“Золотой век” вернулся

Юрий Григорович: “Шостакович не хотел реанимировать эти балеты”

Сегодня в Большом театре генеральная репетиция балета “Золотой век”, который на своем веку пережил многое: запрет, восстановление, исчезновение из репертуара и вновь возвращение на знаменитую сцену. Великий балет Шостаковича возвращает экс-главный балетмейстер Большого Юрий Григорович, впервые поставивший его в ГАБТе четверть века назад. А кто же еще? Именно при Григоровиче, как показало время, балет Большого пережил свой “золотой век”. Накануне Юрий Григорович дал эксклюзивное интервью “МК”.


ИЗ ДОСЬЕ МК

Премьера “Золотого века” состоялась в Ленинграде в 1930 году. Его содержание: советская футбольная команда отправляется в некую буржуазную страну, где начинаются всевозможные приключения: любовь-морковь между танцовщицей Дивой и руководителем советской делегации, погони, тюрьма, освобождение политзаключенных и, конечно, разлагающийся по полной программе Запад. Спектакль провалился. Во всем обвинили либреттистов, создавших маловразумительную драматургическую основу.


А в 1982 году случилось второе явление “Золотого века”, уже в Большом. Постановщик Юрий Григорович и искусствовед Исаак Гликман резко перекроили либретто и партитуру. Действие разворачивается в южном городке в двадцатые годы прошлого века. А “Золотой век” — это ресторан, где развлекаются нэпманы и бандиты.

— Юрий Николаевич, это будет повторение спектакля 1982 года?

— Конечно, нет. Это новая редакция, на сей раз балет состоит не из трех, а из двух актов. Да и танцует совсем другое, новое поколение артистов.

— Вы были лично знакомы с Шостаковичем?

— Моей учительницей по фортепиано была сестра композитора — Мария Дмитриевна. От нее я узнал, что Дмитрий Дмитриевич писал музыку и для балетов. Впоследствии узнал их названия — “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”, а также об их несчастливой судьбе. А именно: после статей в газете “Правда” — “Сумбур вместо музыки” и “Балетная фальшь” — все три балета исчезли из репертуара театров. Но после того, как запрет сняли, я решил: время балетов пришло. И, набравшись храбрости, попросил о встрече с Дмитрием Дмитриевичем — мне нужно было его разрешение на возобновление балетов.

— При каких обстоятельствах состоялась встреча?

— Помогла все та же Мария Дмитриевна. Наша встреча произошла на ее квартире (она жила в доме напротив Казанского собора). Пока я искал вход во двор, опоздал на 10 минут. Шостакович уже был на месте, посматривал на часы… Ведь всем была известна его точность и одновременно ирония по этому поводу. Он говорил, например: “Давайте встретимся в 33 минуты седьмого…” Хотя знал: все равно не придут вовремя. И вот я перед ним — и прошу разрешения поставить его балеты. Однако Шостакович сказал мне буквально следующее: “Не надо, понимаете, реанимировать эти балеты, я бы не хотел”. И я ушел очень огорченный.

— Выходит, “Золотой век” вы поставили без разрешения?

— К работе над “Золотым веком” я приступил значительно позднее, уже в Москве, будучи главным балетмейстером Большого и уже после кончины композитора. Его вдова, Ирина Антоновна, позвонила мне и, помня о моем желании поставить балеты Дмитрия Дмитриевича, предложила мне весь музыкальный материал “Золотого века”. Кстати, и сейчас именно Ирина Антоновна — один из инициаторов возобновления спектакля.

— Как создавался “Золотой век”?

— Если говорить о хореографии, то ее основой стал прежде всего классический танец, который выразил все характерные черты времени 1920 годов. В балете я также использовал элементы фольклорного танца, физкультуры. А для отрицательных персонажей — нэпманов и бандитов — элементы бытового танца: танго и фокстрота.

— Кто занят в новом спектакле?

— Совсем молодые артисты. В главных партиях Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Мария Аллаш, Ринат Арифулин и другие. Кстати, с первым составом исполнителей мы готовили “Золотой век” практически целый сезон. А на этот раз репетиции продолжались только полтора месяца. Видимо, жизнь сегодня диктует более плотные ритмы.

— Юрий Николаевич, а какой, по-вашему, сейчас век на дворе?

— Сегодня скорее время поисков, чем находок, — философски заметил Григорович.

Нынешний год — юбилейный для Шостаковича: исполняется 100 лет со дня рождения композитора. Специальный указ о праздновании даты подписал Путин. Большой театр станет единственной труппой, в репертуаре которой значатся все три балета Шостаковича. Два из них — “Светлый ручей” и “Болт” — поставил нынешний худрук балета Алексей Ратманский.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру