Что было у гейши с принцем Чарльзом

У них харакири и саке, у нас поножовщина и водка

10 марта 2006 в 00:00, просмотров: 557

Россия “заболела” гейшами после того, как на прилавках по очереди появились сначала “Мемуары гейши” Артура Голдена, затем “Жизнь гейши” Минеко Ивасаки, а в кино — экранизация “Мемуаров гейши”. Попробуем разобраться с тем, где же настоящая гейша, а где поклеп на древнюю профессию.

“Мемуары гейши”

Роман заслуживает всех отзывов — и восторженных от читателей всего мира, и угрожающих — от живой легенды уходящего мира гейш Минеко Ивасаки. Автор явно поставил задачу разъяснить нам все обычаи и термины, не усложнять восприятие читателей японскими именами (он предпочитает давать героям клички — Тыква, Огузок, Господин Ящерица) и показать нам красоту Японии со стороны нашими же глазами.

Уж мы-то знаем, что мы хотим прочитать о Японии: великолепие чайных церемоний, акварельно-нежные пейзажи, описание японских красавиц, их макияжа и кимоно (“но это кимоно было несравненно изысканнее: нежно-голубое, с тонким вьющимся серебристым рисунком, напоминающим струи воды”), а также философия Страны восходящего солнца (“…все взаимосвязано в мире… человеческие существа — всего лишь часть чего-то большего”). В общем, все это в книге есть, как на заказ. Голдену, в угоду читателю, пришлось сделать из гейши (в переводе “человек искусства”) женщину “облегченного” поведения. И напридумывать массу вещей, не имеющих связи с реальностью.

“Жизнь гейши”

Минеко Ивасаки, прожившая долгую жизнь, написала не роман, а автобиографию. Минеко искренна, но в меру, открывает тайны своей страны, а не свои. Линейный сюжет часто скучен до умопомрачения, в “Жизни” не хватает описательной красоты и нерва, но зато мы раз и навсегда определимся, что же такое гейша.

Этой профессии научиться очень тяжело, и если понимать под гейшей проститутку, то можно начинать смеяться. Дом гейш вовсе не бордель, потому что ни один мужчина, кроме родственников, не имеет права туда войти. Никогда гейша не оказывает интимных услуг, тем более за деньги. А мизуагэ у гейш — всего лишь сумма заработка, а отнюдь не высоко оплачиваемая дефлорация. Гейша за оплату развлекает мужчин и женщин на чайных церемониях танцем (танец — “фишка” этой профессии), игрой на сямисэне, барабане, интересной беседой. Вот такие они утонченные! Как в анекдоте: у них саке, харакири, гейши, а у нас только бабы, водка и поножовщина.

Среди достоинств книги — эпизоды, которые “нарочно не придумаешь”. Например, принц Чарльз оставил свой автограф на веере юной гейши Минеко, думая этим ее осчастливить. Но Минеко больше волновало, что ее следующие гости увидят веер, на котором расписался кто-то другой. Принц Чарльз даже растерялся, и веер Минеко благополучно выкинула. Минеко считает, что традиции “гейшества” устарели. Она, будучи самой успешной гейшей за последние сто лет, ушла из системы. Но ничего не изменилось. Своего рода заповедник гейш существует и сейчас. И мы многого еще о нем не знаем.


ВАЛЕНТИН ЧЕРНЫХ, вошедший в историю со сценарием к фильму “Москва слезам не верит” и “Свои”, занят новым фильмом. Рабочее название — “Москва не сразу строилась”. Однако это не продолжение первой “Москвы”, а совсем новая история, с другими героями и из другого времени.


КАТЮ МЕТЕЛИЦУ, автора книг “Азбука жизни”, комиксов “Анна Каренина by Leo Tolstoy” и “Пиковая дама by Alex Pushkin”, издатели засыпали предложениями. Как только выбор станет ясен, в свет выйдет еще один комикс — “Голова профессора Доуэля” — творчески переработанный Катей роман Беляева. Идея сделать комикс по “Щелкунчику” тоже будет реализована.


ИРИНА ХАКАМАДА написала книгу “Sex в большой политике”. Не подумайте ничего плохого: “sex” переводится как “пол”. Политиками не рождаются, а становятся, и необходимо соответствующее воспитание — вот как возникла идея этой книги. Имена, факты, язык мира политики, где правят мужчины, — книга представляет собой своеобразный “самоучитель self-made woman”.



    Партнеры