Стенограмма пресс-конференции в “МК”

первого заместителя мэра Москвы в правительстве города Москвы, руководителя Комплекса экономической политики и развития города Юрия Росляка

10 февраля 2006 г., 17.00


Ведущий — Петр Спектор — 1-й зам. главного редактора газеты “Московский комсомолец”.


Спектор: Добрый день дорогие друзья, уважаемые коллеги! У нас сегодня в гостях первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития в городе Москве Юрий Витальевич Росляк. Прошу любить и жаловать. Юрий Витальевич спасибо, что приехали. Работаем традиционно: вам сразу вступительное слово, а дальше будут вопросы коллег.

Росляк: Я думаю, что начать надо с того, как город исполнил бюджет. Об этом мы уже говорили на заседании правительства. Город выполнил в полном объеме бюджет, который планировался, кроме того, в ходе его исполнения мы получили дополнительные доходы. За счет этого мы сократили нашу программу заимствований. В результате долговые обязательства, предельный уровень которых мы для себя установили на уровне 33%, составили по итогам года всего 18% от собственных доходов г. Москвы. Мы считаем, что это достаточно серьезный результат. Это позволяет нам, с учетом полученных дополнительных доходов, готовить предложение по уточнению бюджетных показателей 2006 года.

Параллельно с этим надо сказать, что бюджет уже сформирован полностью, он был утвержден своевременно и город работает над выполнением программ 2006 года. Они достаточно напряженные и имеют серьезные, по нашему мнению, цели. Главная из них — обеспечение сохранения и развития всех социальных гарантий, которые действуют на территории города. В первую очередь это касается роста заработной платы в бюджетной сфере. Этой темой мы занимаемся уже 3-й год. На 2006-й год установлена цель — выйти на 40%-ный рост заработной платы в бюджетной сфере в соответствии с новой утвержденной тарифной сеткой. Это касается: здравоохранения, народного образования, культуры и социальной защиты, как наиболее серьезных отраслей, где требуется рост платы труда.

Принятие решения о начале реализации национальных проектов некоторым образом скорректировало исполнение бюджета 2006 года. Доплаты, которые установлены сегодня по национальном проекту «Повышение качества здравоохранения», привели к тому, что возникла достаточно серьезная диспропорция в материальном поощрении за труд медработников. В результате городом было принято решение о том, что параллельно со средствами, полученными городом из федерации через фонд обязательного медицинского страхования, необходимо опережающими темпами по сравнению с ранее принятым графиком увеличить заработную плату для тех медработников, которые работают в больничной сети, являются более узкими специалистами и на сегодня пока еще не попали в поле зрения национального проекта.

Если вы помните интервью Президента России, он говорил о том, что нужно искать дополнительно ресурсы, потому что сформулированный сегодня национальный проект в здравоохранении — это лишь один из первых шагов. Поэтому мы постарались такого рода диспропорцию ликвидировать и на 20% по всем остальным категориям, одновременно с участковыми врачами, повысили зарплату в здравоохранении. Параллельно с этим в сроки, установленные в городе для роста заработной платы в других секторах бюджетной сферы, мы будем выполнять ее повышение в мае и сентябре. Такое опережение потребует изменений в наших бюджетных показателях, поэтому сегодня мы работаем над тем, чтобы бюджет был в состоянии покрыть эти расходы.

В остальном городские программы на сегодня сформированы и доведены до исполнителей. В частности, завершается работа по размещению городского заказа.

Проблема, которая, наверное, будет вас интересовать — это вопросы тарифного регулирования. Вы знаете о том, что в прошлом году был принят федеральный закон об ограничении роста коммунальных платежей для населения. К сожалению, работа над рассмотрением этого закона затянулась, что вызвало принятие его в те сроки, когда уже были приняты и утверждены городские тарифы на коммунальные услуги, в том числе для жителей Москвы. В соответствии с принятым и подписанным Президентом законом Федеральная служба по тарифам только 29 декабря 2005 года приняла решение о предельном уровне тарифов для регионов, фактически не имея данных, необходимых для проведения такого регулирования. Те уровни ограничений, которые были установлены для г. Москвы, не соответствовали реальной ситуации, которая требует сбалансированности такого рода решений.

Поэтому город, после того как 10 января в юридическую силу вступило решение Федеральной службы по тарифам, представил все необходимые обоснования, почему тарифы в Москве не могут уложиться в установленное предельное ограничение.

3 февраля, после проверки всех обоснований, Федеральной службой по тарифам было принято решение об изменении первоначальных решений. В результате по сравнению с теми тарифами, которые город утвердил в декабре и довел до всех жилищных организаций (темп роста тарифов на коммунальные платежи был установлен тогда на уровне 29%), сегодня коммунальные платежи ограничены на уровне 25%. Поэтому сегодня предстоит серьезная работа нашим центрам по расчету платежей без подключения к процессу населения. Это достаточно большая и кропотливая работа, которая требует выверки всех платежей до копейки. Наша задача будет состоять в том, чтобы средства, которые сегодня получены через городские организации по коммунальным платежам с темпом роста 29%, пересчитать и вернуть переплату населению.

Тарифы с ростом 25% вступят в действие с 1 марта 2006 года. Для москвичей это сокращение платежей. Сокращение, которое укладывается в нашу общую концепцию их постепенного, поэтапного роста. Москва не отказывалась и не собирается отказываться от балансировки коммунальных платежей с уровнем доходов населения и с одновременной мощной и адресной социальной защитой тех, кто не может платить по установленным тарифам.

Вы знаете, что в городе действует своя система защиты, отличающаяся от федеральной. В случае, если расходы семьи на коммунальные платежи превышают 10% ее совокупного дохода, то она получает из бюджета соответствующую субсидию на разницу между доходами и стоимостью коммунальных платежей. По всем остальным категориям платежи соразмерны тем доходам, которые сегодня получают жители.

За прошлый год средний рост доходов и заработной платы на территории Москвы составил 24% при уровне инфляции потребительской корзины, где-то на уровне 12%. Тот темп роста тарифов, который мы сегодня закладываем, обеспечен приростом доходов работающих категорий граждан в Москве.

Наверное, теперь, после такого небольшого вступления, удобно будет перейти к вопросам, и я с удовольствием на них отвечу.

Вопрос журналиста: Прежде чем я задам вопрос – маленькое уточнение: правильно я понял, что тарифы с темпом роста в 25% вступают в силу с 1 марта?

Росляк: С 1 марта. А если нам удастся провести все перерасчеты, то уже за февраль москвичи смогут получить платежки с индексом роста тарифов в 25%. Но юридически тарифы с ростом 25% вступают в силу с 1 марта.

Точнее, по закону они вступили в силу с 10-го января, потому что закон вступает в силу с момента его опубликования в СМИ. У нас же с 1 января действовали тарифы с ростом в 29%, т. к. мы проводили тарифное регулирование заранее. В связи с первым решением ФСТ мы не стали устанавливать срок пересчета с 10 января, потому что по многим приборам учета «поймать» задним числом, какие были данные по потреблению на 10 января, невозможно.

Поэтому решение было принято: ввести с 1 января за календарный расчетный месяц индекс, который принимался первоначально, т. е. темп роста в 20%, а с 1 марта — 25%. Мы будем стараться без участия жителей Москвы такой расчет произвести. И везде, где была переплата за январь, обеспечить возврат в следующем платеже, т. е. возврат будет произведен в марте месяце.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что первоначально было 29%. Я взял платежку за декабрь и за январь, там разница составила 31,8%.

Росляк: Я вам говорил, что речь идет о коммунальных платежах. В коммунальные платежи не входят энергетические платежи, не входят платежи за наём и эксплуатацию жилого фонда. Поэтому, когда мы говорили о 29% роста, то это рост для коммунальных платежей. Но вообще я готов вашу платежку посмотреть отдельно, потому что роста у вас в 31% не должно быть к декабрю. Средний рост на все виды коммунальных платежей, включая жилищные, энергетические не мог превышать 25% по Москве. У вас какая-то аномалия, и я готов разобраться. Мы достаточно тонко выверяли этот уровень, потому что рост, который на сегодня разрешен — предельный при сохранении условий найма и содержания жилого фонда, т. е. если у вас не менялся ни состав семьи и никакие другие жилые показатели в вашей квартире.

Вопрос журналиста: Вы обещали рассказать, во сколько Москве обошлись морозы?

Росляк: Будем надеяться, что морозы, которые были в Москве, пошли на убыль. Наверное, февраль как месяц, который приближает нас к весеннему периоду, не принесет особых сюрпризов. Хотя природа есть природа.

Вместе с тем город и вся энергетическая система, несмотря на то, что мы неоднократно говорили о ее ненадлежащей надежности, все-таки сработали. Были проведены серьезные организационные мероприятия, были созданы штабы в этот период, и система отработала, мы считаем, устойчиво. В принципе, были локальные технические аварии, но вместе с тем система позволила достаточно быстро их ликвидировать, ни один из жилых объектов не был заморожен так, чтобы внутренняя температура упала до уровня, когда инженерная и водопроводно-канализационная системы замерзают. А это значит, что их целиком нужно переделывать: размораживать, менять приборы отопления. Это влечет за собой неудобства, дискомфорт, это уже на грани экстремальных ситуаций. Такого рода ситуаций в городе не было.

Система оперативно реагировала на все изменения, на все технические нарушения параметров. Сама энергетика была задействована по абсолютному максимуму, мы работали уже в режиме резервных мощностей. Но это лишнее подтверждение того, о чем говорили еще в мае. Что энергетическому комплексу города, РАО ЕЭС и всем системам существующих на сегодня компаний нужно экстренно вкладывать деньги в развитие питающих центров, мощностей, генерации, чтобы мы в спокойном режиме работали. И в режиме эксплуатации того, что уже существует, и в режиме развития, которое планово осуществляет город. Для этого в прошлом году с нашей стороны были приняты беспрецедентные меры: мы в составе нашего бюджета предусмотрели значительные суммы на строительство питающих центров, хотя это не является нашей ответственностью и обязанностью. Просто ситуация уже дошла до такого состояния, что без городских бюджетных средств в надежности приходится сомневаться.

Со стороны РАО ЕЭС по развитию, кроме обещаний, мы пока ничего не получили. То, что мы могли решить в рамках тарифного регулирования по компаниям, которые работают на территории города, это сделано. Но это не тот объем, который сегодня реально нужен. Мы обращались и к Анатолию Борисовичу, и вообще в РАО ЕЭС с тем, чтобы те средства, которые аккумулируются в виде абонентской платы со всех потребителей Москвы, были, хотя бы частично направлены на повышение надежности. Нам, правда, обещают, что такого рода решения состоятся. Что сейчас разрабатывается и генеральная схема московского узла и что решаются вопросы на дальних подходах к Москве, что будет улучшена подача и транспортировка электроэнергии по высокой стороне, но пока ни одного рубля на конкретные работы не потрачено.

С нашей стороны мы опережающим темпом ведем сейчас проектирование. Уже заказано оборудование для строительства питающих центров и они в этом году будут введены. А со стороны РАО ЕЭС такой работы пока нет. Но я надеюсь, что все-таки подвижки состоятся, потому что ситуация тревожная и она требует оперативных мер.

С точки зрения текущей системы, хотелось бы сказать, что здесь специалисты, в этот сложный период сработали нормально. Я имеют в виду и РАО ЕЭС, и системы Мосэнерго, и тепловых, и электросетевых компаний. Весь персонал работал так, как положено работать в экстремальных условиях. Претензий у комплексов городского управления к слаженности и согласованности их действий нет.

Трудно сейчас говорить о цифрах, особенно с учетом того, что в экстремальных режимах отопления использовался и резерв топлива, который в городе был своевременно подготовлен. Конкретно цифр по расходам я вам сегодня не назову, итоги будут подводить после прохождения отопительного периода, зимы 2006 года. Будем пополнять резервы, чтобы на осенне-зимний период 2006-2007 годов иметь надежную систему. Естественно, более высокие были расходы, и по ним будем платить, потому что никаких других вариантов не существует.

Вопрос журналиста: Хотелось бы узнать как у нас в 2005 году сложились дела с доходами от недвижимости и от аренды земли. Плюсы, минусы, по сравнению с 2004 годом?

Росляк: Я могу сказать, что в принципе этот источник нам удалось использовать в объеме планового назначения. Помогли решения, которые были приняты по продаже нашей собственности. В эти доходы вошли почти 8 млрд. рублей от продажи гостиницы “Украины”. По арендной плате система, которая сегодня выстраивается и становится более прозрачной в департаменте имущества города, позволила нам собрать запланированный уровень платежей.

Помните, у нас был спор в начале года: будет ли Правительство РФ платить за аренду помещений и имущества? Несмотря на то, что говорили – нет, не будет, - 1 млрд. 200 млн. рублей по тем ставкам, которые город устанавливал, федеральные структуры заплатили. Там есть, правда, недоимка в 300 млн. рублей, но вместе с тем принципиально вопрос все-таки решен. Оплата состоялась, мы считаем, что наши коллеги поступили абсолютно корректно. Потому что пользоваться помещениями и не платить — это не только незаконно, но и не по-человечески. В этой части показатели были выполнены.

Единственное, что мы на 800 млн. недовыполнили собственное задание по поступлению доходов от реализации инвестиционных проектов. По одной причине: не смогли подготовить документацию в достаточном объёме для проведения конкурсов в 2005 году. Сейчас это достаточно сложная проблема, она часто обсуждается на заседании правительства, потому что для продажи на конкурсах нужны подготовленные земельные участки. Свободной земли в Москве становится все меньше, а вовлечение земельных ресурсов в хозяйственный оборот там, где земля чем-то обременена, становится сложно. Потому что есть право собственников, есть права арендаторов этих земель, и процедура согласования взаимных интересов в значительной мере усложнилась. Но с точки зрения баланса доходов, эта недоработка перекрыта доходами от других статей. В том числе от продажи права аренды земельных участков и от продажи наших активов.

Вопрос журналиста: Не самую маленькую роль в развитии экономики города играет малый бизнес. Скажите, что будет сделано для поддержки малого бизнеса и что вы думаете об идее в поддержку малого бизнеса, как национального проекта?

Росляк: Можно сейчас загибать пальцы, но я боюсь, что у нас с вами их не хватит при перечислении тех задач в государстве, которые заслуживают того, чтобы быть национальными проектами. Малый бизнес, безусловно, — это одна из задач, которая требует и господдержки, и системы более четкого и ясного развития. Малый бизнес во многом позволил Москве пережить кризис резкого обвального перехода от государственной плановой системы к системе рыночных отношений. Хотя в тот момент они еще далеко не были установившимися рыночными.

Малый бизнес в городе развивается. Программа его поддержки также функционирует, как и в предыдущие годы. Мы договорились сейчас с руководителем департамента поддержки малого бизнеса и предпринимательства о развитии новых фондов, я на эту тему уже говорил. Мы будем создавать паевые финансовые фонды, которые увеличили бы оборот средств, направленных на поддержку конкретных окупаемых проектов в малом бизнесе. Плюс к этому, правительство РФ и мэр города активно поддерживают систему привлечения средств из федерального бюджета на аналогичные цели. Складываем потенциал города и потенциал федерального бюджета. Город вкладывает почти 2 млрд. рублей в поддержку малого бизнеса и предпринимательства. А через паевые фонды мы собираемся буквально в течение года удвоить эту цифру.

Вопрос журналиста: Скажите, предусмотрено ли создание системы целевого финансирования национальных проектов в Москве? И второй вопрос: поясните насчет малого бизнеса, будет ли он включен в национальные проекты?

Росляк: Ну, вы от меня хотите услышать решение, которое принимается на федеральном уровне. Даже 4 нацпроекта, которые сегодня находятся в работе, требуют и серьезных организационных мероприятий, и огромных финансовых ресурсов. Поэтому всему свое время. Давайте вперед не забегать, давайте работать над тем, что поставлено как национальная цель. Пока мы сегодня рассчитываем на то, что за счет собственных ресурсов будем подымать проекты и в медицине, и в других отраслях. Но параллельно с этим, естественно, работаем и с правительством РФ, и с министерством торговли и экономического развития над тем, чтобы определить, на какой объем средств мы можем рассчитывать. У нас есть высокотехнологические проекты в медицине. Москва традиционно является достаточно продвинутым медицинским центром в РФ. Возьмите Боткинскую больницу: рядом с табличкой “Зав. отделением” тут же увидите табличку о том, что он заведующий кафедрой в соответствующем медучреждении. Поэтому целый ряд объектов мы можем предложить в качестве национальных центров по конкретной специализации. Такого рода предложения сейчас внесены в правительство, в министерство здравоохранения. И как только правительство примет решение по проектам, которые нами сегодня представлены, мы, получив его, будем конкретно заниматься их реализацией.

Например, 31-я больница — продвинутая клиника с абсолютно современным оборудованием, она могла бы оказывать услуги тем пациентам, которым нужна специализированная помощь из ближайших регионов РФ. Потому, что такого рода высокотехнологический центр нужно создавать там, где есть соответствующие медицинские школы, квалифицированные кадры, просто в чистом поле высокотехнологический центр не поставишь.

По другим проектам могу сказать, что у нас достаточно хорошее взаимодействие с Минсельхозом в части поддержки развития отечественного сельхозпроизводства. Сегодня прорабатываются вопросы закупки оборудования, закупки техники, закупки соответствующего племенного скота. Наверное, самая главная для нас сегодня задача в агропромышленном комплексе — это развивать животноводство. По импорту мяса мы год от года получаем ограничение – то по птице, то по говядине, и, наверное, нужно развивать отечественную индустрию по его производству. Есть у нас для этого и кормовая база, и возможности, и новая система поддержки, они позволяют этим заниматься.

Наш фонд поддержки продовольственных ресурсов сегодня – это не фонд, поддерживающий закупку продовольствия. Это фонд, который поддерживает вертикально интегрированные компании. Т. е. мясопереработчик – он же владелец соответствующих комплексов в регионах по производству сырья, которое потом перерабатывает. Это эффективная форма, она уже показала свою работоспособность, и мы такого рода вертикаль интегрированных компаний поддерживаем.

Вопрос журналиста: Скажите, насколько правильно разработана методика пересчета тарифов со старых на новые?

Росляк: Здесь не может быть какой-то методики, здесь абсолютно твердый счет. Есть тарифы, которые просчитаны с индексом 1,2. Есть тарифы, которые были просчитаны с индексом 1,29. Есть тарифы с индексом 1,25. Индексация зависит, в том числе, и от степени инженерного обустройства соответствующего жилья. Но задача чисто механическая: из всего, что заплачено с индексом 1,29, вычитается сумма, рассчитанная с индексом 1,20, разница удерживается с наших жилищных организаций и возвращается жильцам через сокращение мартовского платежа.

Никакой особой методики здесь нет. Здесь не может быть индивидуальных решений конкретного ДЭЗа, это все построено на фактическом учете потребленного ресурса и на тарифах, которые таким вот образом выстраиваются, как я вам сейчас объяснил. Это арифметика, которая должна быть в очень большом объеме проведена практически за эти 20 дней.

Вопрос журналиста: Будет ли проведена оценка во всех строительных отраслях после морозов, как будет оплачиваться зарплата рабочих, которые были оторваны от работы?

Росляк: Если вы знакомы со строительной отраслью, то есть отдельный раздел в сметных расценках, называемый «зимним удорожанием». Поэтому никаких отдельных компенсаций строителям за простои или ограничения в работе никто платить не будет. Потому что это нормальные условия, это никакая не чрезвычайная ситуация, Москва находится в том климатическом поясе, где подобные морозы существуют, и они действующими строительными правилами тоже предусмотрены.

Что касается заработной платы, то у нас в основном частный строительный бизнес. Любая компания, которая занимается строительством, имеет акционированную форму, и вопрос оплаты труда регулируется в самой компании. Я не думаю, что где-то будут какие-то сложности с заработной платой, потому что, даже при морозе в 10 градусов работать на монтаже конструкций на 25-м этаже – это не особенное удовольствие. Однако люди выбрали эту профессию, они работают и получают соответствующий уровень вознаграждения. Компании получают неплохие прибыли от строительного бизнеса, поэтому, я считаю, что это обычная для них ситуация, а не какая-то экстремальная.

Вопрос журналиста: Скажите, имеются ли субсидии малоимущим по оплате коммунальных услуг? Федеральный бюджет должен московскому бюджету за льготников, и какие суммы будут выделены и московским правительством, и федеральным?

Росляк: Сумма московских выплат по субсидиям превышает 5 млрд. При том, что эта сумма заложена с запасом. Мы рассчитываем по уровню доходов населения, по статистическим данным, сколько семей может обратиться за субсидиями. Но я могу сказать, что последние 3 года эта сумма не выбирается в том объеме, который мы закладываем.

На сегодня мы получаем средства из федерального бюджета на тех ветеранов, которые отнесены к федеральным категориям. Вы знаете, что монетизация не коснулась жилищно-коммунального хозяйства. Эта цифра всегда уточняется конкретно под контингент. Это фактически адресная субвенция, которая перечисляется бюджету Москвы. Если память мне не изменяет, на жилищные дотации по льготам, которые установлены федеральным законом, выделяется сумма порядка 2,5 млрд. рублей, которую мы получаем в течение года из федерального бюджета. Что же касается долгов, то, согласитесь, их вообще не должно быть. По определению.

Вопрос журналиста: Деньги, вложенные городом в ценные бумаги, были оправданы и каковы перспективы их вложения в 2006-м году?

Росляк: Я хотел несколько поправить ваш вопрос: мы не обсуждали тему, как город будет вкладываться в ценные бумаги. Мы говорили о том, что нам нужно повысить эффективность тех активов, которыми город обладает. И конкретно мы обсуждали пакет акций в акционерных обществах. На этом заседании правительства было показано, что там, где город имеет небольшой пакет и, значит, у этого пакета нет надлежащего управления со стороны города, что чиновник не в состоянии управлять этим пакетом, особенно когда он далек от контроля — там доходы минимальные. Держать эту собственность и достаточно серьезные активы при этом пакете для города абсолютно невыгодно.

Поэтому было внесено предложение о том, что от таких активов нужно городу избавляться. В ближайшей перспективе доходов для бюджета получить от такой системы мы не сможем. А кому-то этот пакет нужен для того, чтобы эффективно управлять предприятием и вывести его на качественно иной уровень работы. Именно это было предметом обсуждения.

Параллельно с этим мы говорили, что должны появиться те сектора в экономике, которые работают эффективно и с городским участием. Значит мы, должны повышать свое участие там, где пакет близок к контрольному или там, где он является контрольным. Это целая программа. Она была достаточно подробно обсуждена, приняты решения. Над этой программой мы будем работать. Точно так же, как мы решаем вопросы с ГУПами, от которых нужно просто избавляться.

Вопрос журналиста: Какие прогнозы по поводу роста цен на недвижимость в 2006 году?

Росляк: Ну, прогнозы на сегодня разные. Самое главное в том, что спрос на территории Москвы неудовлетворен. Это позволяет сегодня достаточно эффективно реализовывать недвижимость как в жилом секторе, так и в любых других зданиях. Пока что темпы роста цен на нее выше инфляции. Этот темп сохранится и в текущем году, потому что спрос есть.

Поэтому задача, во всяком случае, для того, чтобы обеспечить реализацию еще одного национального проекта по строительству доступного жилья и насытить им рынок Москвы, и дать возможность — эта тема тоже неоднократно обсуждалась — москвичам покупать это жилье. Для этого создана система социальной ипотеки, в которой будут участвовать только очередники города Москвы на социальное жилье. Приобретать они его смогут по себестоимости, что фактически в 2 раза ниже, чем среднерыночная цена. Эта программа уже сегодня пользуется спросом. Мы будем ее развивать и увеличивать объемы строительства жилья по ней.

Вопрос журналистов: Можно немного рассказать о перспективах участия иностранных инвесторов в экономике города?

Росляк: Москва является лидером в привлечении иностранных инвестиций в РФ. Рост общего объема инвестиций продолжается. По итогам 2005 года, несмотря на то, что инвестиции достаточно сложно считаются, я думаю, мы уровень в 17 млрд. долларов наверняка превысим. Интерес есть. Я уже приводил в пример энергетику. Американский и турецкий капитал пришел туда для работы. Он явно пришел на долгие годы, потому что окупаемость проекта составит значительный период времени.

Сегодня я встречался с испанским предпринимателем, который тоже пришел работать, и не после того, как Владимир Владимирович встретился с высшим руководством Испании и с королем. Он полгода готовился, чтобы прийти на московский рынок для участия в открытом конкурсе. Он спросил: “Будут ли какие-то ограничения по моему участию в конкурсе?” Я ему объяснил особенности московского и федерального законодательства, и он примет участие в этом конкурсе. Он говорит: «По сравнению с эвакуаторами, которые вы применяете, у меня совершенно другая технология, с меньшими издержками, менее мощные автомобили и можно решать ваши задачи более эффективно с меньшими затратами времени и труда». Дай Бог ему удачно участвовать в этом конкурсе. К нему будут применены такие же требования, как и к нашим отечественным инвесторам и производителям, которые примут участие в конкурсе на поставку эвакуаторов по городскому заказу.

Вопрос журналиста: Какие у вас отношение с федеральной властью. Первое: это земля под их предприятиями, как этот вопрос сейчас решается. И второе: о разделении памятников если можно?

Росляк: Не только помню — мне больно от того, как мы решаем это. Год уже прошел с того момента, когда с Германом Оскаровичем и с Минэкономразвития была согласована схема выкупа земли приватизированными предприятиями. У нас разногласий нет. Возникли разногласия, будем так говорить, с членами кабинета министров правительства РФ. Считают, что цена, которая обозначена как предельная для выкупа, слишком велика. От того, что мы год-два будем решать, велика она или нет, лучше не станет. А она ведь обозначена лишь как предельная. Конкретную ставку будет определять соответствующий законодательный орган на территории РФ. И никто не будет загонять этот процесс в тупик, потому что предельный уровень, естественно, законодательное собрание посмотрит: может, где-то на территории установить 2%, где 3%, а где-то 1%. Самое главное — система обязательно должна быть сохранена в этом механизме, предполагающем защиту от недружественных поглощений, исключение на уровне государства возможности спекуляции землей. Мы эту тему неоднократно обсуждали, и Герман Оскарович ее тоже поддерживает. Главное теперь — убедить чиновников, что мы очень много сегодня теряем от того, что не принимаем решения.

На сегодня тот актив, который представляет собой капитализированную стоимость земельного ресурса под предприятиями, вообще в РФ не используется. Мы говорим, что предпринимателю нужно выплатить гигантские суммы по разным оценкам: 9 млрд. долларов, 15 млрд… Но то, что это порядка 40 млрд. долларов, которые могут быть запущены в оборот в виде и залогового обеспечения, и активов, на которые предприятие может привлекать инвестиции, все забыли. Все забыли о том, что именно это одно небольшое согласованное мероприятие дает возможность на сегодня создать базу для удвоения валового внутреннего продукта. Если сидеть, говорить, что мы не можем и ничего не делать — мы никогда не удвоим ВВП.

По памятникам. Тоже выработана конструкция, у меня в столе лежит уже два экземпляра перечней, в которых мы все разграничили. Нет у нас предметов для спора. У нас есть один только вопрос: а как нам выстроить процедуру, чтобы эти 2 перечня утвердить. Есть у нас предложение, подготовлен небольшой законопроект. Если в рамках разграничения полномочий не доверять друг другу и не выстраивать вертикаль, которая должна быть, а бояться принимать решения, то мы еще долго будем целый ряд вопросов решать. В итоге только вмешательство президента позволит, возведя эту обычную, плановую и системную работу в ранг национальных проектов, выйти из той ситуации, в которой мы находимся. Нужно просто решать. Нужно принимать эти решения, взвешивать их последствия и идти дальше. На одном месте стоять нельзя.

Вопрос журналиста: Когда планируется их принятие?

Росляк: Но это вы меня спрашиваете? Я сторонник того, чтобы принять их в марте. По земле могу сказать: по поручению Фрадкова создана отдельная рабочая группа, сейчас начата активная работа с регионами. Фрадков практически раз в 2 недели встречается с регионами по основным проблемным вопросам разграничения полномочий. Сопредседатель рабочей группы – Герман Оскарович Греф, губернатор Калужской области Артамонов, я также член этой рабочей группы. Мы в понедельник будем еще раз встречаться и толкать застрявшую на ровном месте телегу.

Спектор: Спасибо Юрий Витальевич. Спасибо уважаемые коллеги. Юрий Витальевич, надо чаще встречаться.

Росляк: Приглашайте.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру