С нечистоплотными сотрудниками ГИБДД, милиции, страховых компаний сталкивается каждый автовладелец. Вот только далеко не всякий знает, что можно противопоставить их произволу. Где искать правду и как отстоять свои права, в конце января в чате “МК”, в “прямом эфире”, нашим читателям рассказывал почетный адвокат РФ, вице-президент общественной организации “Движение автомобилистов России” Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.
И зеленый покраснеет
Меня остановил инспектор ДПС и заявил, что я проехал на красный сигнал светофора. Попытался доказать обратное, ведь ехал-то на зеленый. Но гаишник выписал штраф. Насколько правомерны его действия?
Максим ПАВЛОВ.
— Инспектор был не прав. Принцип презумпции невиновности, заключенный в ст.49 Конституции РФ и ст.1.5 КоАП РФ, гласит, что именно инспектор должен доказать вину водителя, а последний не обязан оправдываться и сочинять легенды. Любое же сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Поэтому постановление инспектора может быть отменено судом, если вы подадите жалобу.
Накажут невиновного
Слышал, что руководство ГИБДД ратует за введение в России западной системы учета нарушений. То есть будут фотографировать, например, превысивший скорость автомобиль, а потом высылать владельцу штрафные квитанции. Но что делать тому, кто разрешил эксплуатировать своего “железного коня” по доверенности? Будет ли возможность доказать свою невиновность и как вообще подобные новшества согласуются с принципом презумпции невиновности, прописанном в Конституции?
Сергей ПОЛОЗОВ.
— Действительно, ГАИ с помощью целого ряда депутатов Госдумы инспирирует нарушение принципа презумпции невиновности. Суть предлагаемых законопроектов — в том, что для нарушителей таможенных, паспортных, экологических и иных правил этот принцип будет продолжать действовать, а вот на дороге предлагается ввести обратный принцип — принцип презумпции виновности. Вслед удаляющейся машине будет щелкать установленная на столбе камера, фиксируя марку, цвет и регистрационный знак, но не личность нарушителя. Затем собственнику авто придет счет на оплату штрафа. То есть наказывать будут не виновного, а хозяина автомобиля.
Что является грубым нарушением: на подобные проекты еще несколько месяцев назад было дано отрицательное заключение Правового управления Думы и Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Поэтому я думаю, что вся прогрессивно думающая общественность станет единой стеной против вопиющего нарушения одного из важнейших принципов Конституции. Если же подобный проект все-таки воплотится в жизнь, то фраза “ГАИ готовит на дорогах России 37-й год” перестанет быть метафорой.
Полную версию диалога адвоката Леонида Ольшанского с читателями вы найдете на сайте “МК” и в ближайшем номере газеты “МКмобиль”, который появится в продаже 13 февраля.