Москве не хватает воздуха

Полеты малой авиации над столицей могут разрешить с 2007 года

27 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 190

Ломая голову над решением проблемы пробок на столичных дорогах, отцы города все чаще устремляют взоры наверх. Спасти нас могут только небеса — в буквальном смысле слова. Однако идея запустить авиатакси, а также затея с дирижаблями, которые следили бы за пробками, терпят фиаско: по закону небо Москвы закрыто для всех, кроме вертолетов санитарных и чрезвычайных служб. Но прогресс не остановишь. И Минобороны уже готово изменить закон и разрешить летать над столицей даже частникам. Условие одно: прежде город должен обеспечить безопасность воздушных полетов на малых высотах.


В столице нет системы, которая отслеживала бы летательные аппараты на высоте ниже 400—500 метров. В этом военные честно признались депутатам Мосгордумы. Ну не с помощью же ПВО следить за авиатакси или дельтапланами: это дорого, да и вообще — система боевая. Меж тем с каждым годом в небе над Москвой становится все больше вертолетов. И пока они избегают столкновений чудом. Радиолокационного контроля за их полетами нет — только диспетчерский. Это значит, что диспетчер должен полагаться на слова пилота, который опишет ему маршрут. Фактически полетами управляют вслепую! Уже бывали случаи, когда пилот заявлял один маршрут, а летел другим. А если еще появятся аэростаты и дирижабли?

Нет уж, дудки! Пока вы не сможете отслеживать все полеты на низких высотах, небо Москвы не откроется, говорят эксперты Минобороны. Если же авиатакси запустить в небеса уже сейчас, небо Москвы будет куда опаснее земли (а ну как дирижабль вмажется в вертолет над химзаводом?). Например, в Подмосковье самолеты и дельтапланы разбиваются чуть не каждый месяц (вот неделю назад столкнулись три легкомоторных самолета). Правила многие пилоты не соблюдают, часто даже взлетают не с полосы, а с обычного поля.

— Техника дошла до такого совершенства, что мы со своим контролем отстаем и иногда узнаем об авариях из СМИ, — говорят эксперты Минобороны. — Мы не против авиатакси и даже частников в небе над Москвой, но, прежде чем их туда пускать, должна быть обеспечена безопасность.

И военные предлагают столице комплексную систему безопасности, включающую систему наблюдения “Московское ОКО”, построенную на базе 4 маломощных радиолокационных станций и 8 станций оптико-волоконного наблюдения. Система сможет распознавать любые летательные посудины, классифицировать их, определять их параметры, отображать траектории их движения и в ряде случаев даже получать видеоизображения. Эта российская разработка, аналогов в мире не имеющая, позволит полностью контролировать воздушное пространство над Москвой и частично за ее границами (диаметр действия — 50 км). Правда, и эта система предназначена для военных целей, так что для начала ее нужно адаптировать к условиям мегаполиса. И добиться того, чтобы не было вредных для людей излучений (что очень вероятно).

Если дело заладится, уже в этом году в городе появятся 3 радиолокационные станции, и к 2007 году полеты над столицей разрешат. Правда, еще не решено, кто потратится на дорогущую систему воздушной безопасности для столицы. Пока Минобороны лишь на словах обещает, что возьмет львиную долю финансирования на себя.


Как правило, разного рода запреты и ограничения полетов над крупными городами США и Европы вводятся только на время проведения массовых мероприятий. Над Москвой в настоящее время разрешены полеты только воздушных судов МЧС, МВД, ФСБ и государственной транспортной компании “Россия” для выполнения специальных правительственных задач.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Одним росчерком пера и желанием чиновников никакие воздушные суда над Москвой летать не будут. Необходимо согласование с военными, поскольку именно они отвечают за безопасность столичного неба.

Вот мнение человека, который многие годы отвечал за воздушное пространство Москвы и всей страны, командующего Московским округом ПВО (с 1991 по 1998 год), главкома ВВС (с 1998 по 2002 год), генерала армии Анатолия КОРНУКОВА:

— Система противовоздушной обороны С-50, которая развернута вокруг Москвы, предполагает обнаружение всех летящих объектов на высотах от 50—60 метров — это практически над деревьями.

Когда С-50 только создавалась, то все ее станции, локаторы и низковысотные обнаружители, установленные вокруг столицы, были подняты на специальные мачты, чтобы высокие деревья и строения не мешали им видеть летящие объекты. Так что разговоры о том, что ПВО не видит низколетящие цели, несостоятельны.

Речь тут о другом: если начнутся постоянные полеты над Москвой, то эти станции должны работать беспрерывно. А это — деньги (дополнительное топливо, обслуживание). Сейчас в постоянном режиме они работают только в особых случаях (когда прилетают высокие иностранные делегации, главы государств). Либо когда их предупреждают об угрозе. В этом случае все они включаются, отслеживая свои сектора, и передают информацию огневым дивизионам, которые должны сбить неприятеля.

Кроме того, если будут разрешены полеты над Москвой, станций потребуется существенно больше. Чтобы наглухо закрыть столичное пространство — минимум 40 штук. Сейчас их меньше. Нужны будут и “гражданские” станции контроля воздушного пространства — такие же, какие работают в районе аэропортов.

Однако в любом случае за безопасность в воздушном пространстве Москвы отвечают военные, конкретно — командующий КСпН (ПВО Москвы). Пока не будет обеспечена абсолютная безопасность полетов над столицей, он не вправе их разрешить.




Партнеры