Красный день календаря

Учителей премируют к октябрьским праздникам

Министерство образования и науки РФ сделает педагогам ко Дню учителя отличный подарок — премирует 10 тысяч лучших из них грантами по 100 тысяч рублей. Эти суммы предусмотрены в национальном проекте “Образование”. А лучшие школы получат по 1 миллиону целковых...


Большинство российских педагогов — люди старшего поколения. Они прекрасно помнят “красные дни календаря” и связанные с ними маленькие радости — продуктовые наборы с индийским кофе и латвийскими шпротами… Сейчас времена другие, вместо “натуры” дают деньги, причем весьма существенные — более 3,5 тысячи долларов на душу. Но сама традиция, похоже, сохранилась. Замглавы Департамента госполитики в образовании Игорь Реморенко пояснил так: “Это станет подарком государства к октябрьским праздникам”.

Пока же идет отбор лучших из лучших. Дело это трудное — премию получат только 0,66% педагогов. В Москве — 1 из 150. Как тут не ошибиться? Формальные показатели — стаж работы, разряд по ЕТС, категория — не всегда объективны. Поэтому решили привлечь общественность — родителей, выпускников школ. Пусть они скажут, достоин педагог президентского гранта или нет. “Нацпроект “Образование” задумывался не как ведомственный, а как общественный, — пояснил директор Департамента госполитики в сфере образования Исаак Калина. — Никто не требует, чтобы родители определяли технологию преподавания математики, но оценивать результат работы учителя и школы должны не только работники образования”.

Не менее напряженно идет и отбор лучших школ: 3 тысячи средних учебных заведений, реализующих инновационные программы, получат по “лимону”. Но разные типы школ оказались в неравных условиях — весьма сложно сопоставить сельскую школу, гимназию и лицей. Поэтому представители регионов предложили разработать сначала типологию школ, участвующих в отборе, а потом уже определить квоты для каждого типа. Причем по регионам — чтобы не было перекоса в ту или иную сторону.

Однако, как выяснилось, с победой в конкурсе у школы проблемы только начнутся. Главная из них — как успеть “съесть” “лимон”. Финансирование школ начинается в июле и заканчивается в октябре, остается от 2 до 5 месяцев на то, чтобы потратить выигранный грант. Поэтому директора настаивают, чтобы школам разрешили продлить финансовый год за рамки календарного (до июля 2007-го). Иначе даже компьютеров не закупить... Ведь если школа захочет единовременно потратить более 200 тысяч рублей, то она обязана объявить конкурс. А его проведение — дело очень долгое: подаются заявки, определяются фирмы-победители и только потом закупается сама техника.

Кстати, отбор 10 тысяч учителей и 3 тысяч школ должен стать первым этапом в конкурсах “Учитель года России” и “Лучшие школы России”. Что, на наш взгляд, вполне логично...

До сентября будут готовы и списки юных талантов — 2,5 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет получат по 60 тысяч рублей. Награждение состоится до 15 декабря. Среди конкурсантов, как ожидается, будут победители и призеры международных, общероссийских и региональных предметных олимпиад. Но не только они.

— Это могут быть победители спортивных соревнований, творческих конкурсов, ребята, которые спасли чью-то жизнь, помогли своим друзьям, активно участвовали в общественной жизни, — пояснил директор Департамента государственной молодежной политики и социального воспитания Минобрнауки Сергей Апатенко. — Дети должны иметь возможность проявить себя, показать, на что они способны, и верить, что их заметят.

Не менее активно проходит сейчас отбор лучших вузов России. В 2006 году 15—20 альма-матер, реализующих инновационные программы развития, получат гранты размером от 200 млн. до 500 млн. рублей. Правда, у них сразу возникнут те же проблемы, что и у школ. Даже крупный университет, имеющий солидную лабораторную базу и научный потенциал, с трудом осваивает 100 млн. целковых в год. А тут надо в 2—5 раз больше и всего за 8 месяцев! Это окажется физически невозможно...

Поэтому министр Андрей Фурсенко предложил продлить вузовский конкурс на два года — чтобы гранты 2006-го пролонгировались на весь 2007 год. Интересно, что негосударственные университеты и академии также смогут принять участие в конкурсе. “Их победа будет зависеть от качества представленной программы развития”, — подчеркнул министр.

Фурсенко также попросил Правительство РФ увеличить общий бюджет нацпроекта “Образование”. Дополнительные деньги требуются прежде всего на информатизацию школ. Сегодня один компьютер приходится в среднем на 50 российских учеников. Чтобы достичь европейской нормы (1 на 35), надо вложить 4,1 млрд. рублей (пока по проекту — 3 млрд.).

В России 45 тысяч школ (из 65 тысяч имеющихся) не имеют доступа в Интернет, а у 22 тысяч нет современных компьютерных классов. В течение двух лет, заметил министр, надо подключить к Интернету все средние учебные заведения. И в каждый из них поставить хотя бы один нормальный компьютерный класс: 12 “персоналок” плюс ПК учителя для городских школ, 6 плюс 1 — для сельских. Для электронного обучения выделят специальные каналы связи с минимальной скоростью трафика 128 КБт в секунду. Однако побродить в Интернете в свое удовольствие или порезаться в сетевые игры ученикам не удастся. “Если школьник захочет выйти, например, на сайт библиотеки конгресса США, то он должен иметь такую возможность, однако доступ к развлекательным ресурсам мы закроем”, — уточнил заместитель министра информтехнологий и связи РФ Дмитрий Милованцев.

Дополнительные деньги (порядка 2,1 млрд. руб.) нужны и на оплату классного руководства. Провинциальные учителя требуют, чтобы 1000 “классных” рублей включили в основную зарплату и распространили на них районные коэффициенты. А то несправедливо получается — все педагоги получают одинаково, а условия проживания (и цены) везде разные.

В общем, нацпроект “Образование” идет пока со скрипом...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру