Бизнес — по уму, деньги — по знаниям

по количеству студентов на 10 тысяч населения Россия уже обошла США — 245 против 234

Уже почти две недели во Франции бушуют студенческие волнения, связанные с законом о контракте первого найма, по которому работодатель имеет право увольнять молодых сотрудников без объяснения причин. Студенты недовольны тем, что их могут в любой момент выкинуть на улицу и набрать новых “рабов”, а правительственные чиновники, в свою очередь, говорят, что закон снизит безработицу среди молодежи. В общем, налицо типичный конфликт между трудом и капиталом. Не хватает только апрельских тезисов и призыва к вооруженному восстанию…

В России подобного пока нет, даже вроде не намечается, но в отношениях между предпринимателями и студентами тоже не все гладко. Первые недовольны, что выпускники не хотят вкалывать в поте лица, вторые твердят о маленькой стартовой зарплате и трудностях карьерного роста. Об этом и шла речь на слушаниях в Госдуме, посвященных отношению бизнеса и высшей школы.

— Российские предприниматели должны проявить свою социальную ответственность именно в сфере образования, — заявила, выступая перед ректорами вузов и представителями крупных компаний, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Иванова. — Необходимо софинансирование вузов со стороны бизнеса.

Парадокс: по количеству студентов на 10 тысяч населения Россия уже обошла США — 245 против 234. Сбылась, можно сказать, мечта Хрущева. Но по качеству образования мы еще значительно отстаем. Особенно остро это чувствуется в подготовке квалифицированных менеджеров. Среди отечественных управленцев лишь 8% соответствуют современным требованиям, в то время как в Германии — 43%, а в Америке — 56%. В России берут не умением, а числом: 76% выпускников школ поступает в вузы (в США — 65%), но лишь половина потом идет работать по специальности.

Как же преодолеть намечающийся конфликт? Бизнес предлагает свою реформу образования. Суть ее проста: крупные компании становятся соучредителями вузов, формируют учебные программы, организуют спецкурсы, учат за свой счет студентов уму-разуму… В общем, “затачивают” будущих специалистов под себя. Это выгодно всем: учебное заведение получает дополнительные деньги, студенты — современные знания, а компания — нужных спецов. Сегодня большинство фирм вынуждено отправлять молодых на переподготовку: у них есть дипломы, подчас престижные, есть даже знания (в основном теоретические), а вот практики — никакой. Владельцы “заводов, газет, пароходов” жалуются: не умеют ребята трудиться в коллективе, играть в одной команде, да и вообще корпоративную культуру, этику отношений в бизнес-среде знают слабо... Плюс ко всему несамостоятельны и неинициативны — ждут, пока все объяснят и покажут… При этом каждый хочет быть начальником и получать не менее 2000 долларов в месяц. Реальная же “цена” начинающего спеца — 700 баксов.

— По диплому выпускник — инженер, а реально — техник, — говорит гендиректор крупной авиастроительной компании. — Он не может руководить рабочими, плохо знает производство и оборудование, не знаком с отношениями в трудовом коллективе. Но зато амбиций — выше крыши… Пойти простым мастером, поработать самому — ни за что! Диплом, видите ли, не позволяет…

Есть в этом вина и самих вузов: их, как правило, мало интересует то, что будет со студентами через год-два после окончания учебы. Финансирование госуниверситетов и академий никак не связано с успешностью карьеры выпускников — пусть хоть все останутся безработными… Вот и штампуют вузы никому не нужных инженеров. Некоторые, правда, используют успешных ребят в качестве приманки для абитуриентов. Но насколько в этом заслуга самого учебного заведения? Чаще всего вузы делают PR-ход: перед каждым приемом громко трубят о том, что их выпускники трудоустроены на 100% и получают хорошие зарплаты, но забывают упомянуть, когда и каким образом ребята добились этого… Ради хорошей должности иному студенту приходится 3—4 года вкалывать на фирме, совмещая работу с учебой. Вуз же ничем не помогает — наоборот, в деканате постоянно ругают за пропуски лекций и грозятся отчислить… Зато потом ректоры с удовольствием приглашают тех же самых ребят на Дни открытых дверей, чтобы использовать в качестве рекламы…

Работодатели вынуждены тратить на переподготовку молодых сотрудников большие суммы, доучивать их на курсах. Поэтому логичнее и дешевле было бы сразу готовить студентов так, как надо. Для этого и требуется войти в состав соучредителей госвузов. Чтобы больше не штамповать “полузаготовки”…

Но почему компании интересуют госучреждения? Казалось бы, есть хорошие частные университеты и академии, где можно заказать обучение. Однако проблему они, как выяснилось, не решают: чтобы выдавать студентам дипломы гособразца, требуется учить по тем же госстандартам (часто давно устаревшим). Не выполнишь стандарт — не аккредитуют вуз, значит, не получишь право на госдипломы. А без них на хорошую работу не возьмут… Такой вот замкнутый круг.

Поэтому компании видят выход в слиянии ума и капитала через некоммерческие автономные организации (НОУ) или автономные учреждения (АУ), в которые собираются со временем преобразовать большинство госвузов. Тогда можно будет и учить чему надо, и управлять получением образования совместно. Чтобы и студенты были довольны, и будущие работодатели не разорились на дорогой переподготовке… Закон об НОУ и АУ уже рассматривается в Госдуме и скоро будет вынесен на обсуждение. Российские капиталисты ждут его с нетерпением…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру