 2006 года соответствующие лицензии, могут осуществлять деятельность по реализации алкогольной продукции только до 1 июля 2006 года. Но до 1 июля им разрешено продать, все что у них есть. Как бы тяжело не было, но все 15 тыс. предприятий будут охвачены обязательно. Таким образом, в Москве, наряду с государственным лицензионным контролем будет осуществляться и перспективный информационный контроль путем введения декларирования розничной продажи алкогольной продукции с 1 января 2007 года.

На сегодняшний день у нас есть единственный рычаг — это лицензия. И нам Федеральным законом дано право приостанавливать действие лицензии. Любые нарушения, которые будут выявлены при проведении проверок будут являться основанием для приостановления действия лицензии. И нам дано право на срок до 6 месяцев ее приостанавливать. В случае невыполнения предписания – документы подаются в суд на аннулирование лицензии.

Поэтому мы сейчас вырабатываем всю систему, проводим у себя реорганизацию. Но, главная задача, которую мы перед собой ставим — это защитить потребителя от некачественной продукции. Мы не можем мириться с тем, что 163 человека уже погибли за 9 дней от алкоголя. Мы никогда с этим не смиримся и будем принимать любые: ограничительные, контрольные и другие меры. Конечно постараемся делать это в рамках закона, который есть, но с упорством.

Вопрос журналиста: Вопрос по ограничению продажи спиртных напитков. Распространяется ли это на бары, рестораны?

Малышков: На предприятия общественного питания данное ограничение не распространяется. Ни на бары, ни на рестораны. Розничная продажа алкогольной продукции в них может осуществляться по режиму работы предприятия. Сколько по времени оно работает, столько и продает.

Вопрос журналиста: Не боитесь ли вы, что появится теневой рынок или подпольная розничная сеть в т. ч. и контрафактной продукции?

Малышков: Это и сейчас есть, к сожалению. Это было, есть и, наверное, будет. Как я уже говорил, ГУВД города Москвы в I полугодии 2005 года выявлено в сфере производства и оборота алкогольной продукции 1242 преступления, по ним заведены уголовные дела. А это очень серьезный объем работы и мы будем продолжать ужесточать эту работу.

Вопрос журналиста: Вот вы говорили о других странах, в которых существуют государственные монополии на алкоголь. Скажите в какой сфере вы за ее поддержку?

Малышков: Мое мнение — я за государственную монополию на алкогольную продукцию. Россия — страна особая и все это знаете прекрасно. То, что можно в Люксембурге — у нас не годится. Не годится, потому что мы с разными традициями и разной культурой пития. У нас без водки ни один праздник не проходит. Поэтому, самые легкие деньги они делаются как раз на этом. Я не хочу дальше утомлять вас цифрами. Но миллиарды за эти годы ушли в не карманы государства, не на социальные нужды или не на то же здравоохранение, которое помогало бы лечить алкоголиков, а ушли в частные карманы. Потому что государство потеряло и контроль, и распустило всю эту ситуацию до такого уровня, что у нас раньше не было столько смертей во всем Советском Союзе. Пили, травились, конечно. Но не некачественным алкоголем, а качественным, потому что бывает такое, «перепил». Или гнали собственное что-то. Но таких масштабов не было. Чтобы это было произведено, упаковано и т. д. Мы должны доверять бутылке в упаковке, правильно? Сейчас доверять?! Я вас призываю: будьте внимательными!

Вопрос журналиста: До какого времени будут работать старые акцизные марки?

Малышков: Вы знаете, это не наша юрисдикция — это вопрос Министерства финансов Российской Федерации и налоговых органов, которые должны подготовить на этот счет соответствующие разъяснения.

Вопрос журналиста: До какого времени будут действительны лицензии, выданные до принятия нового закона?

Малышков: До 1 июля все правомочны. А в течение этих вот полгода мы все приведем в соответствие с законом. Я уже назвал: 1 миллион уставной капитал, только юридические лица и целый ряд моментов еще есть, плюс обязательно будет декларирование розничной продажи алкогольной продукции, т. е. лицензиатам необходимо будет выполнять все установленные лицензионные требования и условия.

Вопрос журналиста: До какого времени будет продолжаться торговля алкоголем в павильонах, до сих пор это можно было сделать?

Малышков: Говорю официально: до 1 июля действуют все лицензии, которые были выданы ранее. До 1 июля. В павильоне вы в будущем уже не купите водки. Я уже сказал, что постановление мы выпустили только в конце декабря. Сейчас мы дали всем префектурам разъяснение. Сегодня еще можно купить, но пройдет некоторое время, за которое они определят дислокацию, как я вам уже говорил, где и в каких магазинах можно осуществлять круглосуточную продажу алкогольной продукции, эти магазины получат разрешение, а остальным будет запрещено. Если кто-то будет продолжать такую деятельность, то их мы просто лишим лицензии. Пока вам еще будут продавать. Как только в какой-то префектуре утвердят дислокацию, мы сообщим всем. Я не могу сказать, когда мы это сделаем – 1 или 20 февраля. Но спешить надо. Почему у нас ночью больше всего случается бандитских налетов, преступлений и т. д.? Вы сопоставьте, почему? И будет все понятно. На самом деле, если говорить о контрафактной продукции, то она больше всего - до 60% - продавалась у нас в киосках и палатках. Мы закрыли за год почти 6 тыс. таких объектов. И поверьте, я вам говорю, мы будем действовать жестко. Мы сейчас даем людям какое-то время для того, чтобы все привести в порядок, но после этого, нарушитель вообще не получит больше возможности заниматься этим бизнесом. Мы его возьмем на особый строгий контроль. Не только его, фирму, но и все фамилии, которые в этой фирме.

Вопрос журналиста: Постановление подписано 28-го, ограничение торговли с 1 января, сегодня 17 января. Вы не считаете, что немного времени отпущено?

Малышков: Я же только что объяснил. Мы не ставим вопрос в принципе, постановление действует с 1 января, но сам порядок, он постепенно вводится. Нельзя сегодня сказать, что ты торгуй, а ты — нет. Мы отдали это на решение муниципалитета, потому что мне, как министру, из моего кабинета не видно, где лучше, где ближе, а у нас 40 тыс. объектов торговли. А муниципалитету виднее, где можно, а где нельзя. Для того, чтобы дать нам правильную информацию, им нужно время. Мы дали им время. Я думаю, что в течение февраля эту проблему мы решим.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что будут магазины. Но как быть с магазинами, где есть отделы самообслуживания? Или они тоже сейчас имеют право торговать? И те же магазины, кто работают не до 23, а до 24.00?

Малышков: Сейчас имеют право. Как только префекты утвердят дислокации по своим округам — не будут иметь право.

Вопрос журналиста: Как это может отразиться на другой продукции, содержащей спирт, например, парфюмерии, ваше мнение?

Малышков: Вы знаете, любое ограничение в каких-то мерах, оно сказывается каким-то образом. Так же, как газ или бензин дорожает, это сразу отражается даже на хлебе. Это, естественно, понятно почему. Поэтому и здесь, видимо, будут моменты, которые могут привести к каким-то последствиям. Но я не думаю, поскольку сама ценовая политика не меняется в этом вопросе.

Вопрос журналиста: Скажите, а действие этого постановления распространяется на торговлю пивом и считаете ли вы необходимым ужесточить правила торговли в отношении пива?

Малышков: На этот счет: у нас есть отдельный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Вместе с тем, пиво не относится к алкогольной продукции, поэтому мы на его розничную реализацию лицензии не даем. Для меня: пусть лучше пиво пьют, чем водку.

Спектор: Я смотрю вопросов больше нет. Поблагодарим Владимира Ивановича. Спасибо всем и до новых встреч у нас в пресс-центре.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру