Алкогалактика

Британский астроном — “МК”: “Попробовать “космический” спирт не удастся”

7 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 199

На днях ученые из Британского Королевского астрономического общества сообщили об обнаружении облака из спирта в открытом космосе. Необычная новость вмиг облетела весь мир, вызвав огромный интерес, — тем более что спиртное облако простирается в пространстве на целых 463 млрд. км. Однако само открытие вызывает много вопросов: откуда в космосе взялся спирт и как удалось установить, что это именно он? Руководитель амбициозного проекта доктор Лайза Харви-Смит развеяла сомнения в интервью “МК”.

— Как вам удалось обнаружить это чудо-облако?

— Мы открыли его с помощью усовершенствованного радиотелескопа Merlin, который помог заглянуть в самое сердце звездообразующего Млечного Пути — области, где зарождаются наиболее массивные звезды в результате так называемого гравитационного взрыва газовой туманности. Новые звезды освещают окружающий их газ яркими инфракрасными лучами, так образуются космические мазеры (микроволновые лазерные лучи. — Ред.) — это нечто похожее на лазерные лучи короткой длины.

— Почему вы решили, что оно состоит из спирта?

— Речь идет о метиловом спирте, который может образоваться в космосе вследствие ряда химических реакций между песчинками пыли, окружающими звездные инкубаторы, в том числе и Млечный Путь. Молекулы формируются из углерода и кислорода, которые находятся внутри звезд и освобождаются во время взрыва сверхновой звезды. Потом они комбинируются с водородом, которого во Вселенной предостаточно, таким образом формируя метанол, или метиловый спирт.

— И как далеко находится “космический спирт”?

— Очень далеко — попробовать его вряд ли удастся. Тем более что это метиловый спирт, а не медицинский — этиловый, который пригоден для потребления людьми. Облако это, хотя и было обнаружено в нашей галактике, все же пока физически недосягаемо. Расстояние от Земли до него составляет 6518 световых лет (1 световой год — расстояние, которое преодолевает свет за год. — Ред.).

— Какая практическая польза от вашего исследования?

— Теперь нам будет легче узнать о тайне рождения звезд. Облако из метилового спирта вращается вокруг центральных звезд диска Млечного Пути, и это важно для понимания происхождения небесных светил и образующихся вокруг них планет.

— А облака из более близкого нам — этилового — спирта вы еще не открыли?

— По мнению американских астронавтов из НАСА, этанол тоже присутствует в космосе. К сожалению, в отличие от метилового облака он не образует ярких светящихся мостиков-мазеров, которые излучали бы яркий свет, так что обнаружить питьевой спирт при помощи радиотелескопов будет непросто.

Ранее, в 2001 году, американские астрономы сообщили об обнаружении в газопылевом облаке неподалеку от центра Млечного Пути винилового спирта. Виниловый спирт практически не присутствует на Земле в свободном состоянии, но является важнейшим промежуточным соединением в процессах синтеза сложных органических молекул. До сих пор в космосе обнаружены молекулы примерно 130 органических веществ, что частично доказывает гипотезу о том, что жизнь могла зародиться в условиях открытого космоса.