Мартовские тезисы

Госсовет озаботился судьбой пэтэушников

Мы привыкли жить пятилетками. Так проще и понятнее: на съезде принимается план, а потом все дружно его выполняют. Причем досрочно. Нечто подобное происходит и сейчас, по крайней мере в образовании. Только вместо партфорумов собираются Госсоветы. Последний “учебный” съезд состоялся в августе 2001 года, а недавно прошел очередной, мартовский.


На Госсовет в Кремле собрались сенаторы, губернаторы, мэры, ректоры, бизнесмены. Все ждали выступления Путина. Президент озвучил свои взгляды на развитие отечественного образования до 2010 года — на ближайшую пятилетку… В выступлении главы государства можно отметить пять главных тезисов.


1. Денег тратим много, а результатов не видно

“Образование должно быть доступным для граждан, а его качество соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Это абсолютная база”, — начал свое выступление Путин. Расходы на “разумное, доброе, вечное” за последние годы выросли более чем в пять раз — с 38 млрд. руб. в 2000-м до 206 млрд. в 2006-м. В три раза возросли они в консолидированном бюджете страны. Однако “коренной модернизации отрасли пока не произошло”.

Ускорить процесс призван национальный проект “Образование”, рассчитанный на 2006—2007 гг. На него выделены немалые средства — более 41,3 млрд. руб. Однако расходовать деньги надо по-умному, тратить их прежде всего на поддержку лучших учителей, школ и вузов.


2. Необходимы эталонные образовательные центры

Стране нужны учебные заведения, которые станут эталонными. Это инновационные вузы, где и учеба, и научная работа осуществляются на высшем уровне.

На поддержку передовых альма-матер правительство РФ выделило 20 млрд. руб. (5 млрд. — в этом году, 15 — в следующем). На получение грантов (от 200 до 500 млн. руб. каждый) объявили конкурс, участвовать в котором, по идее, имеют право все российские институты (в том числе негосударственные). Понятно, что лучшие шансы у известных госуниверситетов и академий, реализующих крупные научные проекты, имеющих отличную научную базу — ученые кадры, оборудование, лаборатории. Однако не факт, что деньги достанутся им, самым именитым. “При выборе достойного учебного заведения нужно ориентироваться не на громкое имя, а на качество работы”, — заметил президент. Значит, за гранты имеет смысл побороться и небольшим региональным институтам, тем более что за них наверняка будут просить губернаторы и мэры. Есть шанс (правда, небольшой) и у коммерческих альма-матер. Разумеется, самых известных и пользующихся негласной поддержкой “наверху”.


3. Российское образование пойдет на экспорт

Ближайшая задача, стоящая перед “храмами науки”, — увеличить экспорт образовательных услуг. “Подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам”, — подчеркнул президент. Поэтому надо активнее открывать зарубежные филиалы отечественных вузов, расширять доступ в университеты и академии для иностранных студентов и преподавателей. Первый шаг в этом направлении — снять все ограничения для абитуриентов из стран СНГ, поскольку это “самые близкие к нам партнеры”. К тому же носители схожих традиций в образовании.

В конкурентной борьбе за иностранных студентов российские вузы пока проигрывают. Вузы и колледжи США, к примеру, зарабатывают на иностранцах более 14 млрд. долларов в год, английские — 5 млрд. Наши — чуть больше 100 миллионов. А могли бы, по оценке специалистов, до 4 млрд. “зеленых” в год.


4. Платить будем по головам

Еще одно новшество, которое поддержал президент, — переход на нормативно-подушевое финансирование: “Деньги должны идти на обучение конкретного ученика, студента”. Финансирование учебных заведений будет зависеть от числа учащихся и качества работы педагогов.

Что это означает на практике? Чем больше детей будет в школе — тем больше денег она получит. Значит, выше станет заработок учителя. Ему уже не придется брать полторы-две нормы нагрузки и давать по 30—35 уроков в неделю. А иначе семью не прокормишь… Гораздо больше времени останется на общение с детьми и самоподготовку. Это пойдет на пользу как ученикам (возрастет качество преподавания), так и педагогам — будут лучше готовиться к занятиям, приходить на них отдохнувшими, а не выжатыми как лимон. К тому же станут дорожить рабочим местом, в Москве решится проблема нехватки педагогических кадров...

“В образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность. Нацпроектом ставилась задача побудить педагогов к воспитательной работе”, — отметил Владимир Владимирович. На это направлены и доплаты за классное руководство. За каждую детскую “голову” учителя уже получают дополнительно по 40 рублей в городе и по 71 рублю на селе. “Если раньше мне приходилось уговаривать коллег взять классное руководство, — удовлетворенно сказал корреспонденту “МК” директор столичного образовательного центра Ефим Рачевский, — то теперь они чуть ли не в очередь стоят”.

Но неизбежно возникает проблема малокомплектных школ. Они обходятся государству очень дорого, а уровень обучения в них крайне низкий. Министр образования Андрей Фурсенко привел такие данные: в 3000 российских школ наполняемость составляет до пяти человек, а в 12000 классов учится по 1—2 ученика! На каждого ребенка в них тратится в 10 раз больше средств, чем в городских альма-матер. Но учить надо всех. Поэтому принцип обязательности и бесплатности школьного образования, как сказал Путин, будет “обеспечен безусловно”.


5. Училища и техникумы следует поддержать

Другое важное решение — модернизация начального и среднего профобучения. “Подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз, порой теряется сам смысл образования, а ведь его главное назначение — воспроизводство кадров среднего звена, столь востребованных нашей промышленностью, АПК, сферой услуг”, — отметил президент. Следует сориентировать учебные программы ПТУ и ссузов на запросы отечественных производителей. Конечно, учитывая местные потребности в специалистах. Надо передавать училища, техникумы и колледжи с федерального уровня на местные, в регионы и муниципалитеты. “Там, где это произошло, уже была отмечена реальная практическая отдача”, — подчеркнул глава государства.

Идея, в общем, правильная: большинство ПТУ и ссузов влачит довольно жалкое существование — оборудование старое, зарплата у мастеров и педагогов маленькая... А работодатели не могут найти квалифицированных рабочих и техников — вокруг одни инженеры и менеджеры. Заводам и фабрикам, отмечали выступившие на Госсовете предприниматели, требуются не “белые воротнички”, а “синие” — технические кадры. Поэтому нужно развивать начальное и среднее профобразование.

Бизнес должен поддержать училища, техникумы, колледжи — прежде всего деньгами и оборудованием. Предприниматели, помимо того, могут сами вести семинары и спецкурсы, брать ребят на практику… За “золотые” руки и мозги владельцы “заводов, газет, пароходов” готовы хорошо платить. И это правильно: безработной молодежи будет меньше, а нужные кадры наконец появятся на производстве. На Госсовете затрагивалась и проблема дошкольного образования. Детсадов сегодня явно не хватает, шестилеток к школе готовят плохо, а оклады у воспитателей мизерные… Это, отметил Путин, необходимо сделать отдельной темой для разговора.

Образование станет одним из главных вопросов на июльском саммите “восьмерки” (он пройдет в Петербурге). Россия сейчас председательствует в G8, поэтому Путину предстоит вести все заседания. Но опыт обсуждения сложных образовательных тем у него уже есть.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру