Небо в клеточку

Монте-Кристо сидел на Украине, а де Сад — в санатории

Говорят, по тюрьмам можно узнать историю целого государства. К тому же от сумы да от тюрьмы — не зарекайся. Наверное, поэтому экскурсии в места не столь отдаленные так популярны. В каждой стране найдется застенок, о котором можно рассказать много интересного. “Турклуб” выбрал самые знаменитые из них.

К Ходорковскому? В “стекляшку”!

После того как российский олигарх оказался за решеткой, интерес к казенным домам у туристов заметно прибавился. Некоторые газеты писали, что в Краснокаменске, где отбывает срок Ходорковский, даже построили новую дорогу и гостиницу в ожидании туристов со всех концов мира.

— Да вы что, никаких туристов у нас нет, — изумились в администрации города. — Только журналисты приезжают. Гостиниц новых тоже не строили, дорога как была одна, так и осталась. Все развлечение местных жителей — “стекляшка” с пивом и водкой да единственное кафе, где справляют все свадьбы. Сейчас у нас –32 градуса, все по домам сидят. Да и кто поедет в такую даль, чтобы посмотреть на зону издалека, близко-то все равно не подпустят. Вот если когда-нибудь эта тюрьма станет музеем или камеру Ходорковского после его освобождения откроют для посетителей — тогда другое дело, туристы повалят...

Еда с тележки Сталина

Зато туристы могут осмотреть другие российские тюрьмы. Петропавловская крепость в Петербурге, музей Соловецкого лагеря, музей в Пермской зоне. И Владимирский централ. В последнем разрешение на каждую экскурсию выдает лично начальник тюрьмы. Главное условие — турист не должен отходить от гида дальше, чем на один метр.

При входе в централ посетители сдают документы, мобильные телефоны, острые предметы. Туристам рассказывают о знаменитых узниках — писателе Данииле Андрееве, который создал здесь роман “Роза мира”, жене военачальника Буденного, певице Лидии Руслановой, чьи громкие песни слушала вся зона, актрисе Зое Федоровой. Говорят, чтобы посмотреть на звезду в глазок, у дверей ее камеры выстраивалась очередь из надзирателей. Фамилии некоторых зэков были засекречены. Например, под номерами 22 и 23 скрывались Анна и Евгения Аллилуевы (сестра жены Сталина и ее сноха).

Только здесь можно увидеть тележку для развоза еды, сделанную самим Василием Сталиным. Сын вождя был на особом положении у тюремной администрации, они любили его за добрый и простой характер. Есть экспонаты и попроще — фигурки из хлеба, нарисованные доллары.

В ГУЛАГ по доброй воле

Отведать настоящей баланды и посидеть в карцере можно только в пермской зоне. Здесь, среди болот и непроходимых лесов, в селе Кучино находился лагерь для политзэков. Теперь он превращен в музей.

“Пермь–36” — единственный в своем роде памятник ГУЛАГу, который практически не подвергался реконструкции с тех пор, как эти стены покинул последний заключенный. Было это, кстати, в 1987 году. Среди тех, кто здесь мотал срок, были священник Глеб Якунин, правозащитник Сергей Ковалев, писатель Анатолий Марченко...

— Внешне лагерь почти не изменился за двадцать с лишним лет. Те же бараки, старый, уже покосившийся сруб, который служил КПП, — через него зэки проходили в промзону и обратно в бараки, штаб, в котором, как и раньше, сидит охрана, — рассказывает сотрудница пермской турфирмы Татьяна Симонова. — Самое интересное в музее — здание штрафного изолятора: нары, прикрепленные цепями к стене, на которых может провести время любой желающий.

Нам недавно звонили австралийцы, предлагали любые деньги, лишь бы Новый год отметить в изоляторе, но мы отказали — все-таки здесь люди умирали за идеи, и на их костях веселиться грех. Но вообще-то иностранцы здесь частые гости, для них советская тюрьма — экзотика.

Бастилия была санаторием

День взятия Бастилии уже несколько лет отмечают московские ночные клубы, причем с костюмами и “взятием”. Но мало кто из них знает, что целью штурма было вовсе не освобождение заключенных, а сама тюрьма больше напоминала дом отдыха, а не застенок.

— Если бы Ходорковский жил в XVIII веке и во Франции, его обязательно поместили бы в Бастилию, ведь она считалась в то время тюрьмой для знати и просто состоятельных людей, — рассказывает историк Вадим Шеин. — Условия в ней были далеки от тех, что царили в тюрьмах для простолюдинов. Здесь подавали изысканные кушанья, спали VIP-заключенные на шелковых простынях и ходили не в казенных лохмотьях, а в собственных платьях. Они могли писать и читать что хотят — в Бастилии была библиотека. Слуги заключенных могли передавать посылки от своих господ, сидящих в заточении, на волю и обратно без ограничений. Зэков здесь было обычно немного, в основном преступников держали в других тюрьмах, подальше от Парижа.

Один из самых знаменитых здешних обитателей, маркиз де Сад, провел здесь пять с половиной лет и написал несколько произведений, в том числе книгу “120 дней Содома”. Кстати, буквально за пару дней до “взятия” де Сад совершил одну выходку: он начал кричать из окна тюрьмы, призывая прохожих на помощь и утверждая, что в Бастилии убивают заключенных, что было неправдой. За это его из Бастилии перевели в другую тюрьму — Шарантон.

Страх перед этой тюрьмой возникал у простых смертных только потому, что там мог оказаться каждый. Дело в том, что король Франции ввел новый вид поощрения при дворе — “леттр де каше” — приказание об аресте, подписанное королем, в котором имя арестанта оставалось незаполненным. Эти бланки король раздавал отличившимся приближенным в награду, чтобы те в случае необходимости могли упрятать в тюрьму своих врагов или неугодных людей, причем без всякого суда. Заключенного держали до тех пор, пока владелец страшного письма не испросит позволения у короля освободить узника. А так как дел у короля было и без того достаточно, про узников часто забывали.

Так что за история приключилась со взятием? Восставшим нужно было оружие и порох, а пороховой склад был только в Бастилии. Его и требовали выдать мятежники. Так как охрана крепости решила защищаться, народ разозлился. В итоге комендант крепости сдался на милость восставших и был тут же обезглавлен. А восставшие разграбили комнаты заключенных, в том числе уничтожив и рукописи де Сада, и отправились дальше вершить революцию. Никаких революционеров на тот момент в тюрьме не было, а малочисленные заключенные просто разбежались. После этого “штурма” Учредительное собрание приказало разобрать каземат. Территория, где он размещался, теперь называется площадью Бастилии.

Сегодня на месте тюрьмы остался лишь ее контур, выложенный кирпичами. А посещение площади Бастилии входит в обзорную экскурсию по Парижу.

Бутерброд от Дантеса

Благодаря роману Дюма неприметная башенка возле Марселя стала самой знаменитой у наших соотечественников тюрьмой. Остров Иф — самый маленький из четырех островов близ Марселя. Изначально крепость строилась как стратегический объект, но вскоре сюда перевезли марсельских преступников.

Специалисты до сих пор спорят, сидел ли на самом деле прототип героя романа Дюма в этих застенках, но доказательств, подтверждающих этот факт или опровергающих его, так и не нашли. Зато экскурсоводы показывают всем туристам небольшой лаз, якобы проделанный при помощи ложки.

— Добраться до замка можно на катере, который регулярно ходит от пристани Марселя. Путь до острова занимает 10—15 минут, — рассказывает Сергей, побывавший в знаменитых застенках. — Корабли и катера на остров Иф ходят с интервалом в час. На осмотр замка уйдет 15 минут, все остальное время придется сидеть в единственном баре, где цены кусаются. Рекомендую захватить с собой какую-нибудь бутылочку и бутерброды и еще одеться потеплее, потому что там постоянно дует сильный ветер.

Кстати, некоторые путеводители утверждают, что в замке Иф сидели и знаменитая Железная Маска, и даже маркиз де Сад, но это не так.

Интересно, что отечественный фильм “Узник замка Иф” снимали на Украине, в Каменец-Подольском, — тамошние замки один в один напоминают французский прототип. Так что отечественный граф на самом деле ковырял подкоп в украинской средневековой крепости Хотин.

Тауэр: знакомьтесь с пытками

Лондонский Тауэр на протяжении почти тысячелетней своей истории был крепостью, которая являлась одновременно резиденцией королей, зоопарком, оружейным складом, казной, а также тюрьмой и местом казни.

— Войдя через западный вход, можно увидеть, как происходила защита Тауэра от нападений, — рассказывает сотрудница Британского управления по туризму Екатерина Ивашечкина. — Здесь на стенах до сих пор стоят пушки. В Водном переулке туристам показывают “ворота предателей”, ведущие к реке. Через них проходили знаменитые узники, приговоренные к смерти. Среди заключенных Тауэра значатся сэр Уолтер Рэйли, проведший в тюрьме 13 лет, королева Анна Болейн...

Судя по документальным свидетельствам, в дни Реформации жестокое обращение с заключенными вошло в норму. Пытали наиболее опасных преступников в Кровавой башне. Там до сих пор сохранились орудия пыток, например, знаменитое кресло, которое сковывало руки и ноги сидящему. В сиденье кресла сделано отверстие, через которое с “пленника” срезали одежду и прижигали клеймо или отрезали гениталии. Еще там есть специальные палочки, которые засовывали под ногти, топоры палачей и прочие “милые безделушки”.

Алькатрас разберут по кусочкам

Самая страшная тюрьма, из которой никто никогда не убегал, находится в заливе близ Сан-Франциско. В 1963-м генеральный прокурор США Роберт Кеннеди, брат президента Джона Кеннеди, подписал указ о закрытии тюрьмы из-за ее плохого состояния. Последние заключенные были вывезены на материк, а легендарная тюрьма стала музеем.

История этого печально знаменитого места началась в 1775 году, когда испанский исследователь лейтенант Хуан Мануэль де Айяла открыл остров, на котором жила большая колония пеликанов. Остров так и назвали Isla de Las Alcatraces — остров Пеликанов. За время своего существования Алькатрас побывал и фортом, и крепостью, и страшной тюрьмой.

— Туристов привозят на остров на катере или кораблике, дорога занимает минут 20—30, — рассказывает менеджер турфирмы, организующей поездки в США, Сергей Трофимов. — Минут 20 туристы осматривают камеры — они не с железными дверями, а с решетчатыми, и окон в них нет вообще. На стене камеры, где сидел самый знаменитый алькатрасовец — Аль Капоне, нарисована Мадонна и написано: “Господи, прости”. Правда, кем сделаны эти изображения, неизвестно. После экскурсии можно посидеть в ресторанчике, купить сувениры. Я, например, приобрел самый ходовой сувенир — майку с надписью “Я сбежал из Алькатраса”. Здесь же продаются биографии знаменитых заключенных, многие из них написаны самими преступниками. Самая популярная книга — про Аль Капоне, стоит она немало — $40.

Любопытно, что с недавних пор туристы могут увезти отсюда не только майки и значки, но и кусок самой тюрьмы. Дело в том, что в ходе реставрации владельцы острова столкнулись с необходимостью вывезти разрушенные фрагменты тюрьмы. Чтобы не тратить на это деньги, кусочки решили продавать, а вырученные средства пустить на обновление Скалы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру