Как “НИКА” с “Орлом” боролась

Юлий Гусман: “Стыдно, господа клеветники, интриганы и блатари-начальники!”

Ровно через три дня состоится церемония вручения старейшей и самой уважаемой кинопремии “Ника”. Она будет вручаться уже в 19-й раз.

Под неумолкающий перезвон телефона ее отец-основатель Юлий Гусман поведал “МК” о том, какие страсти вновь разгораются вокруг его детища. Интриг вокруг “Ники” оказалось больше чем достаточно.


— Вы часто вспоминаете первую “Нику”?

— Ее можно вспоминать бесконечно. 87-й год. Скульптор Сергей Микульский подарил нам статуэтку, которая и стала “Никой”. Церемония проходила в Доме кино. Грузинский культовый режиссер Тенгиз Абуладзе за свой фильм “Покаяние” получил семь премий. Тогда мы как слепые котята нащупывали дорогу. Думали над деталями церемонии целый год — как рассадить гостей, как выйти вручантам. Я стал вести церемонию потому, что нужен был такой человек, которого все слушаются. Мы ориентировались по фильму “Чаплин”, как там показана церемония “Оскара”...

— В каком стиле пройдет нынешняя церемония?

— Ясно, что мы ни с кем не можем соревноваться “на поле” пафоса. Мы же не в Америке, где на “Оскаре” весь зал — звезды Голливуда. И там шоу уже само по себе получается. Да еще всякие серьезные спецэффекты. Мы пошли другим путем. Например, 17-я “Ника” была посвящена “17 мгновениям весны”. 18-я “Ника” — совершеннолетняя. 20-я будет юбилейная. А нынешняя, 19-я, — подготовка музея “Ники”. Театр Российской армии — не слишком удобное место, но для темы нынешней церемонии очень хорошо подходит: гигантская сцена, большой поворотный круг, кулисы, колосники. Особенно важно вращение сцены. В общем, стараемся, придумываем все так, что зрелище если не потрясет, то хотя бы удивит. Правда, сегодня это трудно — раньше “Ника” была в новинку, сейчас она растиражирована, скопирована, разворована.

— Вы сами будете вести церемонию?

— В этот раз будут вести четыре совершенно очаровательные леди кино. Анонсировать их не хотелось бы. Поскольку они участвуют не только как ведущие, но как люди, чьему вкусу и такту доверяет вся страна.

— Кто одевает ведущих, тоже секрет?

— У нас замечательные партнеры, с которыми мы уже много лет сотрудничаем, одна из них — модельер Евгения Соловьева. В вечерних платьях из ее новой коллекции будут женщины-ведущие и девушки, которые выносят статуэтки. Еще Соловьева “одевает” парадную лестницу.

— Говорят, у вас проблемы с трансляцией на ТВ?

— Омерзительная история. Внятно причину отказа от трансляции никто нам не объяснил. Наше телевидение сейчас показывает любую чушь, которую даже министр обороны назвал “дебилизацией населения”. А для лучшего телевизионного шоу — трансляции 19-й церемонии вручения Национальной академической кинопремии — места в сетке вещания не нашлось. А у нас только список мегазвезд-участников составил бы честь всем федеральным каналам вместе взятым!

Ну что поделаешь, если в честном творческом соревновании ни победить, ни даже приблизиться к уровню “Ники” не удастся. Обидно только, что все же грязь, ложь и несправедливость касаются не одного человека, а 645 выдающихся кинематографистов во главе с классиком отечественного кино Эльдаром Рязановым. Стыдно, господа клеветники, интриганы и блатари-начальники!

Мы написали письмо президенту, рассказали всем информканалам, обратились в Общественную палату... В итоге руку помощи протянул канал СТС, который покажет церемонию 19 марта в 21.00. Потом, правда, нам позвонили и предложили канал “Культуру”. Но мы уже активно работали с каналом СТС.

— С Михалковым, после того как он выпустил “Золотого орла” в пику вам, здороваетесь?

— Иногда общаемся.

— Во сколько обходится изготовление одной статуэтки?

— Сама статуэтка стоит около 700 долларов. Она делается вручную из бронзы, потом покрывается позолотой. Все “Ники” готовы, заперты в сейфе и ждут своего часа. 19 штук по числу номинаций. Так совпало — 19-я церемония и новая, 19-я номинация — “Специальный приз Совета академии за телевизионное событие года”. Многие наши коллеги успешно работают в телевизионном формате. И не замечать этого киноакадемия уже не может. Событием может стать сериал, передача, документальный фильм.

— Раньше вы к каждой статуэтке давали по отечественной машине. Традиция сохраняется?

— Да. Победители получат по “Жигулям” пятой модели.

— Сколько гостей вы приглашаете?

— Около двух тысяч человек.

— Если вы узнаете, что спекулянты торгуют билетами...

— В первые годы существования премии такое было. Сейчас нет. Дело даже не в контроле, когда места расписаны за определенными людьми, а в том, что достать билеты практически невозможно. Да и я знаю почти каждого человека в зале. Выхожу на сцену, всё и всех вижу. (Смеется.) Родные кинематографические лица!

— А банкет будет?

— Пару раз мы устраивали прием на следующий день после церемонии. В этот раз решили накрыть сразу после вручения, а то на второй день не все уже приходили, да и чувства остывали.

— Есть ли в меню фирменные блюда “Ники”?

— Нет. Мы пока еще до этого не додумались. Стоит подумать о салате “Ника” или, например, отбивной “Кинематографическая”. (Смеется.) Ну, в этот раз будем угощать чем бог послал.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру