“Вазоборонэкспорт”: упал, отжался

Амбиции военных, командующих сейчас тольяттинским автогигантом, вызывают недоумение

9 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 438

При оценке со стороны событий на АвтоВАЗе, началом которых в конце прошлого года послужил неожиданный “уход на пенсию” Владимира Каданникова, вопросов набирается значительно больше, чем ответов.


Можно предположить, что появление на автогиганте в качестве кризисных менеджеров представителей ФГУП “Рособоронэкспорт” инициировано с самого что ни на есть верха, и если это так, то сразу отпадают многие вопросы. Зато ответ на главный из них — о причинах смены власти — мы так и не получили. Кроме того, остается неясной дальнейшая судьба контрольного пакета акций крупнейшей российской производственной компании. На голову которой к тому же скоро рухнет золотой дождь (и бремя) глобальных инвестиций.

Войдя во власть, новое руководство автогиганта рьяно принялось за дело. В считанные дни лишились своих кресел не только менеджеры высшего звена, но и руководители более мелких структурных подразделений. Таким образом “государевы люди” избавляются от усилившегося в последнее время влияния на предприятии группы компаний СОК. Кстати, неплохо было бы объяснить, чем группа СОК (крупнейший поставщик автокомпонентов и производитель авто) стала так неугодна государству. Новые вазовские инициативы — аппетит приходит во время еды — прослеживаются и в проекте соития АвтоВАЗа, КамАЗа и ГАЗа в одну большую государственную (!) автокорпорацию. Путину идея понравилась.

На достигнутом новые менеджеры останавливаться не собираются. Каждый день из Тольятти приходит все новая информация. Так, в начале февраля стало известно, что ОАО “АвтоВАЗ” планирует построить новый завод по производству автомобилей мощностью до 450000 машин в год. Об этом объявил президент и генеральный директор ОАО “АвтоВАЗ” Игорь Есиповский. На новом заводе в течение 5 лет будет налажено производство 12 новых моделей автомобилей на различных платформах. Как сообщил председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков, для реализации проекта под гарантии государства будут привлечены средства банков и прочих финансовых структур, включая иностранных. По его словам, инвестиции в этот проект могут составить несколько миллиардов долларов.

В многочисленных публикациях новое руководство предприятия называют не иначе как кризисными менеджерами. Они, дескать, должны навести наконец порядок на заводе. Нет, я не против порядка. Более того, я понимаю, что в последние годы АвтоВАЗ потерял значительную долю на рынке новых авто. Когда продажи иномарок прогрессируют на 50—60% в год, сбыт автомобилей Lada по сути замер на показателях десятилетней давности. Однако ни правительство, ни “Рособоронэкспорт”, ни кто другой не поясняют и не договаривают самой существенной малости. А в чем, собственно, состоял кризис, если акциями предприятия успешно торгуют на бирже, а в 2005 году АвтоВАЗ показал чистую прибыль в размере 4,57 млрд. рублей? И зачем в преддверии памятного внеочередного декабрьского собрания акционеров нужно было стягивать на АвтоВАЗ ОМОН из удаленных (неподконтрольных Тольятти) регионов? Для усмирения непокорных акционеров? Просветите! Думается, мы имеем право знать, от какого агрессора собирались защищаться столь радикальными мерами.

Что же касается “АвтоВАЗа №2”, пусть и самого современного, то его необходимость участники рынка пока оценивают по меньшей мере как сомнительную. При ныне существующем уровне качества и цен на тольяттинскую продукцию и одного завода россиянам пока не прокормить. Кроме того, насколько конкурентными окажутся 12 новых отечественных моделей — тоже большой вопрос. Одним словом, интрига вокруг автогиганта закручивается нешуточная.

Решившись вложить огромные средства в АвтоВАЗ, любой вменяемый инвестор захочет соответствующих гарантий. Лучшая из них — внушительный пакет акций предприятия. Похоже, чиновникам придется придумывать сравнительно честный способ отъема акций АвтоВАЗа у нынешних владельцев.

Контрольный пакет акций АвтоВАЗа (64%) принадлежит его же дочерним компаниям: AVVA — 38%, ЗАО “ЦО АФК” — 24% и ЗАО “ИФК” — 2%. Соучредителями этих структур в том числе являются люди, ранее занимавшие ведущие руководящие посты на предприятии. Например, в совет директоров AVVA (“Автомобильный всероссийский альянс”) входят Владимир Каданников, Владимир Кучай, Виталий Вильчик и др.



Партнеры