Как прикинуться шлангом?

Если вы залили соседей, можно выйти сухим из воды

18 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 340

— Ты соседей уже второй день заливаешь! — брат подруги звонил ей по “межгороду” и так орал, что, наверное, было слышно на всех семи этажах ее “конторы”. — Дуй домой и разбирайся! И деньги возьми, чтобы с соседями расплатиться! (Девушка уже давно появлялась в своей квартире только для того, чтобы оплатить коммунальные услуги.)

Жэковский сантехник вынес вердикт: “Гибкий шланг перетерся. Щас комиссию вызову, акт составим”. Но жажда деятельности улетучилась, стоило только показать ему емкость с “огненной водой” и сунуть сторублевку. Для переговоров с соседями подруга пригласила двух знакомых здоровячков ростом под два метра. “Эксперты” только плечами пожали: “Тут ремонта часа на два, а расходов — на банку водоэмульсионки от силы”. Что оставалось соседям? Они молча согласились. В общем, внушительные габариты “экспертов” сделали свое дело: за 500 рублей соседи еще и “спасибо” сказали.

Но, проконсультировавшись с юристами Московского общества защиты потребителей, мы выяснили: “автор” потопа могла “перевести стрелки” на изготовителя гибкого шланга.

— Для этого надо было вызвать представителей ДЕЗа, составить акт и зафиксировать возникновение протечки. В акте также указывают причину протечки, то есть из-за чего произошла авария: неисправность труб, кранов и т.п. А также что повреждено и на какой площади.

• Внимание: работники ДЕЗа не имеют права указывать в акте, по чьей вине произошла протечка. Это должны определить эксперты или суд.

После того как акт составлен и подписан, обращаемся в экспертную организацию. Она-то и определит, что является причиной аварии: плохая работа эксплуатирующих служб, фирма-изготовитель сантехнического оборудования или сами жильцы.

Если не хотите оказаться крайними, не беритесь за ремонт сами и не приглашайте “дядю Васю” с улицы. Он ушел, и случись что — его с собаками не сыщешь. Совсем другое дело, если ремонтировала или устанавливала сантехническое оборудование фирма-подрядчик — виновата, пусть расхлебывает. Можно “притянуть” к ответу и изготовителя оборудования (труб, подводки, кранов, вентилей и т.п.). По закону он отвечает “за вред, причиненный товаром в течение срока службы или 10 лет, если таковой не установлен”. Нужно только сохранить все чеки и предъявить их в суде.


Испытание на прочность

Далеко не все знают, что авария может случиться и по вине ЖЭКа. По правилам технического обслуживания и ремонта жилого фонда коммунальщики должны не только следить за состоянием оборудования, но и по истечении срока эксплуатации бесплатно его менять. Так что, если авария случилась из-за износа сантехники, оплачивать ущерб должен ЖЭК. Впрочем, коммунальщики могут предложить пострадавшему сделать ремонт за их счет. Заставить же ДЕЗ расплатиться “чистоганом” может только суд. И здесь не обойтись без экспертизы и составления сметы.

— Предъявлять иск следует на сумму, которая определяется исходя из сметы на ремонт и стоимости экспертизы, но все это стоит денег, и порой немалых, — говорят юристы МОЗП. — По решению суда виновная сторона эти траты обязана возместить, но сначала раскошелиться придется вам.

• Экспертизу можно заказать в НИИ сантехники или МОЗП. Там же или в любой другой специализированной организации можно составить смету. Эксперт-строитель подсчитает причиненный ущерб: стоимость работ и нужных для ремонта материалов. Чтобы оценить урон, нанесенный мебели или бытовой технике, тоже придется приглашать специалистов. Стоимость экспертизы зависит от качества ремонта (обычный, евро- и т.д.) и того, сколько квадратных метров пострадало от аварии. Среднестатистическая цена — около пяти тысяч рублей.


Как составить претензию?

Претензию к виновнику надо предъявлять в письменном виде, указав точную сумму и сроки исполнения. К ней надо приложить копию финансово-лицевого счета (доказательство того, что вы исправно платите за техобслуживание квартиры и по всем коммунальным счетам) и выписку из домовой книги (подтверждение, что вы действительно проживаете в этой квартире). Если виновник претензию не принимает, направьте ее по почте с уведомлением о вручении. Второй экземпляр обязательно оставьте у себя. Если ответчик по-прежнему молчит, подавайте исковое заявление в суд.

• К иску надо приложить: акт об аварии; смету на ремонт; заключение экспертизы; выписку из домовой книги; копию финансово-лицевого счета; саму претензию.

И не забудьте о компенсации за моральный ущерб. Или за вред, “причиненный здоровью”. В последнем случае к иску придется приложить еще медицинские справки с чеками, подтверждающие расходы на лекарства. Но его размер устанавливает суд. И на кругленькие суммы не рассчитывайте: мы не в Америке.


СРОК СЛУЖБЫ САНТЕХНИКИ

Смесителей — 15 лет; унитазов — 20 лет; ванн (стальных) — 25 лет; кухонных моек и раковин: стальных — 15 лет, из нержавеющей стали — 20 лет; умывальников — 20 лет; водомерных узлов — 10 лет; туалетных и водозаборных кранов — 10 лет; задвижек и вентилей из чугуна — 15 лет.




Партнеры