Предводитель красной губернии

К 90-летию бывшего первого секретаря обкома партии Василия Конотопа К 90-летию бывшего первого секретаря обкома партии Василия Конотопа

В понедельник, 13 февраля, старые коммунисты Подмосковья скромно, но с достоинством отметили 90-летний юбилей бывшего первого секретаря МК КПСС Василия Конотопа — легендарного партийного вожака, возглавлявшего область с 1956 по 1985 г. По случаю юбилея на Старой площади был даже дан торжественный обед. “МК” разыскал людей, которые работали с Конотопом и строили коммунизм в отдельно взятой губернии.


В Московскую область Василий Иванович приехал в конце войны: молодого инженера партия и правительство направили на Коломенский завод, где трудилось около 20 тысяч человек, выпускали они тепловозы. Очень скоро Конотоп был избран секретарем парткома предприятия, а впоследствии и первым секретарем Коломенского ГК КПСС. Уже с этого поста в середине 50-х годов он ушел на повышение, возглавил областную партийную организацию.

Товарищи по работе отмечают три качества, которые были свойственны тогдашнему первому секретарю МК КПСС: долг перед Родиной, честь и большая партийная скромность. За те годы, что он руководил столичной областью, Василий Иванович не нажил капиталов, у него не было ни автомобиля, ни личной дачи. Он умер в бедности в 79 лет.

— Конотоп всегда отстаивал интересы Московской области и в ЦК КПСС, и в Совмине Союза, — вспоминает Василий Серафимович Пестов, работавший в те годы председателем Мособлисполкома. — Наш регион был одним из ведущих в стране по развитию промышленности, науки, села. Василию Ивановичу с большим трудом удалось добиться того, чтобы регион (как Москва и Ленинград) финансировался не республикой, а Совмином СССР, имел в бюджете отдельную строку…

Впрочем, подмосковные коммунисты тоже защищали своего партийного лидера. В 1974 году Конотопа вызвал Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев. Поблагодарил за работу и предложил возглавить союзный Комитет по труду и зарплате — в СССР был такой комитет на правах министерства. Василий Иванович мягко, но решительно отказался. Под тем предлогом, что в регионе выполняются сложные государственные программы и коммунисты области его просто не поймут, если он оставит свой край на “распутье”.

Через какое-то время Брежнев опять вернулся к своему предложению — и снова получил отказ. Тогда в ЦК на дружескую беседу вызвали Пестова. Спросили напрямик: как отнесется областной актив к уходу первого секретаря МК? Василий Серафимович ответил, что отрицательно: партийцы не отпустят Конотопа, так они его любят и уважают.

На должность председателя Комитета по труду товарищам из ЦК пришлось искать другую кандидатуру.

— Василий Иванович часто выезжал в область? — спрашиваю Пестова.

— Постоянно! — говорит он. — Давайте расскажу о самом обычном его визите. Летом 1972 года, когда горели торфяники, как-то в воскресенье к нам неожиданно приехал Василий Иванович. Я тогда был первым секретарем Подольского ГК КПСС. Мы только-только перебрались из старого здания горкома в новое — в “белый дом”. Я, как сейчас помню, тогда сказал: “Вот, Василий Иванович, может, этот дом будет зданием обкома партии?” Уже в те времена мы осторожно обсуждали идею создания в Подмосковье своего административно-политического центра.

Первым делом Конотоп поехал по магазинам — посмотреть торговлю овощами. Область, как я уже сказал, “горела”, и с сельхозпродукцией у нас имелись конкретные трудности. Потом мы проехали на рынок и сравнили цены на овощи там и в магазинах: Василий Иванович остался доволен и ассортиментом, и культурой торговли. Рынок у нас был еще старый, и я сообщил Конотопу, что хотим построить новый, и показал место, где планировалось его возвести. На тот момент там возвышались старые жилые дома. “А куда же ты людей переселишь?” — спросил он меня. “Если вы разрешите, то за год мы построим один многоэтажный жилой дом сверх плана, в нем люди и справят новоселье”. “Стройте!” — сказал Конотоп.

В тот же день, — продолжает Василий Серафимович, — мы поехали смотреть на строящуюся гостиницу “Подмосковье” на 400 мест. Я пожаловался на проект: очень уж скромная гостиница, примитивные стройматериалы…

— Сделайте так, чтобы не было стыдно! — согласился со мной Василий Иванович.

— Ну тогда мы превысим сметную стоимость работ, — возразил я. — Нас комиссии замучают проверками.

— Ничего, я вас прикрою, — сказал он.

Но в конечном итоге гостиница нам обошлась на 500 тысяч рублей больше, чем предполагалось сметой. И ситуацией действительно начала заниматься специально созданная парткомиссия. Однако Василий Иванович поддержал позицию города. В то воскресенье мы побывали еще в совхозе “Кленова-Чегодаева”, где сдавалась принципиально новая животноводческая ферма с подпольным складированием навоза. Этот объект Конотопу очень понравился, и уже скоро в области стали строиться именно такие животноводческие комплексы. Уехал он от нас в двенадцатом часу ночи, вот вам и воскресенье! У Василия Ивановича не было выходных дней…

В отставку Конотопа отправили в 1985 году, а вскоре после него со своего поста ушел и я.

В понедельник, в день 90-летия бывшего подмосковного вожака, в Коломне открыли мемориальную доску в его честь, именем Конотопа назвали техникум, а лучшим его учащимся будут присуждаться повышенные стипендии имени бывшего партийного секретаря.

Спрашиваю собеседника: с чего вдруг вспомнили про Конотопа?

— Скорее всего это инициатива губернатора Громова, — отвечает он. — Конотоп очень много сделал для развития региона, в советские времена Подмосковье входило в первую тройку — после Москвы и Ленинграда. При Громове наша область тоже оживилась, стала динамично развиваться. В этом прослеживается преемственность политики областных руководителей…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру