Продавцы звезд

Залог успеха: “Артист должен быть влюблен в своего продюсера, и не обязательно платонически”

17 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 531

Есть такая профессия — артиста продвигать. Любому, вступившему на тропу шоу-бизнеса, необходим человек, который обязан вести молодого, талантливого по этой непростой дороге. Продюсер. Это слово появилось в нашем обиходе не так давно, но уже прочно застряло в умах. И если одни тщеславные подростки завидуют славе Димы Билана, то другие отчетливо понимают, благодаря кому Билан стал Биланом, и… мечтают о профессии продюсера. “МК” выяснил, откуда взялись продюсеры в российской музыкальной индустрии и как и где акулы шоу-бизнеса готовят себе достойную замену.


“Я б в продюсеры пошел, пусть меня научат” — самые известные ныне промоутеры шоу-бизнеса нигде специально азам профессии не обучались. В непростой музыкальный бизнес маститые продюсеры попали разными путями. Среди акул музыкальной индустрии процветают композиторы. Им просто необходимо продвигать свой товар. Но административной работой занимаются далеко не все, кто сочиняет музыку.

Игорь Крутой, например, был обычным музыкантом. Играл в многочисленных ВИА на рояле. Но в начале 80-х попал в коллектив Валентины Толкуновой на должность директора. Административная работа открыла для Игоря Яковлевича новые горизонты. Спустя почти десять лет Крутой создает продюсерскую фирму, которая сейчас стала одной из самых крупных на рынке.

Другой не менее уважаемый продюсер Иосиф Пригожин в отрочестве играл на барабанах в Махачкале и мечтал о кинокарьере. Выпускник московского ПТУ по специальности “изолировщик тепло- и гидроизоляции” долгие холодные вечера проводил на столичных вокзалах, тщетно три года подряд пытался поступить в ГИТИС. Не теряя надежды, Иосиф Игоревич, что называется, тусовался. На одной из творческих посиделок Пригожин познакомился с Юрием Айзеншписом, который на тот момент был директором группы “Кино”. Пригожин, говоря русским языком, был мальчиком на побегушках: “Я выполнял мелкие поручения Юрия Шмильевича и нисколько этого не стыжусь. Потом мне стали доверять артистов, и я ездил по стране в качестве администратора”, — вспоминает муж Валерии.

Некоторые, как Евгений Фридлянд, попали в шоу-бизнес благодаря партийной работе. Глава одного из самых крупных продюсерских центров закончил медицинский и какое-то время был замдиректора молодежного центра досуга Кемеровского обкома комсомола, а уже потом возглавил музыкальное объединение в Государственной филармонии Кузбасса, гораздо позже была работа с группой “Браво”, и Валерием Меладзе, и создание первого бойз-бэнда “Премьер-министр”.

Хочешь стать продюсером — будь им. Для начала просто необходимо любить музыку, разбираться в музыкальных течениях и тусоваться, тусоваться, тусоваться. Профессиональные навыки можно получить только на производстве, а вот азы бизнеса, экономическую базу и структуру стоит освоить на факультете менеджмента и продюсирования.

На продюсера можно учиться пять лет и получить полноценное высшее образование, а можно и год. Так называемая профессиональная годичная переподготовка пользуется наибольшим спросом. Еще бы. Во-первых, дешевле, во-вторых, среди тех, кто только закончил школу, гораздо больше людей, мечтающих стать Биланом, а не Айзеншписом. Азы шоу-бизнеса обычно преподают наиболее удачливые практики музыкального дела. Артемий Троицкий, например, читает лекции по истории индустрии развлечения и учит, как составлять пресс-релизы. Промоутер Андрей Фомин, который организует в Москве самые громкие светские мероприятия, также подрабатывает на кафедре — ведет курс с нехитрым названием “Организация презентаций и спецмероприятий”. Продюсерскую практику преподает тот же Пригожин. Один из самых маститых музыкальных пиарщиков — Александр Кушнир — популярно объясняет, что это за реклама такая, шоубизнесовская.

— Саша, вот прилетел человек с Марса и спрашивает — кто такой продюсер?

— В западном понимании продюсер — это человек, который определяет стиль, стратегию и делает неизвестного артиста известным. В русском понимании продюсер — человек, который находит деньги для артиста и тщетно надеется их отбить. В любом бизнесе, начиная от разведки и контрразведки (см. фильм с Брэдом Питтом “Шпионские игры”) и заканчивая продюсированием и политикой, в ходе успешного общения используются исключительно так называемые личные связи. Это данность, и в этом нет ничего — ни хорошего, ни плохого. Что же касается вложенных денег, то некоторые продюсеры осваивают чужие бюджеты, а некоторые рискуют собственными деньгами. Из проектов, в которых я принимал участие, на собственные деньги менеджмента осуществлялось стартовое продвижение таких групп, как “Мумий Тролль”, “Океан Эльзи”, “Глюкоза”, “Земфира”. И уже дальше к раскрутке подключались мегакорпорации.

— Кто они — студенты факультета продюсирования?

— С одной стороны — молодые люди, готовые заплатить несколько тысяч долларов за обучение. С другой стороны — это выходцы из разных сфер бизнеса в возрасте от 23 до 30 лет, которые хотят попробовать свои силы в шоу-индустрии. Ради этого они готовы и хотят учиться.

— Смогут ли когда-нибудь профессиональные продюсеры вытеснить из шоу-бизнеса самородков с громкими именами? Что для этого должно произойти? Сколько лет должно пройти?

— Мне сложно сказать, что такое в России профессиональный продюсер. Наиболее уважаемые мною продюсеры (от Фадеева и Бурлакова до Меладзе и Айзеншписа) — “самородки с громкими именами”. Так что не очень понятно, кто кого должен вытеснять. А вообще, на лекциях я рассказываю студентам о том, что необходимое условие будущего успеха продюсера — съесть несколько тонн “говна”. Другими словами, хоть раз в своей жизни “провалить” “Олимпийский”, попасть в минус тысяч на 50—100 долларов, и тогда жизненно-остро перед глазами встанут 2 вопроса: что было сделано не так и где найти недостающие деньги? Если человек сможет на них ответить — выживет. Не сможет — или надо начинать петь самому (желательно блюзы), или переквалифицироваться в управдома.

— На сегодняшний день в России какой вид более выгоден — продюсирование отдельного артиста (скажем, очень популярного) или организация продюсерского центра?

— Общих правил нет. С точки зрения стандартной логики легче работать “в пакете”, когда клипы для разных артистов снимает одна и та же команда клипмейкеров, альбомы записывает одна и та же команда саунд-продюсеров, а PR осуществляет одно и то же PR-агентство. По такому принципу в 90-х работали “Утекай звукозапись”, в настоящее время — “Reflex Music”, ПЦ Фадеева и Real Records при Алене Михайловой.

— Какими качествами должен обладать музыкальный продюсер, по-вашему?

— Ответ прост: в первую очередь — любить музыку. Во вторую очередь — быть для артиста гуру, психологом, другом и старшим братом одновременно. В идеале — артист должен быть влюблен в своего продюсера, не обязательно платонически.




Партнеры