Уроки декабристов

Страницы из дневника

Я думал, что наше государство, возглавляемое питерцами, организует торжественные мероприятия, связанные с 180-летием восстания декабристов в Петербурге. Но картина получилась другая. И она укладывается в тот процесс, который сейчас идет, — в попытку государственной власти сформировать собственную идеологию.

И дать в этой идеологии свои версии и русской истории, и личностей русской истории.


В 1991 году я ставил вопрос: почему офицеры, которые участвовали на нашей стороне в августовских событиях, не используются для строительства новой армии? В ответ мне было сказано, что Борис Николаевич дорожит поддержкой армии. А в руководстве армии всех подобного рода офицеров считают недостойными офицерских званий: они нарушили присягу офицера, перестали подчиняться приказам командования. И, соответственно, был сделан вывод: пусть они получают какие угодно посты, но не в армии. После освобождения армии от столь сомнительных личностей она без проблем начала военные действия в Чечне.

Недавно я говорил о памятнике декабристам: в Москве нет достойного памятника. И по поводу этого памятника декабристам я услышал почти те же самые доводы. Как можно отмечать людей, которые считали правильным выйти из подчинения командиров? Как вообще можно чтить офицеров, которые нарушают армейскую присягу?

После такого разговора я предложил провести заседание Фонда Плеханова, посвященное 180-летию восстания декабристов. Ниже — основные идеи моего выступления на этом заседании.

1. Советский вариант

В советское время декабристы были в большом почете. Памятные доски, названия улиц, пьесы, книги…

Внимания было более чем достаточно. Но это было внимание в советском исполнении. Чем же отличалась советская модель истории декабристов?

Безусловно, в ней была какая-то правда и какие-то очевидные вещи, типа восстания или казни декабристов. Но советская версия предполагала, что ряд исторических фактов скрыты или, по крайней мере, проигнорированы. Очень многое сдвигалось, подавалось не под тем углом зрения и т.д. В итоге рождалось то, что назвать настоящей картиной трудно. Миф.

Абсолютно аналогично формировались советские версии эпохи Грозного, эпохи Петра I, революции 17-го года, войны 41-го года.

Что отмечала у декабристов советская версия? Прежде всего ориентировку на вооруженное восстание. Советская версия отмечала готовность убить царя. Советская версия подчеркивала узость круга дворянских революционеров. Легко понять, почему это делалось.

Почему вооруженное восстание? Потому что оно было краеугольным камнем всей ленинской концепции решения российских проблем.

Почему отмечали готовность убить царя? Тоже ясно. Если еще декабристы собирались убить, то нам сам Бог велел действовать по этому же методу.

Узкий круг — это нам приятно, потому что мы, большевики, преодолели этот самый узкий круг, наладили связь с народом.

Но главная первопричина внимания к декабристам состояла в следующем. Всю советскую историю прилагались огромные усилия, чтобы доказать, что советский большевистский режим в России не является чем-то чуждым, привнесенным марксистской идеологией с Запада. Что он вырастал из внутренних российских событий, что это законное дитя российской истории. И для этого декабристы были абсолютно необходимы. Они закладывали камни того, что можно назвать национал-большевизмом Сталина. За декабристами был “мобилизован” Грозный, потом партбилет вручали Невскому. Смысл был один: русская история закономерно рождала советскую систему.

Когда началась перестройка, появилось много новой информации. Речь шла о фактах, которые в советское время не отмечались. Выяснилось, что все декабристы были верующими людьми и постоянно это подчеркивали. Атеистов среди них не было. Опять-таки почти все были масонами. Это тоже является фактом.

Является фактом их связь с поляками. Пестель, который был очень разговорчив на допросах, ни одного поляка не назвал. И это — среди прочего — позволило полякам вскоре организовать массовое восстание.

Или, например, первый еврейский погром в России. Его учинили в селе Мотовилиха. В ходе погрома грабили евреев, насиловали еврейских женщин. Потом было много погромов, но первый учинили солдаты офицеров-декабристов.

Факт и то, что приговор декабристам выносил не сам царь, а Верховный суд, который был специально для этой цели составлен. Как раньше его составляли для суда над Пугачевым. В этом суде было 17 представителей Государственного совета, 35 от Сената, 3 человека от Синода, и только 13 человек назначены царем. Вот этот суд и вынес решение о казни 18 участников декабрьского восстания. Наша православная церковь в лице трех представителей ее Синода проголосовала за все 18 смертных казней.

А Николай уменьшил вынесенные судом взыскания. Прежде всего: вместо 18 казнил пятерых.

Или вот как царь исправлял ошибки. Грибоедова арестовали. Он не был членом общества, хотя был дружен со всеми. Его продержали почти год. В ходе следствия выяснилось, что он ни в чем не виновен. Закончили тем, что перед Грибоедовым извинились, ему дали внеочередное повышение чина и выплатили премию в размере годовой зарплаты в качестве компенсации.

Вот таких фактов в ходе перестройки вскрывалось все больше и больше. Но факты подводили к выводам.

2. Восстание

По советской версии, восстание уже было готово, а смерть Александра стала случайным поводом. На самом деле все было далеко не так.

Александр I имел полную, исчерпывающую информацию по всем обществам декабристов. Никаких мер по этому поводу он не принял. Он не опубликовал завещание о передаче власти Николаю. Хотя должен был это сделать, чтобы Россия все заранее знала. Почему?

На эти вопросы ответ может быть один. На Александра оказывалось очень мощное давление. Кто же оказывал давление?

Вот здесь мы подходим к важнейшему аспекту декабрьского восстания. Была дворцовая группировка, которая хотела передать власть Константину, или Михаилу, или императрице Марии Федоровне, но не Николаю. Вот эта группировка — а в нее входили очень известные люди: Аракчеев, Карамзин, много других, — видимо, и оказала решающее влияние на то, что декабристы смогли долгие годы существовать в России: собираться, встречаться, говорить и т.д. Эта группировка, видимо, рассматривала декабристов как одну из сил, на которую можно опереться, как резерв, которым можно воспользоваться. Вожди декабристов, прежде всего князь Трубецкой, наверняка какие-то связи с ней имели.

Роль Константина в восстании у нас изображалась как нечто чисто символическое. Мол, по ошибке солдаты слово “Конституция” отождествляли с “Константином”. На самом деле вопрос о Константине был центральным вопросом декабрьского восстания. Солдатам говорили, что Константин закован в цепи. А вы только что ему присягали. Значит, в России переворот. Вы должны защитить законного государя.

Еще очень интересный аспект. Откуда у Рылеева были деньги? Рылеев был распорядительным директором Российско-американской компании. Его квартира находилась в здании Российско-американской компании. На этой квартире проходили собрания штаба декабристов.

Российско-американская компания боролась за то, чтобы был пересмотрен курс, который приняли после победы над Наполеоном. Тогда Россия увязла в европейских делах и на Кавказе, а в Петербурге были сторонники того, чтобы серьезные силы перебросить в Америку и захватить почти что бесхозную Калифорнию с аляскинского плацдарма.

Подводя итоги, я бы сказал, что заговор декабристов и декабрьское восстание не были чем-то самостоятельным. Это были составные части дворцовой борьбы за власть. И это очень многое объясняет.

В годы гласности были вылиты целые ушаты грязи на декабристов. Чего только мы не услышали! Писали, что среди декабристов было много неудачников. Сухинов, например, всю жизнь пробыл поручиком, хотя участвовал в Отечественной войне. Каховский вообще был хронический неудачник. Очень много среди декабристов было тех, кто не нашел себе места в мирное время после окончания наполеоновских походов.

Указывалось, что многие декабристы были карьеристами, особенно Пестель. Один из современников писал, что Пестель пошел на восстание, потому что другого пути добраться до роли лидеров России у него не было. У Рылеева то же самое. Крайне честолюбив. Увидев, что у него не выходит стать великим поэтом, он постарался стать великим гражданином.

Говорят о том, что среди декабристов было много психически неуравновешенных людей, людей со сдвигами и т.д. Подчеркивают, что среди них было много бедных. Якушкин, известный декабрист, вообще ничего не имел. Братья Муравьевы имели по 75—100 человек душ. Оболенский имел 1300 душ, но при этом — 330 тысяч рублей долга. И почти все декабристы имели огромные долги. И для них восстание было выходом.

Говорили об их дуэлях, пьянстве и т.д. Заявляли, что они не демократы. Цитировали Греча, который писал про Пестеля: “Как только Пестель доберется до верхней власти, худшего диктатора, чем он, мир еще не видел”. Говорили об их поведении во время восстания. Что все вожди восстания — Пестель, Рылеев и Трубецкой — сбежали.

Очень много написано по поводу того, что на следствии они каялись, сдавали своих, предавали солдат. Что некоторые защитники России и русского народа просили следователей вести допрос на французском языке, так как по-русски не могли нормально изъясняться.

Следующий блок обвинений — как они вели себя в “глубине сибирских руд”. Большая часть ехала туда на тройках, а вовсе не шла пешком. Работали они всего по 6 часов. Сами выбирали себе работы. Очень немногие из них после ссылки участвовали в каких-нибудь демократических движениях. Большинство вернулись весьма благонамеренными людьми.

3. Уроки декабристского восстания

Что можно сказать на все это?

Я был участником революции 1989—1991 годов. Видел многое. Видел Моссовет. Видел российских депутатов.

Я должен сказать: да, более чем достаточно было людей психически неуравновешенных. Это все могут подтвердить. Да, очень много было неудачников — это тоже правда. Да, было много таких, кто искал способ решить свои финансовые и материальные трудности. И карьеристов было достаточно.

Но других революций не бывает.

Меня вообще-то всегда интересовало: откуда это стремление — особенно в нашей стране — обливать грязью лучших людей своего прошлого? Это — думаю — мещанское желание принизить их до своего уровня и оправдать свою неготовность и нежелание действовать так же решительно, как они.

Поэтому, несмотря на все новые факты, надо подчеркивать фундаментальные уроки.

Урок первый — программа. Декабристы имели законченную программу демократических преобразований в России. Ее последний текст редактировали Пестель, Рылеев, Штейнберг.

Она содержала такие позиции, как выборное правление, упразднение цензуры, свобода религии, равенство всех граждан России, свобода предпринимательства и любых видов деятельности, гласность суда и присяжные в этом суде, устранение в России монополий на водку и на соль. Эта программа на десятилетия оставалась образцом демократического подхода. Мы и сейчас не имеем реализованными ряд пунктов декабристской программы. С этой точки зрения, я думаю, для нас всех важно то, что в России 180 лет назад нашлись люди, которые знали, что ей нужно. Для нас это всегда должно быть вдохновляющим примером.

Второй урок — движущие силы. Это было очень своеобразное движение. По идее, оно должно было начать переход от феодальной России к буржуазной России. А фактически ни одного представителя третьего сословия, ни одного купца в составе декабристов не было. Не было опять же ни одного представителя крестьянства. Состав декабристов был абсолютно дворянский. И не просто дворянский, а элитный, гвардейский по преимуществу. Перед нами — борьба за будущее, в которой не участвуют силы, которые должны жить в этом будущем.

Это опять мне напоминает то, что мы переживали. Было много сил, которые выступали за разгром старого. А вот созидательных сил, которые могли бы бороться за формирование нового строя, практически не было.

Третий урок — о методе. Не имея поддержки новых сил, сторонники перемен в России неизбежно были обречены на заговор, на заговорщическую деятельность. Декабристы скорее ориентировались на дворцовые перевороты России XVIII века.

