Меньше бензина, больше идей

Если верить экспонатам 76-го Женевского международного автосалона, очень скоро автомобили будут ездить на спирту

9 марта 2006 в 00:00, просмотров: 304

Посетители, заполнив все проходы между стендами, с утра до вечера, тесно обступив сверкающие лаком авто, хлопают дверьми, открывают капоты и багажники, энергично рассаживаются в салонах. Их легко понять: где еще можно запросто покрутить баранку новейшего спортивного суперкара или люксового лимузина стоимостью в несколько сот тысяч долларов!

Многие приходят в выставочный центр “Палэкспо”, чтобы примериться к предстоящей покупке: ведь большинство экспонатов в ближайшие месяцы станет серийной продукцией автозаводов. Другая характерная черта — обилие дорогих моделей. Ну а третья особенность этого автошоу — его нейтральность, ведь мировых автопроизводителей в Швейцарии нет. Стало быть, в Женеве легче подметить главные тенденции мирового автопрома.

О чем в этом году рассказывает автосалон? О том, что все мировые автопроизводители продолжают напряженно искать новые способы сделать двигатели не только менее прожорливыми, с более “чистым” выхлопом, но лучше — вообще отучить их от бензина или солярки. Ведь нефти все меньше, автомобилей все больше, а дышать все трудней. Вот и появляется все больше моделей, работающих на природном газе, на биотопливе и на спирте, получаемом из подсолнечника, сахарного тростника, рапса или древесных опилок. Внешне не отличишь, на чем ездит та или иная модель, и выставочные образцы украшают бортовыми зелеными транспарантами с листьями и надписями “газ”, “биогаз”.

“Ford” — европейский лидер продаж машин со “всеядными” двигателями “Flex-Fuel”: десятки тысяч новых версий Ford Focus и Focus C-MAX с этим шильдиком уже бегают по Европе, в США в этом году их станет около 300000, хотя заправок с топливом Е85 (85% этилового спирта и 15% бензина) пока всего около шестисот.

В Европе пытаются сделать более чистыми дизели (около 60% машин на европейских дорогах — дизельные). А в США, где скептически относятся к дизелю, все популярней “гибриды” и в основном японские — от “Toyota”, “Honda”, “Lexsus”, “Mazda” и “Subaru”. В них соединили двигатели внутреннего сгорания с электромоторами — вроде бы и выхлоп менее токсичен, и топлива тратится меньше, хотя они дороже обычных машин на 3—4 тысячи долларов, а их достоинства проявляются только в городских “пробках”, а на загородных шоссе незаметны.

И неудивительно, что в каталоге Женевского автосалона почти у всех мировых производителей есть автомобильные новинки, у которых в графе “топливо” все чаще помечено “газ”, “дизель”, “бензин+электро”. Но есть и более экзотичное — “водород”. Водородная эра уже не за горами, и кто к ней не поспеет — сильно пожалеет.

А еще салон демонстрирует новейшие ухищрения на предмет того, чтобы автомобиль стал удобней, дружественней человеку, а главное — безопасней. Наконец, и это характерно именно для этого автосалона, моделей должно быть не просто много, а очень много — на всякий вкус, даже если он с придурью, и на любой карман. Вот дизайнеры и инженеры и пускаются во все тяжкие. К примеру, итальянская фирма “Кастанья” выставила автомобиль для пляжа: открытые борта отделаны, как катер, деревом, а в багажнике душ — для помывки после купания в море.

Впрочем, именно необыкновенные авто, концепты, приоткрывающие окно в завтра, и привлекают публику более всего. Возьмем две абсолютно противоположные концептуальные премьеры от “Nissan”: городской электромобильчик Pivo и экстремальный “проходимец” Terranaut.

Terranaut (“земленавт”) — вездеход будущего для путешественников, исследователей или службы спасения. Он внушительных размеров — почти пять метров длиной, более двух метров по ширине и высоте и представляет собой не только средство передвижения по бездорожью, но наблюдательный и коммуникационный центр. Словно небольшой космический корабль, он берет на борт недельный запас продуктов и воды, в нем есть кухонные принадлежности, спальники, в нем обеспечена замкнутая система кондиционирования воздуха, сзади есть герметичный шлюз для собранных снаружи образцов. С одной стороны у машины распашные двери, позволяющие свободно входить и выходить в скафандрах, с другой стороны — лишь одна дверь в обширный задний отсек с большой стенкой дисплеев и лабораторным столом. Спереди — места для водителя и второго пилота, сзади одно место для наблюдателя-исследователя. В крыше — прозрачный люк, который является и аварийным выходом. И здесь же — выдвигающаяся, как у подводной лодки, труба перископа с обзором в 360 градусов. Наверное, если, не дай бог, случится пандемия птичьего гриппа, такая машина очень пригодилась бы МЧС.

Впервые Pivo показали прошлой осенью на Токийском автосалоне. Теперь в Женеве выставлена усовершенствованная версия этого футуристического электромобиля для запруженных улиц мегаполиса. На каждой оси — свой электродвигатель с приводом на два колеса, которые приводятся в движение мощными плоскими литий-ионными батареями, упрятанными в подполье машины. В это авто, длина которого 2,7 м, а ширина — всего 1,6 м, комфортно усаживаются трое, причем место водителя посередине. Благодаря тому, что все агрегаты автомобиля, включая тормоза и рулевую систему, не связаны механически с органами управления, яйцевидная кабина может поворачиваться на 360 градусов, что существенно облегчает парковку, а также посадку-высадку в стесненных уличных условиях. К услугам водителя — дисплей, на который наружные камеры наблюдения проецируют все, что вокруг, — фотографы это называют обзор “птичьим глазом”. По мнению дизайнеров, такой сверхманевренный автомобиль не просто забавный экспонат салона, но серьезная заявка на городское транспортное средство, дружественное человеку и окружающей среде недалекого будущего.

Еще более экзотичное одноместное городское транспортное средство демонстрирует на салоне “Toyota”. I-swing — четвертое и наиболее продвинутое поколение персонального транспортного средства горожанина. Гибкая структура кресла, сделанная из ударопоглощающего полиуретана, подгоняется под седока и защищает от непогоды. Кроме того, наделенный искусственным интеллектом, I-swing может общаться с “хозяином” с помощью дисплеев или по мобильнику, или через Интернет, изучает и подстраивается под его водительские привычки. Перемещаться в этом кресле-автомобиле можно в двух позициях. Или медленно на двух колесах — например, маневрируя по тротуару в толпе или быстро на трех колесах по городским улицам. Кстати, у двух больших задних колес — независимая подвеска. Можно сблокировать в одно целое два I-swing, и тогда получится уникальный двухместный персональный автомобильчик.

Более приземленную по сегодняшним меркам, но чрезвычайно важную “фенечку” “Toyоta” показала в новой версии самого продвинутого и продаваемого в мире “гибрида” — хетчбэка Prius. Это так называемая система интеллектуальной помощи при парковке (IPA). С ее помощью, выбрав на дисплее понравившуюся вам “щель” между стоящими у тротуара машинами и нажав на кнопку, можно, не прикладывая рук к рулю, лишь следить за тем, как авто самостоятельно будет маневрировать, втискиваясь в это местечко. Вам остается лишь педалью тормоза регулировать скорость маневров и вовремя их остановить.

Но дальше всех и в то же время реальней всех в ближайшее будущее заглянула “Honda”, представив широкой публике новый концептуальный автомобиль на топливных элементах (ТЭ) FCX Concept. Напомним, что именно в технологии, использующей топливные элементы, мировой автопром видит свое будущее, отдаленное от нас всего на 15—20 лет. В батарее или, как еще говорят, в генераторе на топливных элементах химическим путем кислород из воздуха, соединяясь с водородом, заправленным под давлением в бак, вырабатывает электроэнергию, питающую маршевый электромотор, и выделяет не токсичные газы, но просто воду.

Эту самую передовую технологию дизайнеры и инженеры фирмы вложили в элегантный, стремительный, динамичный по формам кузов. Явно футуристический интерьер под стать — это просторный, изящный, изысканный салон седана премиум-класса. Дизайнерам помогли инженеры, создав самую низкую из всех существующих у других брендов платформу авто на ТЭ, названную V Flow. Им, в свою очередь, это удалось благодаря созданию компактной батареи ТЭ, в которой ячейки элементов расположены вертикально. И эту батарею разместили в тоннеле, где у заднеприводных автомобилей с обычным ДВС прячется карданный вал.

Машину приводят в движение три электромотора — один на передней оси с приводом на передние колеса и два колесных мотора сзади. Общая мощность пока что рекордная — 100 кВт. На одной заправке водородного бака FCX может проехать 560 км.

И еще об одном концепте, вызвавшим удивление и признание как у публики, так и у экспертов. Это сенсационное спортивное полноприводное купе SAAB AeroX. Создатели модели обратились к авиационным истокам фирмы и блестяще применили наработки сдержанной, но изысканной скандинавской школы дизайна, качественную шведскую инженерию. У зализанной, стремительной модели нет дверей и лобового стекла — все это заменено авиационным общим кокпитом-блистером. Кузов, собранный из карбоновых элементов, работа подвески контролируется электроникой. А самое главное — двигатель V6 мощностью 400 л.с., который работает на биотопливе — 100%-ном этиловом спирте, полученном из растительных продуктов. 100 км/ч модель набирает за 4,9 с, максимальная ограниченная скорость — 250 км/ч.




Партнеры