Россияне останутся с голой помпой?

Миллиардам, выделенным на нацпроекты, найдут “отстойное” применение

Ни один проект в России не подавался с такой помпой, как “национальные проекты”. Специально для присмотра за ними в правительстве придумали аж первого вице-премьера и озадачили министров. Процесс контролируют в Счетной палате и даже в Генпрокуратуре. А “сверху” за всем пристально наблюдает сам президент. У семи нянек, как известно, дитя без глазу. В чем и убедился доктор экономических наук Никита КРИЧЕВСКИЙ. Расчеты показывают: отпущенные на социалку нефтяные миллиарды можно потратить куда более рационально.

“Здравоохранение”: “скорая” по цене “Мерседеса”

Национальный проект по медицине содержит много нужных мероприятий, например, подготовку и повышение квалификации врачебных кадров, денежные выплаты врачам и медсестрам, строительство медицинских центров, усиление борьбы с ВИЧ и гепатитом, проведение профилактических мероприятий. Надбавки к зарплатам врачей и медсестер уже выплачиваются. Вы не обратили внимания, что суммы доплат названы, а сроки, в течение которых они будут существовать, — нет? Почему эти деньги проходят по смете нацпроекта не только в 2006-м, но и в 2007 году? По каким причинам увеличение зарплат не закладывается в федеральный и региональные бюджеты на 2007 год?

Согласно графику, на автотранспорт будет отпущено 7,5 млрд. рублей. Эти деньги потратят на 11640 обычных “скорых” и 480 реанимобилей. Машина “скорой” на базе “Газели” или “уазика” стоит порядка 400 тыс. рублей — такова розничная цена в Москве. Подсчитаем: все “скорые” обойдутся бюджету в 4,7 млрд. рублей. Выходит, оставшиеся 2,8 млрд. будут потрачены на 480 реанимобилей? В этом случае один экземпляр будет стоить 5,8 млн. рублей — более 200 тыс. долларов! Между прочим, даже импортный аналог реанимобиля без учета оптовых скидок стоит в пять раз дешевле. Что уж говорить об отечественном, за использование которого выступают и врачи, и водители.

Но если при покупке автотранспорта можно хотя бы прикинуть смету, то что такое “диагностическое оборудование”, понять сложно: это компьютерный томограф последнего поколения или ручной тонометр, доставшийся от бабушки? Остается надеяться, что конкурсы на освоение почти 30 млрд. рублей выиграют российские производители медицинского оборудования, на счету которых немало выдающихся изобретений в диагностике.

В графике выполнения нацпроекта содержится весьма любопытный блок: “Обследование новорожденных детей на галактоземию и адреногенитальный синдром”. На проверку за два года 1,9 млн. новорожденных выделено 900 млн. рублей.

Галактоземия — врожденная неспособность организма усваивать сахар (галактозу). Адреногенитальный синдром (АГС) — наследственное заболевание, которое заключается в нарушении синтеза гормонов коры надпочечников. АГС проявляется уже в первые дни жизни в форме обильных срыгиваний, рвоты, потери массы тела. К счастью, АГС встречается редко — 1 на 5000 новорожденных детей страдает этим недугом. Из 1,5 миллиона родившихся в 2004 году это заболевание могло быть выявлено у 300. Но дело не в цифрах. По мнению самих врачей, клиническая картина наиболее опасной для жизни сольтеряющей формы АГС настолько выражена, что ее диагностика не составляет особого труда. Выявить эту болезнь для специалиста — не проблема, и тем не менее на это выделяется аж 900 млн. рублей! Объяснение тут может быть только одно: возможно, у кого-то из ответственных за нацпроект в семье случилась вышеописанная трагедия — этим и объясняется выделение почти миллиарда рублей на то, что определяется бесплатно.

Важные блоки нацпроекта — диспансеризация работающего населения и внедрение родовых сертификатов. На диспансеризацию в проекте заложено 7 млрд. рублей. За два года пройти ее должны 24,7 млн. человек. Или — только треть трудоспособных граждан. При этом финансирование диспансеризации будет осуществляться деньгами Фонда социального страхования РФ, не имеющего отношения к медицинскому страхованию. Фонд соцстраха оплачивает больничные, санаторно-курортное обслуживание, пособия при несчастных случаях на производстве. После снижения ставки ЕСН Фонд соцстраха имеет бледный вид: при прежних объемах выплат страховые взносы в этот фонд сократились более чем на 20%, поэтому теперь больничные оплачиваются с третьего дня заболевания, устанавливается верхняя планка выплат по временной нетрудоспособности, наверняка будет ограничена компенсация больничных по уходу за ребенком.

Вслед за диспансеризацией окончательно подорвет финансовую устойчивость фонда оплата родовых сертификатов. Каждый из них стоит 7 тыс. рублей. В 2004 году в России родилось чуть больше 1,5 млн. детей. Общая сумма перекачанных из Фонда соцстраха средств составит за два года ни много ни мало 21 млрд. рублей! Добавим к этому 7 млрд. рублей на диспансеризацию — и получим “неплохую прибавку”, которую перетянет на себя Минздравсоцразвития. Недостаток политической массы тела фонда привел к тому, что он стал ярким образчиком дойной коровы, которую дербанят все кому не лень. Так что впереди нас ждут очередные снижения выплат из соцстраха. Что пострадает — пока неизвестно. Те же больничные могут начать оплачивать только с четвертого дня, ужесточатся требования к определению профзаболеваний и т.д.

На информационную поддержку нацпроекта по здравоохранению отписано 1,3 млрд. рублей. Это расходы на всероссийские совещания, встречи с общественными организациями, союзами и ассоциациями, пресс-конференции в столице и регионах. Предполагается издание брошюр, демонстрация видеороликов, организация “горячей линии” для выпускания пара и создания видимости обратной связи. Для создания миража на месте бездарно потраченных средств и миллиарда не жалко!

“Доступное жилье”: одна квартира по цене двух

В царской России кредиты под залог строящегося или имеющегося жилья выдавались на срок до 66 лет максимум под 8% годовых. В Советском Союзе функционировала программа жилищно-строительных кооперативов, где граждане вносили первый взнос, а оставшиеся средства погашали в течение 25 лет и под 2% годовых. В современной России приняты законы, создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), существуют целевые программы — а воз и ныне там.

Что предлагается на этот раз? То же самое, поскольку предыдущие задачи не решены: выделять субсидии молодым семьям, обеспечивать жильем граждан, подпадающих под федеральные программы (тех же ветеранов или чернобыльцев), развивать ипотечное кредитование.

В рамках нацпроекта в 2006/07 г. предполагается выделить субсидии на первый взнос более 89 тыс. молодых семей (возраст обоих супругов не превышает 30 лет) на общую сумму более 7 млрд. рублей. Субсидии почти на 4 млрд. будут предоставлены 20 тыс. молодым сельским специалистам. На предоставление жилья 72 тыс. семей инвалидов, ветеранов и ликвидаторов заложено почти 56 млрд. рублей.

В проекте неоднократно упоминается ипотечное жилищное кредитование и АИЖК. За два года планируется поднять уставный фонд АИЖК на 8 млрд. и выдать дополнительные госгарантии по привлеченным средствам на 30 млрд. рублей. По программе “Жилище” объем выданных ипотечных кредитов к 2010 г. планируется довести до рекордных 415 млрд. рублей.

В глазах — рябь, в головах — гордость. Но… субсидии, предоставляемые молодым семьям на оплату первого взноса по жилищной ипотеке (40% от средней стоимости жилья), финансируются так: 10% — из федерального бюджета, 30% — из региональных. Найдут ли средства в регионах? Даже если захотят, искать будут долго. Две трети регионов — дотационные, плюс на “территории” переложили выплаты по монетизации и забрали в центр часть налоговых поступлений. Далее. Молодых семей в России — несколько миллионов, из них более 80% нуждаются в улучшении жилищных условий, а облагодетельствуют менее 100 тысяч. Где те критерии, по которым будут отбирать счастливчиков?

Социологи выяснили: более половины желающих улучшить жилищные условия хотят участвовать в ипотечном кредитовании — при этом 70% опрошенных готовы оплатить первый взнос сами. Иными словами, загвоздка не в субсидиях на первый взнос, а в общей плате за кредит. Вы скажете, субсидии рассчитаны на молодые семьи. Верно, однако улучшить жилищные условия хотели бы около две трети россиян, среди которых молодежи меньшинство. Проблема — не в суммах, а в схеме предоставления кредитов. Сегодня процентная ставка по стандартам АИЖК составляет 12% годовых: то есть за 10 лет только проценты по кредиту превысят стоимость квартиры в два раза.

И тут мы подходим непосредственно к схеме расходования бюджетных средств на ипотеку. Государственные деньги следует тратить не столько на субсидии по первому взносу, сколько на рефинансирование выданных ипотечных кредитов. Государство не должно зарабатывать на своих согражданах!

Уполномоченный банк должен выдавать ипотечную ссуду, оформлять закладную и предоставлять ее для рефинансирования в АИЖК, которое перечислит банку из средств нацпроекта деньги на замещение выданных банковских ресурсов. А теперь самое главное. Процентная ставка по таким кредитам должна составлять 2% годовых: по 1% уполномоченному банку за обслуживание и АИЖК за труды по рефинансированию. Погашение выданных кредитов должно производиться только из “белой” зарплаты и в пропорции не более 50% от совокупного дохода семьи. Или надо больше работать, или придется обелять доходы.

Для реализации такой схемы нужно выделять земельные участки и квартиры в новых микрорайонах. Там и коммунальная инфраструктура дешевле, и затраты на взятки меньше. Хочешь купить квартиру на льготных условиях — поезжай в новый район, не хочешь — копи деньги или бери кредит в коммерческом банке. Вот это и есть свобода выбора — что тебе важнее: дорогой центр в перспективе или доступная окраина прямо сейчас. Погасишь кредит — хоть завтра продавай и переезжай.

“Образование”: деньги исчезнут в Мировой паутине

В национальном проекте много места отведено школе. Отрадно, что часть нефтяных денег с этого года направлена на поощрение лучших учителей страны и оплату за классное руководство. Зарплата в сфере образования за годы реформ составляла не более двух третей от средней по стране (см. график).

На информатизацию школ выделяется 3 млрд. рублей, из которых 1,2 млрд. — на подключение к Интернету. Запустить в Сеть предполагается 20 тыс. школ. Нетрудно подсчитать, что интернетизация одной школы обойдется государству в 60 тыс. рублей — многовато будет даже для отдаленных школ, где телефонная линия уже проложена.

И все же основная часть нацпроекта по образованию посвящена школе высшей, которая и без посторонней помощи развивается успешно. Число сограждан с высшим образованием на 1000 человек населения возросло со 113 в 1989 году до 160 в 2002-м, а количество студентов за последние пять лет увеличилось в 1,5 раза.

В начале нынешнего десятилетия руководство Минобраза присоединилось к европейской реформе высшей школы, целью которой является создание единой Европейской зоны высшего образования. С сентября 2005 г. 30 российских вузов самостоятельно начали эксперимент по переходу на новую систему. При этом в нацпроекте черным по белому написано: первые 10 вузов для материального поощрения будут отобраны в феврале этого года, еще 20 отберут в январе следующего. Скорее всего выигравшие конкурс вузы совпадут с теми, которые уже проводят эксперимент за свой счет. К чему тогда это немалое финансирование: 20 млрд. рублей, или 40% всех средств нацпроекта?

Далее. Еще 9 млрд. рублей предлагается потратить на “Формирование сети национальных университетов и двух бизнес-школ”. Создание двух национальных университетов в Сибири и на юге страны на базе действующих вузов можно только приветствовать. Что касается двух вновь создаваемых бизнес-школ в Московской области и Санкт-Петербурге, возникает ряд вопросов. Прежде всего бизнес-школа Московской области скорее всего будет создана в Москве, а по области откроется сеть филиалов. К чему такие траты, если многие московские вузы уже сейчас имеют филиалы в ближнем и дальнем Подмосковье? Не проще ли создать бизнес-школу на базе уже имеющегося вуза? Возможно, есть логика и в организации санкт-петербургской бизнес-школы. Но в Питере и так есть несколько высших экономических учебных заведений.

Бюджет организационного сопровождения образовательного проекта более скромный по сравнению со здравоохранением — “всего” 280 млн. рублей. Но здесь разработчиков подвела излишняя детальность в расшифровке трат. Кто, например, сможет объяснить разницу между такими мероприятиями, как “Проведение семинаров в субъектах РФ по анализу хода реализации нацпроекта”, “Деятельность организаций, сопровождающих реализацию нацпроекта” и “Мониторинг реализации нацпроекта”, каждая из которых “весит” ровно 40 млн. рублей? Неужели разработчики не знают, что “Создание, наполнение и поддержание интернет-портала нацпроекта” ну никак не тянет на 10 млн. рублей (350 тыс. долларов)? И кто смог убедить их, что проведение каждой из трех запланированных интернет-конференций потребует 1 млн. рублей?

“Развитие АПК”: золотой теленок

Сказать, что сегодня сельское хозяйство безо всякой войны лежит в руинах, — значит ничего не сказать. С 2000 г. посевные площади сократились на 15%, парк тракторов — на 30%, число занятых в сельском хозяйстве — на 20%. Для исправления ситуации разработан национальный проект “Развитие АПК”.

Первый и основной приоритет — “Ускоренное развитие животноводства”. О развитии зерноводства и растениеводства в проекте ни слова. Говоря об “ускорении” животноводства, отметим, что поголовье крупного рогатого скота с 2000 г. уменьшилось на 27%, свиней — почти на 20%, лишь овцы и козы пока держатся.

На реализацию данного приоритета предполагается потратить 14,6 млрд. рублей — почти половину выделяемых средств. Направлений два. Первое — это субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов. Кредиты — долгосрочные, срок возврата до 8 лет. Стройка — любимая забава российских чиновников, на нее выделяется 6,6 млрд. рублей. Под субсидирование будет привлечено 80 млрд. рублей, проценты долгое время (насколько позволит нефтяная конъюнктура) берется погашать государство, а банкиры будут иметь гарантированный доход.

Второе — развитие лизинга племенного скота и агротехники. Намерение благое, другое дело, как оно воплощается. 8 млрд. рублей сначала направят на увеличение уставного капитала ОАО с госучастием “Росагролизинг” и только потом израсходуют на приобретение техники, оборудования и скота! Почему нельзя предусмотреть иной вариант накачки “уставняка” столь уважаемой конторы? В довершение племенной скот будет закупаться за рубежом. Как иностранные быки и коровы адаптируются к нашему климату и кормежке, ясно уже сегодня — плохо.

Еще один приоритет в нацпроекте по сельскому хозяйству — “Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК”, то есть фермеров и подсобников, на который выделяется почти 16 млрд. рублей. Если данный пункт будет выполнен — честь и хвала Минсельхозу, МЭРТу и региональному руководству. И все же…

У колхозов и совхозов в 2004 г. посевная площадь составляла 63 млн. га, а у фермеров — 11 млн. га, то есть в общей структуре посевных площадей на фермерские угодья приходится 16%. По поголовью скота доля фермеров — 10%, остальные головы — колхозных и подсобных хозяйств.

При такой доле посевных площадей (16%) и поголовья скота (10%) наши фермеры произвели только 6% от всей сельскохозяйственной продукции страны! Где остальное? Скрыли от учета и налогообложения? Или умирающие колхозы по-прежнему обставляют новоявленных частников? Нацпроект — возможно, последний шанс для фермерского движения доказать свою пригодность для российского села. Если доказать не удастся — и колхозы развалятся, и фермеры не поднимутся. Останутся бабульки с коровами да мужички с косами.

Что же предполагается сделать для доказательства преимуществ фермера перед колхозником? Во-первых, предусмотреть субсидирование процентных ставок по кредитам, что абсолютно правильно: 80% сельских хозяйств имеют просроченные кредиты, так что новые им просто никто не даст. Во-вторых, простимулировать создание заготконтор, кредитной кооперации, а также производств по переработке продукции, на что планируется выделить 9,4 млрд. рублей из 16 млрд. данного раздела.

Выполнение нацпроекта будет подано с подобающей современному чиновничеству помпой и основательностью, для чего в проекте предусмотрено 300 млн. рублей на информобеспечение и мониторинг реализации.


Справка “МК”

С деньгами — на выход?

Не так давно в резиденции губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко прошло совещание, посвященное реализации в регионе национального проекта в сфере образования. В наступившем году прочти 60 школ города могут претендовать на правительственные гранты в миллион рублей. Кроме того, почти 200 преподавателей могут получить в обозначенных президентом рамках премии по 100 тысяч рублей, присужденных им как лучшим учителям. Вот с ними и вышел, что называется, казус.

Как рассказал присутствующим глава территориального комитета профсоюза работников Петербурга и Ленинградской области Владимир Кузнецов, профсоюз провел опрос среди учителей на тему, что они будут делать, если получат такие суммы. 78% опрошенных заявили, что… немедленно покинут школу, чтобы постараться найти для себя другую сферу деятельности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру