Операция “Дуэль”

Зачем президенту два “преемника”?

31 марта 2006 в 00:00, просмотров: 208

“Преемники” разошлись не на шутку. После всплеска публичной активности вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова не дал о себе забыть и его главный аппаратный визави — вице-премьер Дмитрий Медведев. Сразу после громкой встречи президента Путина с крупнейшими банкирами и предпринимателями он попросил их остаться и призвал к участию в национальных проектах. В первую очередь в таком насущном, как “Жилье”. Банкиры пообещали улучшить условия ипотеки, чем заметно подняли настроение Медведеву. Похоже, предвыборная президентская кампания совершенно незаметно набрала обороты.


АНЕКДОТ ДНЯ

Приезжает комиссия в сумасшедший дом. Видит, все психи в спорткомплексе прыгают с десятиметровой вышки в пустой бассейн. “Что вы делаете? Вы же разобьетесь”. — “Да это у нас тренировка. Тренер сказал, что когда мы прыгать научимся, он нам воду в бассейн нальет”.


Считается, что нынешняя элита не будет долго ломать голову над тем, как обеспечить преемственность власти: достаточно найти себе нового Путина, хорошо бы еще и улучшенного. Говорят, что “проблему-2008” решит операция “Преемник”, как это было в 1999—2000 годах.

На таком развитии событий настаивают все вокруг. И ярые критики власти, например, Гарри Каспаров: он говорит о том, что выборов в их классическом понимании в 2008 году в любом случае не будет. И ее доброжелатели: они говорят, что нельзя растрачивать нажитый непосильным трудом ресурс доверия населения.

Но сейчас ситуация иная. И время у Кремля есть, и поддержка населением власти не так слаба, как было некогда. Сегодня правящая элита в состоянии позволить себе роскошь предложить обществу чуть более широкий выбор кандидатур. И для ведения публичной политики, и для управления.

Это и происходит: кремлевское окружение, условно разделенное на два сильных клана — “силовиков” и “юристов” (или “технократов”, по определению некоторых политологов), предлагает уже не одного, а как минимум двух потенциальных кандидатов на пост президента в 2008 году.

Помня о прошлом, их называют “кандидатами в преемники”. Им отводят роль двух фаворитов, из которых Кремлем будет выбран один — и именно он пойдет на выборы. Именно на него будут брошены все ресурсы. За такую политтехнологию говорит и привычка к определенности, которую хочет испытывать и правящая бюрократия, и крупный бизнес.

Фаворитов раскручивают телеканалы, они совершают популистские поездки по стране, берут на себя конкретные обязательства — в рамках, разумеется, расширенных полномочий. Говорят, что у этой пары есть запасной, Сергей Собянин, глава президентской Администрации. Но если Иванов взвалил на себя непосильное бремя реформировать армию и ВПК, Медведев — модернизировать социальную инфраструктуру и гражданские институты, то у Собянина ничего такого пока нет. Все правильно, запасной и не должен играть.

Обязательства, возложенные сегодня на двух вице-премьеров, подчеркивают круг их обязанностей перед обществом, проводя четкий барьер различий фактически между двумя потенциальными предвыборными платформами. Такие конкуренты — уже не политические близнецы.

В системе кремлевской иерархии между ними есть и другие отличия: вице-премьер Иванов напрямую подчиняется президенту, его военно-промышленная комиссия выведена из подчинения правительству, а Медведев подотчетен не только президенту, но и премьеру Фрадкову, за которым как раз стоят “силовики”. Вроде бы это дает основания считать, что у Иванова больше шансов стать “преемником”.

Но на самом деле у него просто больше аппаратных возможностей вести свою кампанию. У Медведева же есть другие преимущества — сфера его деятельности ближе к обществу.

Операция “Преемник”, как ее описывают, была бы весьма сомнительной — и играла бы на руку экспортерам “оранжевой демократии”. Но нормальная выборная дуэль в значительной степени снимет налет карикатурности с президентских выборов. Если правящую элиту устраивает и тот, и другой кандидат, то зачем производить отбор главного кандидата в кулуарах?

Народу можно предоставить право выбрать между ними без риска упустить нити событий. Если соцопросы будут показывать потенциальную привлекательность любого из этих кандидатов, то почему бы не выставить обоих на нормальную выборную гонку? Предварительно, конечно, элиты попытаются застраховаться от угроз со стороны нежелательных кандидатов, которые могут повредить выстроенной структуре.

Конечно, это будет навязанный выбор. Но это будет уже выбор. Для общества он может означать шанс на модернизацию. Видимо, более демократичный выборный проект изобрести сейчас сложно.




Партнеры