Вот “Рота” пролетела

Затмили ее “Солнце” и “Первые на Луне”

11 марта 2006 в 00:00, просмотров: 192

А я не читаю критику никогда”, — сказала, кокетливо вильнув бедрами, актриса Ольга Красько — одна из многочисленных ведущих церемонии вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон”. Из всей кинобратии, собравшейся в “атриуме” (то бишь в фойе) Театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко на раздачу “слонов”, звезда “Турецкого гамбита” единственная показала себя не подумав. Остальные актеры, режиссеры и продюсеры знают: как себя с прессой поведешь, таким в СМИ и попадешь.


В этом году Гильдия киноведов и кинокритиков вслед за “Кинотавром” ушла от Марка Рудинштейна к продюсерам нового времени Александру Роднянскому и Игорю Толстунову. Но если “Кинотавру” это пошло на пользу, то с “Белым слоном”, да простят меня коллеги, вышел “блин”. Скучно, пафосно и не слышно — это если коротко. Акустика в зале, больше подходящем для банковских круглых столов, позволяла из каждой речи слышать по паре слов в лучшем случае. Единственным ярким моментом церемонии, которая раньше проходила во много раз живее и острее, стал дуэт Кати Волковой и Михаила Ефремова, исполнивших известную песню Сержа Гинзбура, которую он пел вместе с Джейн Биркин. В общем, как известно, самоирония еще никому не помешала. Особенно критике.

Что же касается итогов голосования, то они были предсказуемы. Правда, за пришедшую на премию чуть ли не в полном составе “9 роту”, хоть я и не являюсь ее горячей поклонницей, обидно: четыре номинации — и все мимо. Люди не поймут.

СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЯМ

Александр СОКУРОВ, режиссер (“Солнце”)

— “Белый слон” показался вам важнее, чем “Ника”, номинироваться на которую вы отказываетесь?

— “Слонов” присуждают те, кто пишет про кино, и те, кто его изучает. Эти люди сыграли в моей судьбе особую роль. Среди пишущих про кино есть интереснейшие люди, которые многому меня научили. Журналист или киновед может даже подсказать, где ты и в какую сторону идти.

— Ожидали, что “Солнце” назовут лучшим фильмом 2005 года?

— Честного говоря, не думал об этом. Но мне приятно, что журналисты так приняли мою картину. Без этого мне было бы гораздо труднее. Я чувствовал их поддержку, и не только здесь — в Берлине, Канне.

— Как к “Солнцу” отнеслись в Японии?

— Оно выйдет в прокат только в августе. И я поеду представить картину. Японцы с волнением ожидают выход фильма у них на родине. (“Солнце” — история о том, как император Хирохито капитулировал во Второй мировой. — Л.Р.)

— Вы сейчас работаете над новой картиной о Вишневской и Ростроповиче...

— Да. “Элегия жизни. Ростропович. Вишневская” — документальная лента для телевидения в двух частях. Думаю, через месяц работа будет готова. Это большая и сложная картина. Материал важный, серьезный, много уникального. И еще, наверное, потому тяжело, что я очень люблю Вишневскую и Ростроповича. Это были совместные “движения” навстречу друг другу. (Улыбается.) Я даже не думал, что смогу получить их домашние архивы и стану близким им человеком. Они мои учителя в этике и эстетике. А фильм — огромное счастье.


Алексей ФЕДОРЧЕНКО, режиссер (“Первые на Луне”)

— Как вы считаете, почему именно вы победили?

— Вообще-то абсолютная победа у Сокурова. (Улыбается.) А мой фильм отметили, наверное, потому что хороший. Надеюсь, не случайно.

— Кому посвящаете премию?

— Честно говоря, не успел об этом задуматься, когда выходил на сцену. К сожалению, один из наших художников — Николай Павлов, не дожил до такого радостного момента. О нем напоминает каждый кадр картины. И “Первые на Луне”, и наши статуэтки я посвящаю ему.

— Минуты вручения — самые счастливые в вашей жизни?

— Было очень приятно. Но есть события гораздо более счастливые. Например, когда стоишь у роддома и знаешь, что у тебя появился ребенок.

— Что дальше?

— Я заканчиваю следующую картину, она тоже экспериментальная. Я ее определил как документальный фильм по сказке. “Шоша” — история о марийских жрецах. Я снимал их в Марий Эл. Жрецы даже допустили меня на священные обряды. Кроме того, я запустился с еще одной игровой картиной “Железная дорога” по сценарию Александра Гоноровского. Это сказка для взрослых, вроде современного фэнтези.


Марина ЗУБАНОВА, актриса (“Требуется няня”)

— Почему, на ваш взгляд, именно вы победили?

— Наверное, из-за того, что Татьяна Васильева и Алиса Фрейндлих не пришли на церемонию. (Смеется.) Честно говоря, испытываю некоторое замешательство. Я оказалась в одном ряду с любимыми актрисами. Свою роль считаю вовсе не главной, а второстепенной. Главная — Иришка Шипова. (Девочка, няню которой играет Зубанова. — Л. Р.) Главный персонаж — тот, который меняется, как эта маленькая девочка. А моя героиня пришла злыдней, злыдней и ушла.

— Кому посвящаете премию?

— В моей жизни два главных человека. Сын Миша, ради которого все крутится в моей жизни. Я начала работать потому, что у меня родился ребенок. А с появлением работы я познакомилась со вторым главным человеком — режиссером Ларисой Садиловой. (Она сняла Зубанову в фильме “С любовью, Лиля”, дебют Марины оценили на международных фестивалях. “Требуется няня” — вторая их картина. — Л.Р.) Она замечательный человек и потрясающая творческая личность.


ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОКРИТИКИ И КИНОПРЕССЫ “БЕЛЫЙ СЛОН” ЗА 2005 ГОД

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ “Солнце”. Реж. Александр Сокуров.

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА Александр Сокуров. “Солнце”.

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ Александр Гоноровский, Рамиль Ямалеев. “Первые на Луне”.

ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА Олег Лукичев. “Гарпастум”

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА Николай Павлов, Валерий Лукинов. “Первые на Луне”.

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ Андрей Сигле. “Солнце”.

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Марина Зубанова. “Требуется няня”.

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ Данила Козловский. “Гарпастум”.

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Оксана Фандера. “Статский советник”.

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Сергей Гармаш. “Бедные родственники”.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ “Первые на луне”. Реж. Алексей Федорченко.

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ “Блокада”. Реж. Сергей Лозница.

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ “Гора самоцветов”. Худ. рук. Александр Татарский.

ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛЬМ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА “Дитя”. Бельгия—Франция. Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн.

ПРЕМИЯ ИМЕНИ МИРОНА ЧЕРНЕНКО Наум Клейман, директор Музея кино.




Партнеры