Ариадна распустила клубок

Навигационные системы для автовладельцев становятся все точнее

23 марта 2006 в 00:00, просмотров: 639

Сбылась давняя мечта московских автомобилистов: добраться в авто до заветного адреса через уличные хитросплетения огромного мегаполиса по подсказке бортового прибора спутниковой радионавигации теперь не просто легко, а очень легко.


Правда, купить машину со встроенной электронной “нитью Ариадны” пока что предлагает только одна фирма — BMW. Но, как говорится, лиха беда начало. Дело здесь не столько в “железе” — выбор портативных навигаторов на разный вкус (для охотника и грибника, туриста и автомобилиста) велик, их предлагают и в виде автономного прибора со съемным монитором, и карманного ПК, и даже мобильника. Но весь вопрос в карте, заложенной в прибор...

…Работая над этим материалом, ваш корреспондент проехал в новеньком BMW 7-й серии от Химок до редакции, заложив в память навигатора ее адрес. На мониторе навигатора четко высвечивался маршрут со всеми разрешенными по ПДД поворотами и разворотами, а когда мы намеренно сделали непредусмотренный поворот, навигатор тут же вычертил трек возвращения на нужный маршрут. Можно было и не смотреть на карту, а следить лишь за дополнительным табло со стрелкой, которая показывала, через сколько метров и как нужно совершить маневр. А можно было и вовсе не смотреть на монитор, а слушать голосовые указания. Прямо скажем, автомобильная навигация — вещь очень удобная!..

До самого последнего времени на такие навигационные карты в пределах родного отечества было наложено негласное, но о-о-очень строгое административное табу. На пути к этому измерению свободы намертво и непробиваемо стояло военное ведомство. Лед тронулся лишь в минувшем году, когда три министра — экономразвития, иностранных дел и транспорта — обратились к президенту с предложением отменить режим ограничения предельной точности определения координат на местности как “необоснованный”. И табу официально будет полностью снято в ближайшие месяцы.

Но пока все навигаторы, лежащие на прилавках, не заряжены полноценными, насыщенными нужной информацией навигационными картами. В них зачастую понапиханы самодельные карты или переделанные из обычных топографических карт, которые на самом деле по качеству, навигационной информативности уступают профессиональным навигационным картам мирового уровня.

Ситуация начала меняться, когда в 2004 году одна крупная российская картографическая компания запустила проект по созданию навигационной карты. Для этого она заключила технологическое партнерское соглашение с одним из мировых поставщиков навигационных карт — компанией “TeleAtlas”. Официально “эра автомобильной навигации” в России была открыта на международной выставке в Сокольниках “Geoform” в марте прошлого года появлением на ней стенда “TeleAtlas” (вторая из двух мировых грандов международного рынка картографических компаний — “Navteq” — карты России пока официально не поставляет). А первый практический результат был продемонстрирован в марте нынешнего года на очередном “Geoform”, где широкой публике и представили автомобиль BMW с действующим по мировым стандартам навигатором, изображение монитора которого проецируется и на лобовое стекло перед водителем.

Навигационная карта Москвы, заложенная в мозги “немца”, не единственная правильная карта. Уже созданы первые российские мирового уровня автонавигационные карты Санкт-Петербурга, трасс Москва—Питер и Москва—Минск, в этом году появятся карты Московской, Ленинградской и ряда других областей. Все они имеют разрешение на открытое публикование.

Теперь самое время разобраться в том, что, собственно, представляет собой автомобильная навигационная карта. И чем отличаются карты, заложенные в разные по цене навигаторы, друг от друга. В ее основе лежит дорожная сеть и содержится максимально подробная информация, включая точные схемы развязок и перекрестков, дорожную разметку, знаки и указатели и т.д. Карта содержит городские адреса и сообщит обо всех объектах придорожной инфраструктуры — заправках, больницах, аэропортах, гостиницах, СТО и др.

Но главное в том, что составители такой карты должны физически проехать по всем дорогам, обозначенным на карте. Зафиксировать всю дорожную обстановку. Убедиться в том, что данная дорога действительно существует, а не обрывается в десяти метрах от пересечения с другой, а дорожно-строительные работы не затянутся более полугода. И затем каждый квартал повторять объезд и обновление дорог, указанных в карте. Для справки: при очередном обновлении карты Москвы было внесено более четырех тысяч поправок. В основном они связаны с изменением организации движения на улицах Москвы — введением односторонних проездов, изменениями порядка проезда перекрестков.

На данный момент каждая из российских компаний, предлагающих навигационные решения в Москве, вынуждена своими силами вести обновление карты, поэтому карты портативных и карманных автомобильных навигаторов по точности и информативности правильны на 85%, а у карт “TeleAtlas” этот показатель — 95%.

Именно поэтому мировые автопроизводители, планирующие продавать или собирать автомобили со встроенными навигаторами от таких ведущих фирм, как “Simens”, “Bosh”, “Pioneer”, “Becker”, обратятся за картами к “TeleAtlas” (и, видимо, позже, к “Navteq”, когда он появится на российском рынке), а те, что характерно, конвертируют эти карты уже в собственные форматы. Именно по этой причине диск с картой от навигатора BMW не подойдет к прибору Volvo.

Заметим, что штатный навигатор штука довольно дорогая, удорожающая автомобиль на две—три тысячи долларов. Приличные встраиваемые, как радиомагнитолы, дешевле — около тысячи. Портативные и карманные стоят много меньше — сотни “зеленых”, но не стоит ждать от их карт и высокого качества, и удобства в управлении.

И еще об одном немаловажном обстоятельстве. Для жителя мегаполиса важно, чтобы навигатор еще и увязывал предлагаемый маршрут с “пробками”, “замедлениями”, “рабочим движением”, заминками на дороге, связанными с возникшими ДТП, проездом машин со спецсигналами. Стало быть, приемник навигатора должен получать еще один “слой” информации — о текущей ситуации на дорогах. Кто ее предоставит в Москве? Cейчас столичное правительство совместно с одной известной пейджинговой компанией работает над запуском в столице европейской системы TMC (“Traffic Messaging Channel” — “Канал дорожной информации”). Со временем она должна по сбору информации покрыть весь город и совместиться с навигационными картами.






Партнеры