Любовь от руки

Дневники современных девочек все больше походят на порнороманы

В СССР, как известно, секса не было. Да если бы только секса! Советскую девушку не должно было мучить любовное томление, неразделенные чувства и прочие буржуазные пережитки. Соответственно, никому не могли даже присниться и женские журналы с их полезными советами в интимных делах.

Но ведь томленье-то и безответная любовь были! Поэтому девушки, вступившие в пору полового созревания, выкручивались как могли. И сами производили рукотворные прообразы будущих глянцевых журналов — с душещипательными стихами, рекомендациями бывалых и собственными откровениями. Корпели над толстыми тетрадями в коленкоровых обложках, рисовали цветными карандашами сердечки и розочки, передирали друг у друга наиболее афористичные и трогающие душу перлы…

Например: “В 13 лет любовь опасна. В 15 лет она глупа. В 17 лет она прекрасна, а в 25 уже стара”.

Первое чувство — учебе помеха

Разбирая как-то антресоли, мы с подружкой, тогда 14-летние школьницы, наткнулись на пыльную дамскую сумочку, с которой щеголяла ее мама эдак лет двадцать назад. В ней обнаружились голубой гребешок, сломанная заколка и две потрепанные общие тетради. На клеенчатой обложке одной из них с трудом удалось прочесть выцветшую надпись, щедро украшенную цветами и завитушками: “Песенник, 1970 год”.

Почти все 96 тетрадных листов за 44 копейки были испещрены дешевыми шариковыми ручками: синей, зеленой и красной. С пожелтевших страниц улыбались вырезанные из “Советского экрана”, как бы сейчас о них сказали, секс-символы той поры: Светлана Светличная, Василий Шукшин, Маргарита Терехова, Татьяна Доронина, Александр Ширвиндт, Олег Стриженов... Фотографии соседствовали с текстами песен — из популярных кинофильмов и русских народных. То тут, то там ни к селу ни к городу встревали обведенные жирными рамками лозунги типа “Руки прочь от Вьетнама!”. Видимо, девушки той поры все-таки не мыслили личной жизни без четкой политической позиции…

Однако именно ради письменного осмысления этой самой личной жизни и создавались многостраничные творения. В отсутствие профессиональных психологов по межполовым отношениям юные комсомолки пытались самостоятельно вывести правила грамотного поведения с сильной половиной человечества. Например, перечислили аж “36 признаков любви”, на которые следовало обращать внимание каждой уважающей себя девушке.

Автор альбома щедро делилась своими наблюдениями, выводами и рекомендациями. “Когда мальчик берет девочку за две руки, хочет признаться в любви”; “По улице мальчик должен идти по левую сторону от девочки и держать ее за руку”; “Целоваться можно через 3—4 дня после знакомства”; “Когда девочка опускает глаза, то ее пора поцеловать”; “Целуй медленно и обязательно глядя в глаза”; и, наконец, самое глубокомысленное и философское — “Если она часто вздыхает, люби ее”. Чем не сегодняшняя статья на тему “Мужчинам на заметку: тайные знаки женщин”!

Эти советы перемежались богато оформленными и весьма категоричными высказываниями, которые, судя по всему, считались автором непреложными истинами, например, “Любовь должна быть в 13—15 лет”; “Поцелуй без любви метит губы и душу”, а также поэтическими экзерсисами: “Любовь — это дар природы. Без любви невозможно жить. Любовью дышат все народы, и мне позвольте вас любить!” И, наконец, самое заковыристое: “Первое чувство — учебе помеха, но если враг нападет на страну, то для любящих сердец разлука — не повод для горя, но будь осторожна с мужчиной. Ведь его сердце — это вагон, в котором часто меняются пассажиры”.

На последних страничках песенника прилепилась вырезка из газеты, статья В.А.Сухомлинского “Стать человеком”. Рассуждения о семейных ценностях и любви: “Уважай девушку, оберегай ее честь и достоинство, человеческую гордость. Девушка, которая влечет тебя, — это твоя будущая жена, мать твоих детей”. Тогда ведь так и жили: увидел — понравилась — женись. Автор этого песенника прислушалась к совету. Перестала разводить слезы на тетрадных страницах и быстренько выскочила замуж. Стала женой, а потом в положенный срок — мамой.

“Я помню горячие, жаркие губы...”

Народному творчеству свойственна преемственность поколений. Такие же “буквари любви” усердно создавали и мы сами. Усердно выводили: “Мой возраст — самый трудный возраст, когда тебе 15 лет”; “Ты красивый, сам об этом знаешь. Все девчонки смотрят тебе вслед...”; “Я помню горячие, жаркие губы, сильные руки, сплетая кольцом...” Созданию самиздатовских песенников посвящались все летние каникулы. Лично у меня каждая тетрадка начиналась со строчки, выведенной черным фломастером: “Поцелуй не надпись на гробах”. Я и понятия не имела, что эти столь впечатлившие меня слова принадлежат Сергею Есенину! По незнанию к городскому фольклору и народному творчеству мы относили многие произведения о высоком чувстве Пастернака, Вертинского, Цветаевой, Ахматовой, Асадова. В школе нам силой прививали любовь к поэзии, но мы и сами тянулись к поэзии, только немного другим путем…

В отличие от наших мам мы заходили в половых вопросах куда дальше и даже дискутировали на темы предполагаемых измен: “Что сделает девушка, если ей изменят? Англичанка будет плакать, француженка убьет соперницу, итальянка убьет себя, немка убьет его, а русская найдет другого”. Находясь за железным занавесом, мы именно так представляли себе национальные особенности. В своем альбоме я обнаружила и Уголовный Кодекс Любви. “Статья 1: Если девушка красится, она привлекается к уголовной ответственности за подделку собственных документов. Статья 2: Если парень любит девушку, но ни разу ее не поцеловал, он привлекается к уголовной ответственности за невыполнение служебных обязанностей”.

На квартирных вечеринках, в перерывах между танцами-“медляками” под Аллу Пугачеву, Юрия Антонова и “Modern Tolking”, мы уединялись девичьим коллективом где-нибудь в ванной и читали друг другу свои песенники. Мальчикам заглядывать в них категорически запрещалось. Наиболее понравившиеся строки списывали у подруг: “Любовь — это бурное море, любовь — это злой океан, любовь — это счастье и горе, любовь — это полный обман”. Или: “Лучшая любовь та, с которой быстро расстаешься. Которая тихо уходит в прошлое, оставляя не болезненные уколы, а лишь легкий аромат сожаления”.

Из уст в уста передавались душещипательные истории о солдатиках, ушедших в армию и узнавших, что их возлюбленные выходят замуж за других. В своих песенниках мы писали письма несуществующим адресатам, рассказывая им о том, что есть и другие девушки, которые не продают и не предают любовь.

Важную часть наших любовных альбомов составляли анкеты, которые полагалось заполнять всем друзьям-подругам. Делались они исключительно ради двух главных вопросов: “Кого ты ненавидишь?” и “Кого ты любишь?” Зачастую твое имя появлялось и в списках любимых и ненавидимых всей душой. По-другому в столь юном возрасте мы просто не умели проявлять свои чувства. Сколько разбитых сердец и безответных любовей было принесено в жертву такой огласке! Я навсегда запомнила один суровый урок любви. Мой одноклассник на страницах анкеты открыто признался в симпатии ко мне и полностью указал мое имя, а не инициалы, как делали это другие. На уроке бдительная учительница пенсионного возраста отобрала анкету и прочла некоторые пункты вслух, особенно остановившись на моей персоне. Вечером она обзвонила всех родителей учеников.

— В голове у них одна любовь! — с придыханием делилась она с испуганными мамами и папами. — Надо следить за ними получше, а то неровен час, в подоле принесут.

На следующий день она устроила незапланированное собрание. Нашу еще не созревшую любовь вынесли на общественный суд. Мама пришла с красными от стыда щеками и высекла меня, великовозрастную дурочку, ремнем.

Выйти замуж за “алигарха”

У современных подростков развлечений выше крыши, и все на высоком технологическом уровне: навороченные компьютеры, игровые приставки, музыкальные центры, плееры. Загрузить время и мозги можно под завязку. Я уж не говорю о многочисленных журналах, в которых все что душе угодно — и секс с картинками, и любовь с извращениями. Но, как ни странно, и поныне современные барышни, как и мы, и наши мамы, с увлечением занимаются созданием индивидуальных песенников и альбомов. Только им не надо бегать по магазинам в поисках дефицитных фломастеров и выменивать за импортную жвачку заграничные открытки и красивые тетради. В любом книжном магазине прилавки заполнены книжечками, озаглавленными “Девичьи секреты, тайны, грезы...” и т.д., любовно скрепленными настоящими замочками, а также “Анкетами для самых остроумных, непоседливых, смешливых...”. Ничего выдумывать не надо: ответил на вопросы и свободен.

12-летняя Лика тоже поверяет свои тайны модной тетрадке. Рукой, привыкшей иметь дело больше с клавиатурой, чем с шариковой ручкой, она даже не пытается что-то записать на века. Не мудрствуя, вырезает из журналов странички, посвященные любви, и приклеивает их в песенник: “Влюбленный человек смотрит на мир сквозь очки. За спиной у него вырастают крылья, и он витает в облаках на седьмом небе от счастья” или “На самом деле любовь рождается в голове. Именно мозг дает команду вырабатывать соответствующие гормоны. Ощущения часто могут быть неприятными: боль в животе, отсутствие аппетита, учащенное сердцебиение и бессонница”. Наверное, нынешним тинейджерам так проще понять, что такое любовь. С ними говорят на их языке, но о тех же простых истинах.

Лика показывает мне странички анкет. Напротив бесхитростного вопроса “Как тебя зовут?” ее сосед по парте, тщедушный 11-летний очкарик, оставил запись:

— Я — Ваня-крутизна!

Другой не менее невинный пункт: “Что ты ценишь в жизни больше всего?”

И ответ, нацарапанный рукой подружки-ровесницы Веры:

— Sex! Sex!! Sex!!!

В отличие от наших в альбомах современных подростков масса советов и рекомендаций по совершенствованию внешности — все как в глянцевых журналах. Читаю у Лики: “Согласно легенде, египетская царица Клеопатра во многом была обязана алоэ своим здоровьем и красотой”. Что ж, несмотря на свой нежный возраст, девочка твердо знает: цветущий и приведенный в порядок с помощью различных ухищрений вид — залог счастья во всех сферах жизни, и особенно в любовных делах.

В своих анкетах мы признавались, что хотели стать актрисами или космонавтами, мечтали поцеловаться с Андреем Мироновым, ненавидели себя за нелюбовь к математике. А еще просили волшебную палочку, с помощью которой избавили бы весь мир от войны. 12-летняя Лика мечтает встретиться со звездами из фильма “Цвет нации”, хочет быть похожей на Елену Корикову, выйти замуж за “алигарха” и избавить свой город от врагов (каких, не уточняет, — то ли от понаехавших кавказцев, то ли от криминального элемента). Мы разные с ней, потому что меняется мир вокруг нас, но одно остается общим во все времена: стремление к счастью, любовное томление. Хоть буйством гормонов его называй, хоть души прекрасными порывами. А оно ищет выхода. И девичьи тетради — незаменимый выход. Загляните почти на два века назад, и вы увидите то же самое. Возьмите роман в стихах “Евгений Онегин”, где фигурируют альбомы уездных барышень:

“Тут непременно вы найдете

Два сердца, факел и цветки;

Тут вечно клятвы вы прочтете

В любви до гробовой доски”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру