Связный разговор с Рейманом

Министр информационных технологий и связи: “К 2011-му Россия перейдет на цифровое телевидение”

3 марта 2006 в 00:00, просмотров: 315

Читатели “МК” сверхмобильны: много путешествуют — как наяву, так и в Интернете, причем с сотовым телефоном в руках. Они всем интересуются: к примеру, новыми законами. И при этом — патриоты. Такой образ мы составили после “прямой линии” с Леонидом Рейманом — министром информационных технологий и связи.

Почем паспорта с чипами для народа?

Здравствуйте, Леонид Дододжонович. Я слышала, что скоро у нас будут новые загранпаспорта с чипами. Когда их начнут выдавать?

— В соответствии с указом президента, первые такие документы начали выдавать с 1 января 2006 года в Москве и Калининграде. Они ничем особо не отличаются, за исключением того, что новый документ содержит специальную пластиковую страницу, на которой содержится в печатном виде информация о владельце паспорта, и та же самая информация содержится в чипе, вмонтированном в эту страницу. Еще одно новшество в том, что фотография не вклеивается, как раньше, а наносится на пластиковую страницу методом лазерной гравировки. Фотография также записывается в чип. Вот и все.

— Понятно, спасибо вам большое, всего доброго.

— Будет ли информация из чипа нового загранпаспорта записываться еще и в какую-нибудь базу данных? И второй вопрос: сколько будет стоить новый паспорт?

— Смею вас заверить: никаких принципиальных изменений, создания дополнительных или новых баз данных не предполагается. На микросхему записываются только те персональные данные, которые есть в самом паспорте. А то, что сообщается о человеке в сегодняшнем паспорте, будет и в новом, но эта информация уже и так хранится в базах: в паспортно-визовой службе, в МИД, МВД. Новый загранпаспорт несколько дороже старого — для взрослых обойдется в 1000 рублей, для детей — в 500 рублей.

— Зачем именно сейчас понадобилось менять загранпаспорта на новые с микрочипами?

— Это необходимо для того, чтобы упростить проход через границу, упорядочить миграцию, а также защитить паспорта от подделок и противодействовать терроризму. Такой процесс идет по всему миру. И если Россия не станет его участником, то при выезде за рубеж наших граждан ждут серьезные проблемы: нам будут устраивать различные дополнительные проверки. Например, в США даже требуют оставить отпечатки пальцев.

Введенные с 1 января загранпаспорта нового поколения полностью соответствуют международным требованиям и с точки зрения их оформления, и информации, которая в них содержится. И, конечно, те, кто будет иметь эти паспорта, будут проходить через границу гораздо быстрее.

— Хорошо. А если мой паспорт заканчивается только через 2 года, смогу ли я сейчас его заменить?

— Это ваше право, вы можете досрочно обратиться и получить новый паспорт, а можете пользоваться старым паспортом, пока не кончится срок его действия. Как вам удобно. Кстати, если кому-то по-прежнему милее “старый” загранпаспорт, можно и его оформить. Паспортные службы сейчас выдают загранпаспорта и старого, и нового образца.

Телефоны: всем и каждому!

— Я слышал, что звонить по межгороду скоро станет дешевле. Так ли это?

— Услуги междугородной и международной связи действительно могут подешеветь за счет того, что на этом рынке уже в текущем году увеличится количество игроков и возрастет конкуренция. Выдача лицензий на оказание услуг дальней связи началась в прошлом году, и на 1 января 2006 года такие лицензии получили уже 17 компаний. Реально крупнейшим оператором пока остается “Ростелеком”. Но тем не менее еще два оператора — это “Голден Телеком” и “Межрегиональный Транзиттелеком” — уже активно включились в работу.

— Добрый день. Я работаю в отрасли связи. Часто приходится ездить по нашей большой стране. Хотелось бы узнать, что наше министерство делает для телефонизации россиян. А то у нас в основном этим занимаются предприятия, которые как-то все с Запада...

— Почему с Запада? У нас все предприятия, занимающиеся телефонизацией, — российские. Некоторые раньше были государственными, а потом приватизировались, а другие — появились в течение последних 15 лет. И темпы их развития очень высокие. Может быть, стартовые позиции были не очень хороши, но сегодня картина поменялась: в России 22 млн. пользователей Интернета, 120 млн. мобильных телефонов. Согласитесь, неплохие цифры?

Конечно, есть проблемные регионы, есть и такие, где телефонов нет вовсе... Но хочу отметить, что с этого года началась программа, которая предусматривает установку во всех уголках страны, где нет связи, хотя бы одного телефона-автомата, с которого можно позвонить не только в любой регион России, но и за ее пределы. Кроме того, в тех населенных пунктах, где проживает более 500 человек, будет обеспечен доступ в Интернет. На прошлой неделе первые такие таксофоны и пункты коллективного доступа в Интернет установили в Хабаровске и в Хабаровском крае. Мы планируем, что уже в этом году весь Дальний Восток на 100% будет обеспечен хотя бы минимальным набором услуг — телефоном и выходом в Интернет, а к 2008 году — и все населенные пункты России.

— Здравствуйте, меня зовут Марина Натановна. Сегодня далеко не у всех есть телефоны. Иной раз начинаешь кого-то искать, а позвонить-то и некуда.

— По-разному. Например, в Москве дела обстоят неплохо. В столице квартирных телефонов больше 50 на 100 жителей, и мобильных телефонов 135 на 100 жителей. А если взять в целом по России, в среднем 30 телефонов на 100 жителей — это домашних, а мобильных еще больше...

— И в глубинке неплохо?

— В глубинке у нас около 40 тысяч деревень (это примерно четверть) не имеют вообще никакой связи. С этого года началась программа устранения этой проблемы. На прошлой неделе в Хабаровском крае начали устанавливать телефоны-автоматы, с которых можно позвонить в любую точку мира. Автоматы универсальные карточные, карточка действует на всей территории России, и минута стоит 33 копейки в пределах одного субъекта Федерации. Вызвать пожарных или медицинскую помощь можно бесплатно.

— Но это же лишь односторонняя связь...

— Нет! Двусторонняя! Там на телефоне-автомате написан номер, и на него тоже можно позвонить, если договориться со своим абонентом на определенное время.

— Я так понимаю, что это задача-минимум?

— Ну конечно. К 2008 году установим телефон и доступ в Интернет во всех населенных пунктах и поставим перед собой новую задачу: каждому домохозяйству — свой телефон.

— Здравствуйте, господин Рейман. Я знаю, что с 1 января 2006 года появились новые правила оказания услуг связи. Какие изменения ждут абонентов?

— Основное изменение таково: раньше у нас был один оператор услуг междугородной и международной связи — “Ростелеком”, а теперь их будет много. И, конечно же, мы рассчитываем, что за счет их конкуренции тарифы будут снижаться, а качество оказываемых услуг подниматься. У абонента будет возможность выбрать: либо заключить договор с определенным оператором заранее, либо каждый раз, когда делается звонок, набирать дополнительные цифры. То есть если оператор выбран, при наборе “8” можно будет сразу попасть в его сеть. А если не выбран, то при каждом вызове после набора “8” необходимо будет набирать двузначный префикс, соответствующий какому-либо оператору.

Полезные нововведения есть и в местной связи. С 1 января плата за переоформление договора об оказании услуг, которая раньше равнялась нескольким тысячам рублей и соответствовала тарифу на подключение телефона, теперь составляет, в зависимости от региона, в среднем месячную абонентскую плату. Проще говоря, при въезде в телефонизированное помещение гражданам не надо платить за подключение телефона.

— Здравствуйте! Меня зовут Ирина, я из Москвы. Слышала, что скоро отменят плату за входящие звонки на сотовые телефоны, а станут ли в связи с этим платными звонки с обычных городских телефонов на сотовые?

— Вы знаете, сейчас на всей территории России за звонки с фиксированных телефонов на сотовые взимается плата. В ближайшее время это будет и в Москве. Принцип “платит тот, кто звонит” справедлив и для абонентов, и для операторов, поэтому давно используется во многих странах мира, а теперь станет нормой и для России. Это положение вступает в силу с 1 июля, к тому времени операторы установят новые тарифы.

— Подорожают ли услуги связи в этом году?

— Повышение неизбежно, так как это связано с изменением общеэкономических параметров, инфляцией и другими факторами. Но резких скачков цен не будет. В основном этот рост будет в пределах инфляции, как это было в прошлом году, тогда тарифы тоже росли, но очень незначительно. На 1 января 2006 года квартирный телефон стоил в среднем по России 192 рубля. Конечно, по регионам разница есть, где-то чуть выше, а где-то ниже.

— А где самая дорогая связь, а где дешевая?

— В Москве достаточно дорогая связь, а низкие тарифы все-таки в сельской местности. Потому что платежеспособный спрос на селе невысокий. Люди там, к сожалению, располагают не очень большими финансами.

Всех посчитают!

— Растолкуйте, что это за новый закон “О персональных данных”. В некоторых газетах писали, что после его принятия от нас будут требовать указывать не только дату рождения, фамилию, имя, отчество, а все — вплоть до вероисповедания и политических взглядов?

— Никакой единой базы создавать не будут. Все эти домыслы никоим образом не соответствуют ни концепции, ни тексту законопроекта “О персональных данных”. Напротив, он устанавливает запрет на сбор и обработку особых категорий персональных данных, таких, как информация об этническом происхождении, политических, религиозных и философских убеждениях, судимости и состоянии здоровья. Но при этом надо понимать, что некоторые такого рода данные собираются и сейчас совершенно бесконтрольно. И закон о “Персональных данных” как раз направлен на защиту человека от бесконтрольного сбора и использования таких сведений и предусматривает особый повышенный режим охраны и защиты этих данных.

— Зачем собирать информацию о нас, если она и так уже есть у правоохранительных органов? И если я не хочу давать свои данные, что мне за это будет? И второе: а если их потом украдут, кто-то за это ответит?

— Начнем со второго вопроса: вы знаете, что закон о персональных данных сегодня находится в Государственной думе, он прошел первое чтение, сейчас готовится ко второму. Депутаты предлагают ввести уголовную ответственность за утечку данных из баз. Мы поддерживаем их инициативу. Действительно, сегодня продается огромное количество баз, и надо каким-то образом с этим бороться. А правоохранительные органы не имеют для этого достаточной законодательной поддержки.

Что касается предоставления данных: вы, конечно, имеете право сами решать — давать о себе информацию или нет. Согласно законопроекту все данные собираются с согласия самого человека, то есть как раз — самого источника персональных данных. Вопрос “зачем собирать данные” — сложный. У разных структур — разные цели. Вот приходите вы в магазин, а вас начинают спрашивать: кто вы, сколько вам лет, какие вы продукты берете, как часто ходите за покупками, и так далее. Магазины собирают данные для того, чтобы изучать спрос. Наше мнение: им совершенно не нужно делать персонифицированные базы. Магазины могут накапливать информацию без фамилии, имени и отчества. Подчеркну: закон в первую очередь направлен на то, чтобы ограничить количество собираемых сегодня в России баз данных. Нужно сделать так, чтобы все подобные структуры были зарегистрированы и четко могли ответить на вопрос “зачем они это делают”. И вот на “собирателя” и накладывается обязательство сохранять базу в целостности и сохранности.

Россиян отцифруют

— Добрый день, меня зовут Дмитрий. Я хотел бы узнать о перспективах перехода России к цифровому телевидению.

— Сейчас весь мир и последние два года Россия активно занимаемся этим. Во-первых, это позволит резко увеличить количество вещательных каналов. Во-вторых, повысить качество — это высокая четкость изображения, звук системы “долби” и другие технологии. И, конечно, большая эффективность использования радиочастот. Можно будет больше использовать технологий для людей: подключение Интернета, радиопрограмм.

Что же делается у нас в этой сфере? Первая такая сеть заработала в декабре 2005 года в Мордовии. Сейчас на всей территории республики можно смотреть 10 каналов цифрового телевидения с очень хорошим качеством. И это в любой деревне, в любом доме. Они очень довольны. Еще 9 субъектов Федерации сейчас ведут работы по развертыванию таких сетей, но в целом мы подготовили подобные проекты для 30 субъектов Федерации. Основная проблема здесь — абонент должен купить декодер, который может стоить около 2500 рублей. Согласитесь, недешевое удовольствие. А поскольку телевизоров у нас в России больше 60 млн., то это довольно серьезная экономическая задача.

— И все аналоговые?

— Да. Мы, конечно, инфраструктуру развернем, передатчики построим, а вот как сделать, чтобы все имели возможность смотреть, — это вопрос. Но здесь существуют разные способы — для социально необеспеченных граждан декодеры, наверное, необходимо раздавать бесплатно, будет поддержка из бюджета. А для всех остальных будем стараться делать эту услугу более привлекательной за счет включения в пакет игровых каналов. Вещание будет вестись параллельно и аналоговое, и цифровое. Потом, по нашим подсчетам, где-то к 2011 году объем аналогового вещания совсем сократится, и мы сможем полностью перейти на цифровое.

— Леонид Дододжонович, добрый день. Меня зовут Катя, я работаю в одной столичной коммерческой фирме. Меня и моих коллег просто-напросто замучил спам, которым завалены наши электронные почтовые ящики. Можно ли законодательно бороться с этим явлением? И еще: что это за организация со “страшным” названием “Киберпочта”?

— Бороться со спамом законодательно? В принципе можно. Но, как показывает международный опыт, ни к чему хорошему это не приводит. Это получается, что нужно запретить всю рекламу в Интернете, которая идет по почте... А если кому-то пригодятся сведения из рассылки? И на самом-то деле со спамом можно бороться самостоятельно. Для этого лишь требуется установить программу-фильтр. Обратитесь к своему системному администратору, и он избавит вас от этой напасти.

А что касается второго вопроса, то ничего страшного здесь нет. Напротив, “Киберпочт@” (в конце слова принято писать “собачку”) — очень полезная задумка. В почтовых отделениях по всей стране организуются пункты доступа в Интернет, чтобы люди могли пользоваться услугами Интернета и общаться по электронной почте. Таких пунктов к концу 2005 года насчитывалось уже 10 тысяч, их услугами в прошлом году воспользовались более 3,5 млн. человек. Услуга пользуется популярностью: молодежь занимается поисками нужной информации для учебы или развлечения, использует Сеть для общения со сверстниками из разных городов и стран, людям постарше тоже интересно — “путешествуют” по Всемирной паутине.

— Сколько же стоит такое удовольствие?

— 40 рублей в час.

— Вполне доступно! Спасибо вам.


Связь предоставлена компанией “Роснет”.



Партнеры