Стенограмма пресс-конференции в "МК"

министра Правительства Москвы, руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонида Арнольдовича Бочина

17 марта 2006 в 00:00, просмотров: 247

10 марта, 13.00


Ведущий — Сергей Иванович Рогожкин - руководитель пресс-центра газеты "Московский комсомолец".


Рогожкин: Добрый день! Сегодня у нас в гостях министр правительства нашей столицы, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Арнольдович Бочин. Не хочется отнимать у Леонида Арнольдовича время. Мы условились, что несколько слов перед вопросами журналистов он скажет сам. Прошу Вас.

Бочин: Уважаемые друзья, прежде всего, хотел бы отметить, что в 2005 году нас миновали экологические катастрофы, катаклизмы масштабного плана. Была текущая работа. Все среды (воздух, вода, почвы, зеленые насаждения) находились под таким, достаточно жестким контролем. Среди значимых событий я бы отметил введение экологической сертификации автозаправочных станций в части гарантий качества топлива. В высочайшей степени актуальная тема для РФ. Я бы отметил введение экологической сертификации продуктов питания. Это важно, ведь в наших торговых системах - засилье эксплуатирующих понапрасну термин "экологически чистые продукты". Я бы отметил введение в действие сертификации почвы грунтов. Очень существенная проблема в городе. У нас один из самых плотно населенных городов мира. Естественно, проблема крайне важна. Еще бы я отметил достаточно динамичное развитие городского экологического законодательства — 5 законов было принято Городской Думой. 3 находятся в стадии обсуждения. Значимые законы — это "Комплексное природопользование", "Экологический контроль", это Закон "О почвах", Закон "Об отходах производства и потребления" - очень больная тема для города, особенно связанная с раздельным сбором; вопросы, связанные с увеличением динамики, сортировки, переработки, вторичной переработки мусора, особенно бытового, крупногабаритного. И еще я хотел бы отметить принятие по нашим разработкам новой редакции Административного кодекса, который ужесточил штрафные санкции за экологические правонарушения. В части наших намерений хотел бы особо заметить, что несколько недель назад я высказывался по поводу намерений ужесточить требования к качеству бензина, дизельного топлива, и мы разработали сейчас поправки в Административный кодекс РФ, которые увеличивают размер штрафных санкций до 500 тыс. рублей (это максимальная шкала в Административном кодексе), внесли предложения по новой статье в Уголовный кодекс, которая предусматривает за продажу и производство такого паленого либо суррогатного бензина, либо дизтоплива, уголовную ответственность — от 2 до 6 лет. И до миллиона рублей штрафная санкция, причем это делается одновременно — и "отсидка" и выплачивание штрафа. Я имею, безусловно, элементы сомнений по перспективам прохождения этих норм и в Уголовном кодексе РФ, и в Административном кодексе России. Не скрываю, что есть довольно мощное лобби, которое будет препятствовать принятию. Но динамика тех неисправностей автомобильного транспорта, которую мы имеем в Москве (сколько новых иномарок с хорошей моторикой выходит из строя), говорит о том, что наводить здесь порядок нужно путем реального ужесточения и реального преследования любителей продавать суррогатное моторное топливо. Особо отмечу, что в прошлом году мы завершили юридическую часть оформления всех озелененных территорий в городе Москве. Мы получили порядка 15,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, надежно защищенных и федеральным законом и специальный городской закон был принят об особо охраняемых природных территориях. Поэтому москвичи в определенной степени могут быть спокойны за то, что посягательства на такие хорошие рекреационные территории со стороны инвесторов, со стороны разных хозяйствующих субъектов, исключены как класс, как категория. Довольно, на мой взгляд, весомое событие. Я не буду, наверное, останавливаться на таких проблемах, как выстраивание системы автоматического контроля за качеством атмосферного воздуха, — мы построили довольно современную систему, которую признали европейцы, которые с нами достаточно активно сотрудничают и предлагают нам имплантироваться в европейскую систему автоматического мониторинга, экологического мониторинга. В техническом отношении и в программном обеспечении он соответствует самым жестким требованиям. Мы работаем со шведами здесь. А шведы достаточно щепетильно относятся к своему здоровью и экологии. Но отдельно хочу сказать, что по результатам 2005 года мы не получили увеличения загрязнения атмосферы, несмотря на то, что на 6% вырос автомобильный транспорт. Достаточно жесткий был контроль за теплоэнергетикой в городе. Достаточно жесткий контроль за промышленным сектором. И в результате нам удалось проконтролировать ситуацию по воздушной среде, загрязнения не было. Но здесь нам еще помогла в определенной степени погода и задел 2004 года связан с нашим достаточно жестким прессингом по торфяникам (известное событие, которое вы знаете).

В целом могу сказать, что мы в определенной степени опираемся на оценки москвичей, на круглосуточную "горячую линию". По реакции москвичей динамика прослеживается и степень удовлетворенности нашей работой растет. Городом принята довольно мощная и такая серьезная среднесрочная программа на 3 года, с очень серьезными показателями по целому ряду характеристик компонентов окружающей среды (и почвы, и воздух, и отходы, и вода). И есть все основания утверждать, что ситуация по всем важнейшим экологическим средам у нас будет не хуже, чем в крупнейших европейских столицах, городах, мегаполисах. Мы постоянно ведем сравнения по этим характеристикам, мы активно взаимодействуем с клубом четырех мэров (Москва, Париж, Лондон, Берлин). Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос журналиста: В массах народных как-то все время сетуют на экологию города. Может быть, это ошибочное мнение?

Бочин: Раньше было известно - кто во всем виноват. Теперь тоже известно - кто во всем виноват. Я думаю, что это уже некий штамп, лекало. Давайте разложим по составляющим. Атмосферный воздух — не подарок (83% - вклад загрязнения от автомобилей). Кто ездит на этих автомобилях? Мы с вами, москвичи. Кто выпускает эти автомобили? Наша любимая, отечественная промышленность — автопром, который производит автомобили, соответствующие классу Евро-0 или Евро-1. 4 или 5 лет город добивался принятие постановления правительства России по запрету выпуска Евро-1, Евро-0, — еле-еле пробили и то там с какого-то года начинается только выпуск, соответствующий Евро-2. К слову сказать, Европа перешла с 2005 года на Евро-4. Есть абсолютно внятные планы по Евро-5. У нас, как говорится, воз и поныне там.

Качество моторного топлива — та же самая составляющая. Когда я вам говорил про Уголовный кодекс и про Административный, к нашему прискорбию, таких норм вообще не существовало - ответственность за продажу некачественного моторного топлива в РФ. Признано и мы об этом всегда говорили, что, по сути дела, разрушен реальный контроль за качеством моторного топлива в целом по России. Единственный город, который бьется по понятным причинам и принял собственный закон об ответственность за реализацию некачественного моторного топлива, — это город Москва, в котором начали вводить реальные штрафные санкции, максимальные для города Москвы, которые позволяет и Административный кодекс, — это 200 тыс. рублей. Сразу могу сказать, что цифра не ахти какая. 200 тыс. рублей штрафа и то там постоянные судебные разбирательства. Никто не хочет, естественно, добровольно оплачивать штрафы за продажу некачественного моторного топлива. Тем не менее, нам удалось в правовом плане ситуацию переломить, мы большинство судебных исков выиграли и по решению судов заставили заплатить компании, которые продавали бензин с разного рода добавками, включая свинцовые. Но что выясняется? Выясняется, что несмотря на то, что по предложению нашего города наконец Государственная Дума, Федеральное собрание приняло федеральный запрет на производство и продажу бензина с тетраэтилсвинцом (в мире лет 5 назад запрет уже был), выясняется такая подробность - импортируем мы тетраэтилсвинец. Импортируем, и он появился у нас на рынках, и наши проверки показывают, что, к сожалению, этот смертельно опасный для здоровья, особенно для детей, бензин с тетраэтилсвинцом, со свинцовыми добавками, имеет место быть. Сейчас несколько писем мэр отправил премьеру в российское правительство с предложением прекратить импорт этого тетраэтилсвинца. Сейчас подготовлены депутатские запросы на этот счет. Вот такие чудеса. То есть что у нас по существу получается в целом? Принят великий 122 закон, о котором не говорил только ленивый, который сконцентрировал все функции, в том числе экологические, в федеральном центре. А всю ответственность оставил на регионы. Блестящая ситуация. Потом был принят, в результате уже решения Госсовета, решения Совета безопасности, трех решений, по-моему, рабочих заседаний правительства и в целом правительства, наконец, был принят закон, который часть функций делегировал. Не передал, подчеркиваю, а делегировал. И вот после делегирования этих функций, выяснилось, что их исполнить невозможно по причине того, что не разделены субъекты - кто и что будет контролировать между федеральным центром и субъектами РФ? То есть закон принят, мертвый. Кто знал об этом? Все. Говорили об этом много лет. Сейчас на стадии уже конечного обсуждения Водный кодекс, водоохранные зоны, как таковые, будут предметом хозяйственного освоения. С чем я вас всех отдельно поздравляю. И это данность, которую избежать невозможно. Наверное, в сельских районах, где жилые дома выходят на берега рек, речушек, наверное, это оправданно. Что касается нашего города, — другая ситуация. Но, к сожалению, даже в законотворчестве дифференцированный подход как таковой, у нас мало применяется, несмотря на то, что наше государство Федеративное.

Вопрос журналиста (ИА "Альянс-Медиа" Ольга Монина): На одном из заседаний правительства Москвы, где обсуждался проект постановления о целевой среднесрочной экологической программе говорилось про усиление контроля за объемами выброса вредных веществ промышленными предприятиями. Вы не могли бы об этом чуть подробнее рассказать?

Бочин: Предельно конкретно и минимум подробностей. Формально предприятия имеют узаконенные нормативы сбросов, выбросов. Все вроде как чин чинарем. А жалобы жителей имеют постоянную устойчивую направленность и по количеству. Выясняется, что, как правило, выбросы предприятий за пределами тех лимитов, которые им устанавливал Федеральный центр, федеральные службы, это, как правило, ночные выбросы. Такие проблемные предприятия, у нас есть списки, и мы сейчас приняли специальное постановление, которое обязывает эти предприятия устанавливать за счет собственных средств системы автоматического контроля, которые будут на трубах, которые будут опломбированы и подключены к нашему серверу, к нашей системе, контролирующей, так сказать, все эти чудеса, чтобы было не сильно повадно на этот счет.

Вопрос журналиста: Каким образом уборка снега влияет на экологию?

Бочин: Самым прямым образом уборка снега влияет на экологию Москвы. Несколько лет назад мы имели ужасающее состояние Москва-реки, Яузы - снег с мостовых, со всех транспортных магистралей, с улиц собирался и вывозился, выбрасывался в Москва-реку. Сама по себе проблема приобретала довольно такой удручающий характер, если еще учитывать, что в качестве противоледных реагентов использовалась техническая соль с достаточно агрессивным натрием, который разъедал почву и мы пересолили нашу городскую почву до состояния "не могу" и началась активная утрата зеленых насаждений, и вот только когда мы перешли на новые противоледные реагенты с одной стороны, с другой стороны мы начали активно строить снеготаялки. Снеготаялки первой очереди были построены на системах Мосводоканала, то есть топили снег там, сбрасывая в специальные решетки на коллекторах Мосводоканала, и уже на выходе этих коллекторов шла довольно мощная очистка. Поэтому мы тем самым минимизировали влияние снежных масс на загрязнение водных объектов. Сейчас у нас вторая очередь, это строительство снегоплавильных камер на коллекторах Мосводостока. Здесь более серьезные проблемы, потому что мы сталкиваемся с качеством очистных сооружений менее развитой системы по очистке. Задача такая, чтобы 100% собираемого и вывозимого в городе снега было размещено на снеготаялках, чтобы баланс этот совпадал. Эта зима у нас довольно необычна по количеству снега, по проблемам, связанным с использованием противоледных реагентов, потому что погода была довольно капризна, самая проблемная ситуация - это переход через ноль. Иногда, в некоторые зимы, этот переход через ноль у нас достигает 30 и более раз. Довольно сложная вещь. И хочу сразу сказать, что вопрос рецептуры противоледных реагентов продолжает совершенствоваться. Мы не остановились на неком ассортименте, который имеет все санитарно-гигиенические сертификаты, которые прошли процедуру федеральной экологической экспертизы. На нас, вы знаете, подавала в суд Международная федерация потребителей, видимо все остальные вопросы по защите потребителей уже решены. Это я говорю, как бывший представитель этой организации. Проиграла суд, и так далее. То есть проблема есть, но если вы посмотрите на информационные новостные каналы, то любой, достаточно сильный снегопад и в Европе, и в Соединенных Штатах, и в Канаде — это всегда не только стихийное бедствие, но и коллапс на дорогах. К сожалению, у нас тоже это имеет место быть, правда, по времени несколько меньше.

Вопрос журналиста: Леонид Иванович, а вот были несколько сюжетов в СМИ, связанных с каким-то снеготаянием и вот этими площадками, которые напрямую сбрасывают в реку.

Бочин: Они не напрямую сбрасывают. Я уже сказал об этом. К сожалению качество очистки вот этой системы Мосводосток — оставляет желать лучшего. Поэтому сейчас разрабатываются и совершенствуются проектные предложения по достаточной очистке, которые бы исключали возможность влияния растаявших снежных масс на качество Москва-реки и Яузы, кстати, замеры качества воды и Москва-реки и Яузы, показывают, что она соответствует, в целом, по показателям нормативов культурно-бытового назначения. Это так называется. Вообще есть две категории нормативов: рыбохозяйственного назначения, которые для промышленного разведения рыб, который от нас все время требует Мосрыбвод, что практически невозможно достигнуть, и мы сейчас, кстати, дискутируем по этому поводу по новой редакции водного кодекса, где опять поставлена планка, что для предприятий основной целевой ориентир - это достижение показателей рыбохозяйственных нормативов. Это жесточайшие нормативы, не имеющие аналогов ни в Европе, ни в мире. И я спрашиваю тех людей, которые предлагают: если вы ставите планку три метра для спортсмена по прыжкам в высоту, то он даже разбегаться не будет. Если есть нереализуемые цели, значит стимул, как таковой, отсутствует. А при дестимулировании предприятий, ни одно из них не будет ни выпускать совершенную технологию, ни переходить на нее, как таковую, поскольку достигнуть в обозримые пятьдесят лет это нельзя. Следовательно и вложения, как таковые, и бесперспективны. Наше предложение внятное и конкретное. Поставить этапы достижения. Вначале — нормативы культурно-бытового назначения для предприятий, которые позволяют и купальные, так сказать, функции обеспечивать, а потом уже, по мере совершенствования технологий, по мере реальных возможностей, в том числе и промышленного сектора, обустраивать это и для городов, если это вообще допустимо.

Вопрос журналиста: По поводу предстоящего половодья. Каждый год нас пугают тем, что качество воды ухудшится из-за стоков в воду. Как в этом году?

Бочин: Главная опасность у нас, как правило, - это подмосковные сельские хозяйства, где навоз хранится в открытом виде по берегам Москва-реки. Это главная опасность. В свое время мы оказывали финансовую помощь и по обваловке этих навозных куч, потом областное правительство взяло на себя эту заботу. Думаю, что такая опасность реально существует, тем не менее.

Вопрос журналиста: По данным Мосэкомониторинга этой зимой концентрация вредных веществ в московском воздухе превышала предельно допустимые нормы в полтора-два раза. Особенно это ощущалось в автомобильных тоннелях, в частности в Лефортовском, где концентрация этих веществ была в 2-3 раза больше этих норм. Пытаются ли экологи вмешаться в эту ситуацию и как предполагают устранить кризис?

Бочин: Ну, во-первых, кризисом это назвать тяжело, потому что проектные материалы имели процедуру федеральной экологической экспертизы. Что касается превышения предельно-допустимой концентрации, то в целом у нас на всех трассах, независимо от тоннелей, есть устойчивое превышение до двух раз предельно допустимой концентрации. Опять же. Кто это делает? Средняя скорость движения? Наши пробки. Наши заторы. Всем это известно. Здесь бессмысленно как бы лукавить, либо скрывать. Что касается непосредственно Лефортовского тоннеля. Ваша информация не соответствует действительности по причине того, что замеры в Лефортовском тоннеле, которые мы, кстати проводили где-то месяц назад, уже сами, своей выездной лабораторией, показали не отличающиеся по концентрации предельно допустимых вредных веществ по отношению к открытым пространствам. Не превышают. Поэтому возможности вентиляции, которая там присутствует, обеспечивает средний уровень загрязненности по всем основным транспортным автомагистралям города.

Надо менять автомобили. В Германии была национальная программа, Германия вместе с автомобильными концернами доплачивала владельцам старых автомобилей с тем, чтобы они приобретали новые, которые соответствовали, например, экологическому классу Евро-3. Способна наша страна выделить финансовые ресурсы из Стабфонда, чтобы поменять автомобильный парк? Но в начале государство видимо должно наладить контроль за качеством моторного топлива.

Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, каковы перспективы развития экологически безопасного вида общественного транспорта и частного, например, велосипеды. Может, дорожки выделены, какие-нибудь стоянки?

Бочин: Велосипеды. Я бы так сказал, что в рекреационных зонах велосипедные дорожки предусматриваются проектами, и мы настаиваем на этом. Что касается вдоль тротуаров, то у нас есть особенности климатического характера, которые, к сожалению, не совпадают с климатом ни Италии, ни Франции, ни Китая, где велосипедный транспорт является одним из основных. В том числе, кстати, и мопеды, мотопеды, мотоциклы легких моделей или легких конструкций.

Что касается экологически безопасного транспорта? Ну, опять же упомяну, нашу экологическую программу. Мы предусматриваем радикально заменить наш автобусный парк, порядка 600 единиц автобусов предполагается закупить с соответствующей Евро-3. Это, на мой взгляд, очень серьезная подвижка. Я хочу еще раз подчеркнуть, что очень тяжело в отдельно взятом городе сделать оазис, когда в стране нет внятной государственной экологической политики. Я это говорю с полной ответственностью, ибо принятая доктрина является федеральной доктриной, в отличие от городской, является достаточно рамочным документом, состоящим в основном из лозунгов. Как говорится, дорог нет, а есть направления. Что с этим делать дальше - мало кто знает. Я уже не говорю о последствиях административной реформы, которая по существу сейчас настолько трансформирует все эти экологические структуры, которые сейчас сами с собой толком не могут разобраться: кто за что отвечает. Сейчас, для того, чтобы представить материалы для прохождения федеральной экологической экспертизы, надо определить в какое ведомство это надо нести. Два ведомства занимаются экспертизой, четкого разделения даже между ними нет. Это пока последствия нашей административной революции, если угодно. По экологически безопасному транспорту могу сказать так: у нас принята и динамично развивается программа по переходу на диметилэфир, мы считаем это достаточно перспективным моторным топливом, имеющим хорошие заделы в сфере фундаментальной науки, прикладной науки. У нас сейчас есть реальная стадия организации опытного производства. Есть целая серия муниципального транспорта, который уже проходит 2-й год ходовые испытания по применению диметилэфира. Думаю, что по характеристикам при наличии нейтрализатора, его возможности дают уровень Евро-4. Для города это в высшей степени достойная характеристика. Опять же вопрос упирается в ресурсы, потому что внутри города только за счет бюджетных городских ресурсов очень сложно поднять такую общегосударственную тему. Я могу так, для примера сказать, отработка автомобиля на водородном двигателе, отработка Тойотой, Ниссаном гибридных автомобилей, которые используют электрическую тягу и бензиновую тягу. Я посчитал совокупность - около 3 млрд. долларов они ежегодно тратят на разработку этих экологически безопасных видов транспорта. А вот недавние автосалоны показали, что автобусы на водородном двигателе имеют уже опытную эксплуатацию. Китайцы вообще заявили, что они на олимпиаду пересадят всех участников олимпиады только на водородный транспорт. Это такая экологическая фенька у них прозвучала. Хотя сейчас реальная стоимость этого автобуса стоит под 1 млн. долларов. Мне получилось проехаться на них, действительно автомобили бесшумные, прекрасно в салоне. Но еще раз говорю, даже в опытной эксплуатации есть довольно много проблем. Активно это культивируется в Калифорнии, известному лидеру в части отношения к экологии. Большая группа состоятельных людей образовали такую ассоциацию любителей экологически безопасного транспорта, доплачивают за приобретение и т.д.

Вопрос журналиста: Не так давно на заседании московского правительства вы представляли новую программу экологическую. Вам дали 20 дней на доработку. Скажите, что изменится в этой программе и на каком этапе сейчас идут работы?

Бочин: Мы закончили уже доработку. Я хочу заметить, что любому вопросу, который рассматривается на правительстве, всегда дается какое-то время на доработку. Ничего экстраординарного в этом нет. Мы по результатам обсуждения внесли коррективы в само постановление, утверждающее саму программу, усилили какие-то акценты, поставили обоснованные целевые характеристики в самой программе, ибо она носит, на наш взгляд, публичный характер и мэр справедлив, что не только в паспорте экологической программы, но и само постановление должно эти цели сформулировать. Я думаю, что как только она будет подписана, то это будет еще один предмет пресс-конференции и детального разжевывания, что ожидает москвичей в части любых сред. Опять же почва, вода, воздух, зеленые насаждения.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что были усилены акценты. На чем?

Бочин: Акценты были усилены на раздельном сборе бытовых отходов. Акценты усилены на медицинских отходах, на экологическом образовании, экологической пропаганде.

Вопрос журналиста: Вы упомянули другие страны и клубы, кто выступает за экологическую безопасность транспорта. В какой мере в Москве развито общественное движение, какую оценку вы можете ему дать с точки зрения поддержки реальных проблем, которые нужно решать в сфере экологии.

Бочин: Во-первых, я хочу, пользуясь случаем, всех пригласить, у нас сегодня начнется расширенная Коллегия с Мэром города, со всеми руководителями федеральных служб. Там будет жесткая форма обсуждения экологических проблем. Кстати, будут там выступать и представители независимых экологических объединений. Я, с сожалением, могу констатировать, что, на мой взгляд, острота экологических проблем в целом для России не состоялась. И отсюда общественное отношение к экологии с точки зрения приоритетов, не состоялось. Сейчас создали политическую партию "зеленых" во главе с Яблоковым. При всем уважении к необходимости такого движения, хочу заметить, что, на мой взгляд, довольно сложные перспективы, потому что экологию время от времени используют политики, к сожалению. Они потом, как только достигают своих целей, амбиций, забывают. Я напомню вам, что, по-моему, первый депутатский набор, если можно так сказать, в Москве и в Государственной думе, созрел на 2-х китах: это возражение против строительства северной ТЭЦ в Москве и возражение против строительства зоопарка в Битцевском лесу. Хочу спросить: где сейчас эти политики, которые так яростно защищали эти экологические проблемы? Потом все это сошло на нет. На мой взгляд, не востребована сегодняшним обществом экология так, как она востребована у наших коллег за рубежом — это, во-первых. Во-вторых, я бы ожидал и вправе был бы ожидать, большей активности общественных организаций. Сегодня они формально числятся, но приблизительно наверно это такой формат, как внутри третьего транспортного кольца или внутри садового кольца, есть одна группировка, есть другая. Я хочу с удовлетворением подчеркнуть, что мы находимся в таких добрых деловых отношениях с Гринписом России, в добрых деловых отношениях с Всемирным фондом защиты дикой природы. Сегодня у нас на Коллегии будет выступать руководитель российского отделения. Деловые контакты, находим понимание, с уважением относимся друг к другу. Если вы обратили внимание, то протесты на экологические темы в Москве как бы не очень наблюдаются. Один раз когда-то протестовали против строительства мусоросжигательного завода, приковав себя цепями — традиционная форма протеста, известная всем. Но на конкретные вопросы: "Почему протестуют?", "Почему не делают аналогичных вещей на предмет мусоросжигательного завода в центре Токио (их там два, кстати), в центре Вены и т.д.?" - ответов не последовало. Хотя по экологическим характеристикам Рудневский завод начинали строить, он был по современной японской и французской технологии. Соответствовал самым жестким европейским требованиям. Как бы эти акции сошли на нет. Я сожалею, что нет мощной, влиятельной общественной структуры, которая бы защищала экологическую проблематику.

Вопрос журналиста: По поводу программы зеленых насаждений. Скоро снег сойдет, надо будет озеленять город. Что планируется в первую очередь?

Бочин: В городе рассмотрена и сейчас находится в состоянии доработки и подписания 3-летняя программа озеленения. Могу сказать, что 11 млрд. рублей предполагается выделить на озеленительные работы в городе. Цифра сама по себе весомая. Наверное, аналога вы не найдете нигде. Мы перешли на жесткие требования по посадке только взрослых крупномерных деревьев. Мы активно заменяем породный состав древесно-кустарниковый. У нас пошла работа по пересадке взрослых деревьев. Это очень сложный вопрос. Вы, наверное, знаете такую историческую акцию по передвижению и пересадке 200-летней липы в Царицыно. Сейчас аналогичная работа будет, еще более сложная, по 100-летнем липам в Петровском парке. Там сложность в том, что их корни переплелись и несколько придется вместе лип перетаскивать на другое место и использовать для этого мощные танковые тягачи. Такая активная работа по пересадке взрослых деревьев. В области цветочного оформления мы, безусловно, преуспели. Если вспомнить, то по сути дела, за последние 4 года утроили площади цветников. Мне приятно, когда мне говорят об этом люди, которые приезжают впервые в город. По количеству цветочной рассады, которая сейчас размещена в городе. Есть за что порадоваться. Фестивали - ежегодные. Там целая серия: городские фестивали ежегодные идут, внутри префектур. Мы проводим фестивали среди населения, причем активно включается население: в том числе и цветочное оформление балконов, лоджий и т.д.

Вопрос журналиста: Какая ситуация с качеством бензина в городе на сегодняшний момент?

Бочин: 1/3 бензина, из числа проверенных, не соответствует экологическим требованиям, которые приняты в нашем городе.

Вопрос журналиста: Продолжаются ли проверки?

Бочин: Продолжаются. Более того, они усилены, с точки зрения числа проверяющих бригад. Проверки эти в лучших детективных форматах происходят. Утром накануне проверяющим дают конверт с адресом, чтобы об этом никто не знал. Выезжают туда, делают замеры топлива сразу в нескольких экземплярах, все актируется. Делается несколько экземпляров заборов топлива, чтобы потом в судах доказывать правоту и т.д. Большая наука: угрозы там, все есть — весь букет.

Вопрос журналиста: Что-то должно измениться с применением жестких требований?

Бочин: Я вам более того скажу, не просто должно измениться, а идет сдвижка в части понимания ответственности. Сейчас мы формируем "белый список". Если "черный список" более-менее уже понятен, то "белый список" — это те автозаправочные станции, которые гарантируют высокое качество продаваемого моторного топлива, которые прошли проверки в лабораторных условиях, в том числе и с участием нашего департамента.

Вопрос журналиста: Я знаю, что они будут как-то поощряться.

Бочин: Поощряться экологическим знаком, такой знак введен Постановлением Правительства и в ближайшее время Мэр будет вручать первым лауреатам. Естественно будет и информационная раскрутка "белого списка" — заправляйтесь там, где есть гарантия качества, тогда вы не потеряете свой мотор. Много двигателей выходит из строя.

Вопрос журналиста: Еще не известно когда будет награждение?

Бочин: Награждение, я думаю, будет в апреле. Много праздников в марте, к сожалению.

Вопрос журналиста: Скажите, каким образом сочетается массовая вырубка деревьев с плотностью застройки Москвы?

Бочин: Массовая вырубка деревьев с плотностью застройки Москвы? Сейчас я попытаюсь понять вопрос. Т.е. связано ли это — связано. Потому что реконструкция 5-этажек происходит в густозалесенных районах. Когда мы говорим о превышении загрязнения воздуха по отношению к нормативам до 2-х раз в целом, то у нас есть 2 спасения: первое — это экран дома, который выходит на улицу, и второе — это наши дворовые территории. Если на них внимательно посмотреть, то все ленинские субботники со времен царя Гороха, с 50-х годов, они дали прекрасный результат. Есть и сверхзагущенность наших дворовых территорий, но это, к сожалению, связано и с проблемой вырубки многих зеленых насаждений. Здесь нужно иметь один момент: в городе дерево живет порядка 50-60 лет, несколько ниже возраст, чем в лесу. А дерево — живой организм, оно тоже стареет. Когда мы вводили механизм компенсационного озеленения, мы преследовали вторую задачу или цель — мы обновляем зеленый наряд столицы. И одновременно у нас сейчас нет в ассортименте высадки тополей — "радость" пуховая для москвичей и не только. Тополь у нас сейчас не входит в посадочный материал, категорическое табу. Еще один вопрос, который на наш взгляд, принципиально важен — это то, что внутри дворов меньше было бы грунтовой территории, чтобы она была либо газонная, либо асфальтная. Лучше бы газонная. Кстати, так называемые плоскостные стоянки, желательно делать тоже на газонах. Мы сейчас активно это практикуем, согласовывая разный проектный материал на этот счет. Чтобы завершить эту тему: могу сказать, что за последнее время наша, так называемая, непримиримая позиция, которая отвергала огромное количество проектов инвесторов, позволила сохранить городу порядка 160 тыс. деревьев. Мы не согласовывали проекты, потому что они были связаны с большой вырубкой деревьев. Мы настаиваем, конечно, на пересадку тех деревьев, которые можно пересадить. Т.е. принцип стоматолога — сохрани нам максимум зубов, что можешь — удалить всегда успеешь.

Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, в связи с угрозой птичьего гриппа какие будут приниматься меры. Что будет с лебедями на Патриарших прудах? С птицами на Воробьевых горах летом?

Бочин: Я думаю, что они прежде, чем народ их увидит, должны пройти процедуру вакцинации, которую нам грозятся предоставить в самое ближайшее время.

Вот в лондонском Тауэре к черному ворону боятся, чтобы кто-то не залетел. Там действительно, реально. Там есть как бы королевские вороны и есть вороны, которые к ним прилетают пообщаться. Там есть проблема, связанная с тем, что королевскую семьи надо оберегать всеми способами, особенно историческую реликвию.

Вопрос журналиста: Скажите, мороз большие потери принесет?

Бочин: Нет ответа пока, это будет известно в лучшем случае в мае. А потом деревья имеют такую особенность, они могут не дать почки весной, а пробьются осенью. Два года назад была ситуация – многие дубы засохли. Что же делать? Направляли специалистов по фитопатологии, дубы через полтора месяца начали почками разрастаться, так бывает.

Рогожкин: Уважаемые друзья, если я правильно понимаю, вопросов больше нет. Леонид Арнольдович, спасибо за информацию. Всем здоровья, чистого воздуха и вообще хорошей экологической ситуации в Москве.

Бочин: И долголетия. Спасибо.




Партнеры