Они понимали, что в России они смогут действовать после захвата власти только насилием. Пестель, который был наиболее последовательным среди них, внес проект: надо в России помимо нормальной власти установить приказ благочиния. Этот приказ не должен подчиняться никаким законам. Этот приказ благочиния должен включать 50 тысяч человек. Каждому из них платят зарплату втрое выше, чем он получал бы в армии. И вот этот приказ благочиния, славный предок Всероссийской чрезвычайной комиссии, Пестель и предлагал в качестве главного двигателя преобразования России после взятия власти.

Декабристы сознавали, что им остаются самые крайние формы борьбы. Каховский тренировался для убийства царя. Должен сказать, что стрелял он великолепно. С первого выстрела уложил Милорадовича, героя Отечественной войны 1812 года. Через полчаса появился полковник, командующий финским полком. Он его тоже с одного выстрела уложил. Блестящий был террорист, если современные категории использовать.

Четвертый урок — лицемерие, маневрирование. Было две программы. Одна — для внешнего употребления. Это была программа борьбы за Константина, за возвращение его к престолу. А вторая программа — это была республиканская программа уничтожения царя и царизма. О первой говорили, вторую скрывали.

Вот эта двухслойная система потом у нас много раз повторялась. Когда большевики в 17-м году шли на взятие власти, они ведь крестьянам землю обещали, обещали власть Советов, а вовсе не власть партии и ВЧК.

Пятый урок — мужество. Это действительно были мужественные люди. Пестель — герой Бородинской битвы. Он был ранен в этой битве. Лунин, например, находясь в ссылке, пытался организовать восстание. В 1840 году он был вторично осужден, отправлен в Акатуй и там же в 1845 году скорее всего был убит. Сухинов тоже пытался организовать восстание в Чите. Был приговорен к смертной казни. Не дожидаясь смертной казни, покончил самоубийством.

Очень важно мужественное поведение русского общества. Русское общество в массовом порядке сочувствовало декабристам. Все губернаторы, через которых ехали декабристы, все начальники тюрем делали все, чтобы облегчить участь декабристов.

Я хочу обратить внимание, какая разница была в поведении русского тогдашнего общества и поведении советского общества в 30-е годы во время процессов “Большого террора”, когда визжали и кричали на всех собраниях: казнить, убить, растерзать. То ли из убежденности, то ли из трусости. Скорее всего — и того, и другого.

Надо всячески поднимать на щит достойное поведение русского общества тех лет, которое нашло в себе силы открыто поддержать декабристов.

И еще урок. Урок примера.

Десятки лет для России декабристы оставались образцом того, как должен жить честный человек в России. Лучшие люди России дали высокие оценки декабристам.

Герцен писал, что декабристы — это богатыри, которые разбудили его поколение. Журнал “Колокол” выходил с медалью, изображающей профили казненных декабристов. Некрасов восхищался декабристами и их женами. Пушкин сказал Николаю, что если бы я был здесь, я бы пошел с ними, потому что это были мои друзья. Пушкин потом написал знаменитое послание декабристам в Сибирь, которое вдохновляло многие поколения русских революционеров.

Ленин взял эпиграфом для “Искры” ответ декабристов Пушкину. Ленин писал о трех поколениях российских революционеров, и первое из них — декабристы.

И я, и все мы воспитывались на пьесах Шатрова.

Мы должны подчеркивать в декабристах то, что это люди идеи, люди бесконечной преданности своей идее.

Когда-то Евтушенко написал о декабристах:

Не поворачиваясь вспять

идут на призрак эшафота,

Поняв, что сущность патриота —

во имя вольности восстать.

Право на восстание людей, которым власть не оставила нормальных способов борьбы за свои идеалы, — это нормальное поведение нормальных людей. Это тоже урок декабристов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру