“Мама, я ящера люблю”

Куда поехать за динозаврами

4 марта 2006 в 00:00, просмотров: 472

Ровно 65 миллионов лет назад погибли самые необычные и страшные обитатели нашей планеты. Шутка, конечно, — точной даты гибели динозавров, как и точной причины, не знает никто. А интерес к ним растет с каждым днем. Богачи скупают на аукционах яйца вымерших гигантов за баснословные суммы, продюсеры тратят десятки миллионов на фильмы о них, зная, что вложенные деньги окупятся сторицей. Вот до чего дошло: “Мама, я твой эвоплоцефальчик!” — на днях пролепетал одной из журналисток “МК” трехлетний сын. Какие места в мире могут считаться самыми “динозаврскими” и что наука знает сейчас об исчезнувшей фауне, “Турклубу” рассказал сотрудник палеонтологического музея Юрий ГУБИН.

— Самые многочисленные находки были обнаружены в Китае и Монголии. В Южной Америке кости древних животных находили в Патагонии, в Северной Америке — в Канаде и в районе Скалистых гор. В Европе находок немного, зато они очень знамениты, как, например, останки игуанодонов из Бельгии или самый древний динозавр, который был обнаружен в Англии.

У нас, в России, тоже проходит немало раскопок. Например, на Амуре, в 100 км от города Благовещенска, сейчас находят утконосых и хищных динозавров, родственников тиранозавра. Большие находки сделаны в Якутии. Даже в Подмосковье возле станции Пески находят зубы и кости динозавров. Отдельные обломки там находили еще в начале прошлого века, а сейчас уже находят гигантские черепа и даже целые скелеты.

— Где была сделана самая сенсационная находка?

— В Китае несколько лет назад обнаружили раптора с четырьмя крыльями! Пара на передних ногах и пара на задних.

Еще был найден скелет древнего млекопитающего с косточками динозавра внутри. Значит, не только динозавры могли кого-то есть, но и на них вели охоту другие виды животных.

Яйца динозавров — сенсация в мире палеонтологии, ведь косточки эмбрионов можно изучать! В начале 90-х годов в Монголии американцы нашли целую кладку и на ней хищного динозавра овератора. Когда яйца “просветили”, оказалось, что внутри были эмбрионы динозавра этого вида. А скелет принадлежал, видимо, самке, охранявшей свое “гнездо”.

В 90-м году группа палеонтологов откопала почти полный скелет тиранозавра-рекса. Вполне вероятно, что это один из последних динозавров, когда-либо живших на земле. Он был массивен: длиной до 12 метров, высотой с двухэтажный дом. Гигантский череп в длину превышал метр, а пасть украшал ряд внушительных зубов, каждый величиной около 16 см.

— Отчего же все-таки вымерли динозавры?

— Этому способствовал целый комплекс причин. Климат на планете изменился, стал более зональным, стала резче разница между температурой днем и ночью. А динозавры были животными теплолюбивыми. Изменилась растительность. Наступил период расцвета цветковых, тогда как динозавры питались только хвойными и споровыми. Расцвет млекопитающих тоже поспособствовал вымиранию гигантов. В конце концов, возможно, что и какая-то экологическая катастрофа “помогла” этим обитателям земли погибнуть.

— А возможно ли, что кто-то из динозавров дожил до наших дней, как пишут в фантастических романах?

— Шансов, что где-то сохранились динозавры, нет, наземная фауна изучена слишком хорошо, особенно ее крупные представители. Но если учитывать, что некоторые динозавры стали прародителями птиц, то они постоянно вокруг нас. Так что можно сказать, что птичий грипп разносят динозавры.

В 1938 году в водах восточного побережья Африки ученые обнаружили кистеперую рыбу — современницу динозавров, которая каким-то чудом сумела дожить до наших дней. А несколько лет назад возле Индонезии нашли новый, неизвестный до тех пор науке вид этой рыбы. Это настоящая сенсация, живое ископаемое. А так как среда обитания в Мировом океане не слишком изменилась за эти 65 миллионов лет, думаю, море может преподнести нам еще массу сюрпризов, возможно, какую-нибудь Несси!

Зарубежные туристы давно уже имеют возможность поучаствовать в раскопках динозавров. Стоит такое приключение чуть больше, чем неделя отдыха в пятизвездочном отеле где-нибудь в Европе. Правда, условия пребывания приближены к походным — ночевка в палатке, поэтому многие просто покупают однодневные экскурсии к месту раскопок. В России экскурсиями к местам раскопок пока занимается только Котельничский палеонтологический музей в Кировской области, но при желании можно самостоятельно договориться об экспедиции с каким-нибудь институтом или местным музеем. Только все найденное вами принадлежит государству, на территории которого проводятся раскопки.

ГДЕ УВИДЕТЬ:

Китай. В окрестностях г. Цзыгун провинции Сычуань (Юго-Западный Китай) ученые нашли остатки 1000 особей. По словам экспертов, данный вид динозавров относится к семейству зауроподов. “Кладбище динозавров” могут посетить обычные туристы.

Южная Америка. Останки древних ящеров, возраст которых составляет почти 80 миллионов лет, были обнаружены при расширении автомагистрали в районе южноамериканского города Убераба. Огромное “кладбище” древних исполинов оказалось у обочины старого шоссе.

США. В штате Юта ученые нашли крупное захоронение динозавров. По оценкам специалистов, сотни, а может, даже тысячи животных погибли практически одновременно. Однако привлекло исследователей не это. Они уверены, что обнаружили недостающее звено в эволюционной цепочке, объясняющей появление птиц. Ученые пока не могут объяснить, что стало причиной смерти древних ящеров. По одной из версий, найденные динозавры жили стадами и погибли, отравившись зараженной ядовитыми веществами водой. Причиной массового отравления мог стать природный газ. Обнаруженные ящеры жили 125 миллионов лет назад. Это были не самые крупные динозавры. Они ходили на двух ногах, а их верхние конечности украшали перья и очень длинные (около 10 сантиметров) изогнутые когти. Этот новый вид был способен питаться растительной пищей.

Россия. В Коломенском районе, рядом со станцией Пески, еще в 1997 году были найдены многочисленные останки древних животных. Среди них — кости древней черепахи и млекопитающих, позвонок вымершей амфибии — лабиринтодонта (предка современных лягушек), останки древних акул и двоякодышащих рыб, более 20 видов растений и многое другое. А недавно ученым удалось обнаружить несколько фаланг кисти динозавра и его зубы, размером 2—3 сантиметра. Кости, похоже, принадлежат одному из самых свирепых хищников древности — динозавру-раптору.

Те же самые хищники обитали и в Кемеровской области на берегу реки Кия. Их останки были найдены в местном карьере вместе с костями небольших травоядных динозавров — пситтакозавров и зубами и позвонками гигантских динозавров зауроподов. Помимо “кладбищ” древних рептилий в бассейне реки Кия находятся уникальные стоянки древних людей. Недавно местные власти решили взять эту территорию под охрану.

МУЗЕИ:

Палеонтологический музей им. Орлова

Самый большой музей в России, обладающий уникальной коллекцией. Здесь вы увидите целый скелет огромного диплодока, ископаемой птицы археоптерикса и других древних монстров. Узнаете, что на месте Москвы раньше было море, и даже увидите скелеты древних акул, найденных на территории нашей столицы и скелет кистеперой рыбы, от которой произошли все земноводные, птицы, рептилии и млекопитающие. Еще здесь можно увидеть великолепные отпечатки ихтиозавров (морских рептилий), которые в отличие от своих земных сородичей не откладывали яйца, а имели внутриутробное развитие детенышей. А древние крокодилы мезозойской эры не отличались от современных, что хорошо видно на сохранившихся черепах, выставленных в музее.

Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, д. 123.

Дарвиновский музей

Здесь можно посмотреть “ужасных ящеров” не очень большого размера и отдельные части скелетов гигантских чудовищ. Скелетов диплодоков, занимающих целые залы, здесь нет, зато есть изображения всех видов исчезнувших рептилий. В зале “Происхождение человека” важное место занимает стенд с двумя наборами черепов — обезьяньими и человеческими. Никаких промежуточных форм, правда, не наблюдается. Хотя есть плакат с названиями предполагавшихся “предков” (синантроп, питекантроп, яванский человек, австралопитек) и сообщением, что соответствующие материальные подтверждения “фрагментарны и не вполне достоверны”. Например, “пилтдаунский человек”, бывший в первой половине XX века главным “кандидатом в предки”, оказался сфальсифицированным с помощью напильника из челюсти гиббона и человеческих зубов, обработанных для придания им “более древнего вида” хромовыми квасцами (считается, что эту подделку организовал палеонтолог Тейяр де Шарден).

Адрес: Москва, ул. Вавилова, 57.

Музей динозавров в Благовещенске

В 1999 году ученые откопали под Благовещенском первого утконосого динозавра с цельным скелетом. Вместо обычных 12 шейных позвонков у этих экзотических созданий насчитали целых 18. Поэтому и назвали динозавра Лебедем — Олоротитаном. Некоторое время назад началось строительство автотрассы. Раскопали землю близ Благовещенска и наткнулись на кладбище динозавров. Теперь здесь всякий раз после дождя вымывает кости и зубы. Школьники бегают их собирать на ничем не примечательный пригорок близ обычной пятиэтажки почти на главной улице города. Говорят, что коммерческая стоимость уничтоженных при строительстве дороги останков динозавров такова, что на эту сумму можно было еще одну трассу проложить (каждый скелет стоит до 8 миллионов долларов). Все найденные кости местные власти решили поместить в Музей динозавров. Правда, пока средств на развитие музея не хватает, так что экспозиция еще невелика.

Котельничский палеонтологический музей

Котельничский палеонтологический музей был открыт в 1994 году на базе коллекции пермских позвоночных, найденных здесь же. В музее хранятся уникальные останки животных и растений от наиболее древних, обитавших в докембрии, до костей гигантских животных ледниковой фауны, охватывающих период в 500 с лишним миллионов лет. Наиболее часто здесь встречаются кости растительноядных ящеров парейазавров — “щекастых ящеров”, которые обитали на заливных поймах и в дельтах рек. Несмотря на обилие ископаемого материала, парейазавры очень плохо изучены, и до сих пор не ясны детали их строения, способ питания и размножения. Существует точка зрения, что от парейазавров происходят черепахи.