Рус не сыграет в хоккей

Наши специальные корреспонденты Ирина Степанцева и Алексей Лебедев передают из Турина

Путин Владимир Владимирович в Турин не приедет — теперь мы знаем абсолютно точно. И это главный, пожалуй, вывод из битвы между российскими и финскими хоккеистами в полуфинале олимпийского турнира. Президент России, как сообщал в интервью “МК” спортивный министр Вячеслав Фетисов, собирался пожаловать на финал — но в том, конечно, только случае, если наши ребята туда пробьются.

Ну что тут, господи, напишешь? Что эмоций после четвертьфинальной битвы с Канадой, которую самые ретивые из коллег успели окрестить “досрочным финалом”, откровенно не хватило? “Если вам показалось, значит, так и есть...” — устало кивал после “финской бани” форвард российской сборной Виктор Козлов. Что силенок-то тоже явно недоставало? Не менее очевидная штука. (“Эх, нам бы еще сутки на восстановление!” — вздыхал в пресс-центре главный тренер нашей дружины Владимир Крикунов). Что финны были уж больно хороши? Кто-то сразу сочтет за самооправдание и самоутешение.

Или — что не всегда спасал отчего-то на сей раз чудо-вратарь Евгений Набоков? Что в скорости, а зачастую и мощи защитники уступали? Что слишком прямолинеен в атаке был супербомбардир Илья Ковальчук? Что подвел команду своим удалением до конца той самой исторической игры с канадцами магнитогорский вундеркинд Евгений Малкин, схлопотавший таким макаром дисквалификацию на полуфинал?

Крикунов: “ЕЩЕ ПЕРЕД ИГРОЙ С ФИННАМИ ПОНЯЛ: КОМАНДА НЕ В ПОРЯДКЕ”

Так всего этого даже в штабе нашей сборной не отрицают. И Крикунов после игры говорил, что Набокова, хотя тот и не виноват вроде (“один гол после рикошета, другой в свои ворота фактически затолкали”), он даже собирался одно время заменить на Соколова. Что мы проигрываем финнам в игре на “пятаке” (“два человека в большинстве у наших ворот постоянно дежурили — плюс два наших игрока, которые “развезти” их оттуда не могут: вратарю ничего не видно”). Что Ковальчуку уже больше привычны узкие НХЛовские площадки. Что Малкин, ясное дело, был крайне не прав, распустив ноги, — центрфорварды у нас и без того в дефиците (“Наказывать? Нет, не стали его...”). Детали это. Важные, быть может, но детали.

А что основное? Да то, что сборная эта, изможденная травмами (только по ходу Олимпийских игр “отвалились” Фролов и Королюк, со сломанным мизинцем играл Дацюк, Гончар после сотрясения мозга едва успел оклематься — и так далее), прежде чем дойти до своего предела, подарила нам прекрасные победы над Швецией, США и, разумеется, Канадой. И как, скажите на милость, после этого бросить в них камень? Этого — хотя уж им-то метать тяжелые предметы не привыкать — не стали делать даже красавицы из сборной России по керлингу. Они посетили полуфинал в полном составе. Несмотря на то что игра затянулась практически до полуночи по туринскому времени — а девушки, которым улетать нужно было почти в шесть утра, даже вещи к тому моменту пособирать не успели.

— Все равно — молодцы! — грустно улыбалась Людмила Прививкова, благодаря которой гостевые книги интернет-сайтов, посвященных российскому керлингу, завалены после итальянских трансляций вопросами типа “а как познакомиться с Люсей?”, когда дело шло уже к сирене. — Ну, может, хоть одну забьем?..

Двумя днями ранее, кстати, Прививкова и ее коллеги по нашей национальной команде — не менее очаровательные Катя Галкина, Кира Езех, Оля Жаркова и Яна Некрасова — обучали одного из нас на катке, что расположился на самой крыше Русского дома в Bosco Village, премудростям древней игры (дело было на вечеринке Росгосстраха). И не впустую: команда спортивных журналистов, в которой играли, помимо спецкора “МК”, Лев Россошик, Александр Зильберт и Дмитрий Малиновский, а заправляла Жаркова (всем разрешили усилиться профи), одержала вполне уверенную победу, опередив и “детей Сюткина”, и “простую” прессу, и бизнес-бригаду. А сейчас они отчаянно болели за наших — и их звонкое “Рос-си-я!” тут же подхватывали аж на противоположной трибуне. Увы — не помогло все это...

— Не смогли найти ключи к финской обороне... — выдавливал потом из себя готовые фразы нападающий Алексей Яшин — один из немногих, кто нашел в себе силы пообщаться с репортерами. — Да, была установка не удаляться — знали, как хорошо финны используют численное преимущество. Но... Трудно сказать, какое поражение в полуфинале обиднее — это или в Солт-Лейк-Сити. Да оба они обидные!

Нашего главного тренера, напротив, полуфинальное поражение на Играх-2002 едва ли сильно огорчило — но только потому, что возглавлял тогда Крикунов Белоруссию, и само попадание в четверку лучших было равносильно победе в турнире для команд калибра Канады, которой подопечные Владимира Васильевича, собственно, и проиграли за шаг до финала. Но то — четыре года назад. Совсем другое дело — сейчас...

— Тяжело говорить, — признался Крикунов “МК” (он, кстати, по окончании сезона, видимо, покинет пост в сборной: хочет сосредоточиться на “Динамо”), — сами понимаете — очень уж хотели победить. Но, видно, свой финал мы уже сыграли — с канадцами. Выложились... И еще — быстрый гол пропустили. Поэтому надо было атаковать, оголяя тылы... Что я поменял бы сейчас, начнись все с начала? Да ничего — ровным счетом ничего! Изучили-то финнов неплохо. Сил не хватило!

— Но этого, наверное, нельзя сказать про Овечкина, который в первом и втором периодах играл сразу в двух звеньях — втором и четвертом...

— Вы знаете — из-за дисквалификации Малкина нападающих у нас не хватало. А Саша все-таки помоложе остальных — и он, даже играя в двух звеньях, по движению был лучшим в команде.

— А на игру в 3 звена не хотелось перейти?

— Хотелось. Но только собрались — снова пропустили. Отыграться шансов практически не оставалось — так какой смысл в этом? Только загнали бы ребят перед матчем за третье место с чехами...

— А финны к финалу готовятся. Что думаете об их шансах ухватить “золото” Турина?

— Несмотря на то что команда Финляндии мне тут кажется поинтереснее, думаю, у Швеции шансов больше. Почему? Да потому что у финнов — комплекс шведский. Как и у словаков — чешский. Они же тот четвертьфинал им еще до игры проиграли.

— А у вас перед матчем с финнами были нехорошие предчувствия?

— Не то что предчувствия — четко понял, что команда не в порядке. В раздевалке все какие-то не такие были. На лед по-другому выходят. Так, как с Канадой.

— И все же, положа руку на сердце, могли выиграть в полуфинале?

— Могли. Если бы канадцы нам там попались...

ПИНОК, ЖАДНОСТЬ, ТРИУМФ

Если бы Аня Богалий-Титовец по собственной инициативе не вышла замуж за кадрового военного, то, узнав расписание Игр в Турине, ее надо было выдать за него насильно. 23 февраля российская команда биатлонисток, феерически промчавшись по трассе Сан-Сикарио, выиграла эстафету 4 по 6 километров, опередив немецкую сборную более чем на 50 секунд! А начала бег-мечту именно Анна Ивановна.

Турин Аню сначала придавил. Бог его знает, почему так вдруг бывает — Богалий бежала индивидуальную гонку и стала там аж 36-й. Но иногда, чтобы расправились крылья, видимо, надо, чтобы судьба — в лице лыжни и мишени — дала тебе хорошего пинка. Пинок был получен, а еще это несчастье с Олей Пылевой, а еще острая конкуренция на тренировках с Наташей Гусевой. Анну Ивановну просили только об одном: не проиграть много немке Мартине Глагов, а жена кадрового военного Максима Титовца смело и грамотно приняла командование на себя и привезла Глагов 12 секунд. Она была первая из четверки отчаянных, но это ее нисколько не смущало: “Вы что думаете, если начало — то дрожь в коленках? Какая разница? Цель не меняется никогда — беги и стреляй!”

Трибуны уже заходились в крике, когда на свой этап вылетела Зайцева. Она пахала и пахала, ни о чем не думала, знала только, что они убегают от соперниц все дальше. “Я даже толком и понять ничего не успела, а уже — раз, и за Альбину стою и переживаю!” Дважды уже бронзовая Альбина Ахатова жадно поглощала километр за километром. Она испугалась в этот день только один раз — когда утром зазвонил будильник. Во сне она пыталась разобраться на финише с Кати Вильхельм. А жадность — совсем не порок, если она во славу. “Когда уходили на последний круг, отрыв был около минуты, я уже знала, что Вильхельм меня не догнать. И было только страшно упасть на спуске. Но пронеслась — и главный тренер Польховский передал мне российский флаг!”

ЧУЖАЯ МЕДАЛЬ

Ни за кого, наверное, в Турине россияне не переживали так, как за Ирину Слуцкую. Господи, ну почему? Почему фигуристка, которой перед Играми не было равных, после произвольной программы отчаянно глотала слезы и только из правил приличия не срывала с себя столь ненавистную теперь медаль? Она снимет ее потом, когда рядом будут только близкие. И передаст в чужие руки: “Не хочу видеть эту бронзу”. И не сможет потом заснуть всю ночь: “Слезы не давали…”

Мы стояли около комнаты допинг-контроля долго. Очень долго. Честно говоря, мы не хотели никакого интервью. Но продолжали стоять. Когда теряют медаль вот так, когда олимпийское горе просто хлещет, обдавая тяжелым чувством утраты всех вокруг, невозможно просто уйти. И невозможно ничего сказать. Можно только стоять и увидеть, как Ира выйдет, натянет курточку и уйдет по коридору, который вроде обнадеживал, но не озолотил.

Перед допинг-контролем Ира пришла на пресс-конференцию. Она очень хотела держаться бодро. Но рубленые ответы — “рада, что у меня вообще есть медаль; это Олимпиада, здесь всякое случается; не знаю, как умудрилась сорвать тройной риттбергер — у меня нет с ним никаких проблем; счастлива, что вновь стояла на олимпийском пьедестале” — выдавали Слуцкую с головой. Журналисты не стали копаться в ее душе: проявили несвойственное милосердие. Она не стала никого винить. Знала, что Аракава выиграла первую в истории Японии золотую медаль и ее, Ириными, руками. Две ошибки в произвольной программе стоили ей мечты. Неосуществленная мечта — это потеря навсегда.

Почему история решила повторить сценарий олимпийской произвольной программы одиночниц именно для Ирины Слуцкой? Все решалось в последние минуты соревнований. Четыре минуты, к которым Ира шла четыре года. Вновь, как и в Солт-Лейк-Сити, она выступала последняя. Олимпиада не пошла ей навстречу — не помогла вытянуть в решающей разминке другой номер. И не задумалась даже о том, что на лед выходила другая, повзрослевшая, преодолевшая себя и жизненные обстоятельства, блистательная спортсменка. Боец, звезда, великая и ужасно смешная временами труженица.

Шизука Аракава не собиралась выигрывать Олимпийские игры. Ее тренер Николай Морозов (незадолго до Олимпиады Татьяна Тарасова все-таки передала ему свою подопечную) совершенно искренне сказал, что они были бы рады и третьему месту: “Мы были уверены, что выиграет Ирина, а спорить с ней будет Саша Коэн. Аракава могла выступить гораздо лучше, была готова к каскадам “3+3”, но после ошибок Коэн решила не рисковать, предоставляя это право Слуцкой”. Если Ира не рискнула, значит, уже не могла. Максимализм в оценках собственных поступков — свойство самых талантливых и одержимых. Простить себя Слуцкой будет сложно. А Саша Коэн уверенно сообщила, что “серебро” — это объективная оценка ее катания. Что тут скажешь? Остается только вспомнить слова одного известного тренера, что расстановка на пьедестале — дело судейского вкуса. Вкус на Олимпийских играх всегда недалек от политического произвола: американцы не могли уехать домой с одной лишь серебряной медалью в танцах.

КАК СДЕЛАТЬ НОГИ?

Юлия Чепалова выиграла “золото” олимпийского Нагано именно на тридцать километров. В Турине, выбыв накануне из дележки медалей в спринте — Юля остановилась на четвертьфинале, — 3-кратная олимпийская чемпионка сказала, что, может, оно и к лучшему: останутся силы на тридцатку, в которой “золото”выглядит наиболее реально. Реальность принесла “серебро”.

У Юли был первый стартовый номер. У чешки Катерины Нойманновой — второй. Лидер Кубка мира Марит Бьорген вообще на старт не вышла. Чепалова лидировала почти всю гонку, потом скажет, что ближе к двадцатому километру у нее сводило мышцы ног. Украинка Шевченко, упав, вместе с собой уронит и Юлю. И это все равно не помешает ей за несколько километров до финиша оказаться во главе лидирующей группы.

— Очень тяжело было идти первой, особенно последний круг, — говорила после финиша Чепалова. — В конце был вообще ужас! Вы видели, что делала Ковальчик? (Юстина Ковальчик из Польши рванула на большом подъеме так, как будто только стартовала.) Она меня просто убила. Я терпела боль в ногах из последних сил, даже орала…

Чепалова и Нойманнова все-таки догнали Ковальчик. Та, словно испугавшись содеянного, без конца оборачивалась. Итог: у Нойманновой — первое “золото” в карьере, Чепалова — вторая, Ковальчик — третья.

— Все могло быть по-другому, — считает российская героиня уже третьей Олимпиады, — на финише Ковальчик должна была выигрывать. И победу у нее было бы трудно отобрать. Она сама виновата — испугалась. Зачем было без конца оглядываться назад? Ей надо было всего-навсего делать ноги…

“Всего-навсего делать ноги” — это большое искусство. Делать ноги на Играх — большое-пребольшое искусство. И Нойманнова, и Чепалова овладели им в совершенстве. Стратегический бой выиграла чешка. Но сказать, что этот же бой проиграла Юля, просто не повернется язык...


Виктор ШАЛИМОВ, чемпион Олимпийских игр-1976:

— Конечно, положительных эмоций после матча с финнами не прибавилось. Наши северные соседи — очень сильная команда. И хотя многие перед началом турнира не особо на них ставили, называя главными фаворитами Чехию и Канаду, не стоит забывать, что это Олимпиада. Каждый готовится к своим матчам, не обращая внимания на прогнозы. Поймал себя на мысли, что если Россия играла в “канадский” хоккей — скорее индивидуальный и силовой, то финны в наш, советский, — командный, комбинационный. Результат, естественно, не порадовал — даже в случае победы в матче за третье место (разговор состоялся до малого финала. — “МК”) эта “бронза” будет с горчинкой. Белым пятном на общем фоне выглядит разве что прекрасная игра нашей сборной в матче с канадцами.

Среди игроков никого выделять не хотел бы, хотя не отметить отличную игру молодых Малкина и Овечкина не могу. Отсутствие первого из-за дисквалификации в матче с финнами стало для нашей команды серьезной проблемой. Ну и первое звено (Ковальчук—Дацюк—Ковалев) сыграло на высоком уровне, хотя другого от них и не ждали.

Сложно давать какие-либо прогнозы на финал — скандинавское дерби непредсказуемо. Но все же небольшое предпочтение отдаю Финляндии.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру