Батька отметелил врагов

Лукашенко командует всем, даже погодой

“Лукашенко одержал убедительную победу” — с таким известием утром к белорусскому народу вышла глава ЦИК Лидия Ермошина. По ее словам, Батьке отдали свои голоса 82,6% избирателей при 90% явки. Лукашенко обошел самого себя в 2001 году, вплотную приблизившись к рекорду Туркменбаши… “В стране произошел неконституционный захват власти”, — заявил единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич и снова, как это уже было в воскресенье вечером, призвал своих сторонников сегодня вечером выйти на митинг на Октябрьскую площадь Минска. Однако наблюдатели и политологи уверены: революции в Белоруссии не будет. “Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков” — так вкратце можно это объяснить.

Так что же было в Минске в день выборов?

На избирательных участках

Злые языки уверяют, что Лукашенко на выборах пользуется услугами колдунов. В прошлый раз — в 2001-м — оппозиция не смогла вывести на улицы народ, поскольку внезапно пошел проливной дождь и резко похолодало. Вот и в воскресенье — день выборов Лукашенко на третий срок — в Минске ударил мороз, а на тротуарах образовалась ледяная корка — после жаркого весеннего солнышка накануне. Пронизывающий ледяной ветер разогнал прохожих с улиц. “Неужели Лукашенко и впрямь управляет погодой?” — грустно думал спецкор “МК”, наблюдая, как перед избирательным участком пляшут под музыку из динамиков посиневшие дивчины в национальных костюмах с венками на головах.

Несмотря на мороз, избирателей на участках было довольно много. На 20-м участке, недалеко от ЦУМа, за полчаса проголосовало около 10 человек. К 15 часам здесь проголосовали 400 человек, всего же избирателей зарегистрировано было 1140. По данным избиркома, 31% избирателей участка уже проголосовали досрочно.

В фойе стояли столики под белоснежными скатертями. Тут же была организована торговля продуктами и напитками, за отдельным прилавком продавали дешевые фрукты и овощи. Избиратели за столиками согревались кто чаем, кто водочкой. Многие вполне честно отвечали, за кого проголосовали.

— Мы за Милинкевича, — сообщили муж и жена лет примерно 30. — Просто потому, что это не Лукашенко. А больше голосовать не за кого. Мы не знаем, какой президент будет из Милинкевича, но любые перемены будут лучше того, что сейчас.

— А вечером придете на площадь?

— Нет, потому что у нас дети и мы хотим их вырастить. Если бы еще были студентами, пришли бы.

Но многие люди, особенно пожилые, голосовали за Лукашенко.

— Наверное, Лукашенко как руководитель государства мог бы сделать и больше, — сказала женщина средних лет с лохматым песиком на поводке. — Но неизвестно, смог бы кто-то другой сделать хотя бы то, что сделал Александр Григорьевич? Вот мой сын недоволен, он хочет зарабатывать больше. А по-моему, он и так много зарабатывает.

Наблюдателей от оппозиционных кандидатов на этом участке, как и на всех остальных, не было.

— Они должны были прийти не позже вчерашнего дня, зарегистрироваться, — объяснила председатель. — Но никто из них здесь даже не появился!

Верно то, что власти умело создавали различные препоны для легальной регистрации наблюдателей от оппозиции. Однако, как мне рассказали независимые эксперты, верно и то, что оппозиция не особенно-то и протестовала против “отсечения” своих наблюдателей от выборов. Она сдалась без борьбы, видимо, потому что изначально сделала ставку на “улицу”. Оппозиционеры посчитали: фальсификации со стороны власти будут настолько масштабными, что нет никакого смысла даже наблюдать за ходом голосования, это все равно ничего не изменит.

Предварительное голосование — еще одно ноу-хау белорусских властей. Число предварительно проголосовавших кое-где доходит до 40%. Поскольку независимого контроля за этим нет никакого, результаты можно получить любые. То есть 40% Лукашенко получил уже за счет предварительного голосования, остальное можно было добрать на участках, даже не особенно напрягаясь.

На улице

Тем не менее чувствовалось, что власть напугана. В разных местах появились фальшивые листовки якобы от “оппозиции”, в которых людей призывали выйти вечером на площадь с битами, палками, ломами.

— Готовится настоящая война, — заявил Милинкевич на пресс-конференции в час дня. — Вся ответственность за возможные провокации ляжет на власть. Мы призываем людей выходить на мирный митинг, с цветами, мы передадим эти цветы ОМОНу. Мы просто хотим обсудить результаты выборов.

Первые группки молодежи начали появляться на Октябрьской площади уже за два часа до объявленного начала манифестации. Парни и девушки с рюкзачками, банками пива и колы тусовались на выходе из метро, в парке напротив, внимательно наблюдая, что творится на площади. Видимо, это были разведчики. С 7 часов молодежь уже открыто повалила на площадь, а милиция перекрыла выходы на станции метро “Октябрьская”.

Когда на площади включился огромный монитор, по которому транслировались официальные итоги голосования и провозглашалась победа Лукашенко, толпа достигла уже внушительных размеров.

— Я не занимаюсь политикой, но я пришел сегодня сюда, потому что все это меня уже достало, — сказал Юрий, молодой врач. — Нигде в мире нет несменяемых лидеров. Где это видано, чтобы человек правил вечно? Вот я с вами говорю, а меня за это могут выгнать с работы. Частной медицины у нас нет, где я тогда найду работу? Все просто устали, настолько устали, что дальше некуда. Предприятия развалены, на Белорусском телевидении одна точка зрения. Контрактная система — современное крепостное право.

Под монитором была заметна группа молодых людей с синими флагами, на которых был изображен зубр. Некоторые флаги держали мальчики, почти дети.

— Сколько тебе лет? — спросила я одного из них. Тот кивнул на стоящую рядом девчонку постарше, видимо, сестру:

— Пусть лучше она скажет.

Девчонка, волосы которой завязаны джинсовой ленточкой, а на курточке приколот синий значок с зубром, охотно пояснила:

— Ему 14. Мы с ним члены молодежной организации “Зубр”, куда принимают с 14 лет. Самая главная наша задача — свержение Лукашенко. У нас много людей, только в Минске не менее тысячи. Возраст — от 14 до 25.

Вместе с правозащитниками Сергеем Ковалевым, Валентином Гефтером и их белорусскими коллегами мы обошли весь митинг, пытаясь определить количество собравшихся. Опытные правозащитники считали, что тысяч 7—8. По моей оценке, в период пика митинговой активности на площади было не более 10 тысяч человек. Сам Дворец республики был огорожен турникетом, вдоль которого стояла жидкая цепочка милиционеров.

Около 21 часа внезапно на ступенях Дворца культуры появился Милинкевич. Толпа приветствовала его радостным ревом. Милинкевич провозгласил победу оппозиции.

— Власть радостно рапортует, что за Лукашенко проголосовало 90% избирателей, — заявил Милинкевич. — Это ложь. По нашим данным, он набрал 45% голосов, а в Минске — 30%. Мы будем добиваться, чтобы эти выборы признали недействительными.

Кандидат Козулин явился на площадь чуть позже, во главе настоящего крестного хода со свечами и иконами. Огромная икона висела и на груди самого бывшего ректора БГУ. Под радостный вой толпы он присоединился к Милинкевичу.

В это время началось что-то страшное. Подул резкий ветер, сгустился мрак, и повалил невиданный снег. Высоко в небе полетели вырванные из рук митингующих голубые шарики. Такую метель в Минске не могли припомнить даже старожилы.

— Снежную пушку включили, сволочи, — произнес кто-то.

— Он погоду подгадал, сволочь! — закричал в мобильник какой-то усатый подвыпивший мужик. — А я все равно его не боюсь!

— Что это? — спросила я у пробегавшего мимо Сергея Калякина. — Какие снежные пушки?

— Природный катаклизм, — на полном серьезе ответил Калякин. — Я сейчас проверял — там ничего не включено.

Метель кончилась так же внезапно, как и началась. Но к 22 часам люди начали стремительно разбегаться с митинга. Первыми помчались в ближайшую пивную греться западные корреспонденты. В 23 часа митинг завершился и официально. Милинкевич призвал всех собраться вновь в понедельник вечером. Оппозиция собирается брать Лукашенко измором.


ЛОБ В ЛОБ

Президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Элси Хастингс: “Президентские выборы в Белоруссии не соответствовали необходимым стандартам свободы и справедливости”.

Исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло: “Президентские выборы в Белоруссии были свободными, открытыми и транспарентными”.


КТО ОБОШЕЛ ЛУКАШЕНКО

99,5% — за Ниязова на единственных выборах в Туркмении в 1992-м.

91,1% - набрал Назарбаев в Казахстане в 2005-м.

91,9% - проголосовали за Каримова в Узбекистане в 2002-м


КСТАТИ

На выборах Александр Лукашенко голосовал “не за себя”. “Я никогда не голосую за себя, у меня нет такой привычки”, — заявил он. А голосовал Батька за лидера либерально-демократической партии Белоруссии Сергея Гайдукевича, депутата белорусского парламента. Гайдукевича изначально называли “клоном” Лукашенко, который должен был изображать видимость альтернативных выборов, если всех остальных с выборов снимут. Ну хоть на что-то он сгодился. Гайдукевич уже “сердечно поблагодарил” Лукашенко за доверие и поздравил его “с заслуженной победой”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру