Растерзанные грифом

Как сохранить педагогическое наследие?

17 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 354

Есть разные методики преподавания. В советской школе упирали на массовость: с одной стороны, это было хорошо — учились по одним и тем же учебникам, решали одни и те же задания, получали определенный минимум знаний. Да и государству было выгодно: нашлепал учебников-методичек, подготовил учителей — и вперед! Но, с другой стороны, это усредняло знания, губило настоящий талант.

Потом наступило время перестройки, и каждый учитель стал преподавать так, как ему казалось правильным. Появились десятки учебников по одному предмету. Даже по таким, казалось бы, сугубо сухим дисциплинам, как алгебра и геометрия. Было создано много принципиально разных книг известных авторов, и каждая претендовала на роль истины в последней инстанции. Как тут не растеряться бедному школяру? В одном учебнике написано одно, в другом другое, а экзамен сдавать надо. И не факт, что точка зрения, изложенная в очередном пособии, совпадет с точкой зрения экзаменатора.

Сегодня, слава богу, ситуация более-менее взята под контроль. Вместо одной комиссии, которую в обязательном порядке проходили все учебники, претендующие на министерский гриф, теперь две: Российская академия наук и Российская академия образования. По словам руководителя Федеральной службы надзора в сфере образования и науки Виктора Болотова, “только 60% учебных пособий проходит контроль РАО, и всего 37% — оба контроля”.

Это, конечно, правильно. Наши дети должны учиться по верным книгам и твердо знать, что Волга впадает в Каспийское море, а не еще куда–нибудь. Однако есть одна проблема. Она касается так называемых авторских методик. Речь идет о педагогах-новаторах, которые смогли создать свои методики. Их немного, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но их оригинальные методы позволяют двигать педагогическую науку вперед. Как быть с ними? Их книги — это сборники лекций, которые они читали своим ученикам. Их издают небольшими тиражами, и они не получают гриф Министерства образования и науки. Но по ним занимаются сотни детей. Было бы, наверное, правильно, чтобы это наследие лучших отечественных педагогов признали официальным и сохранили для потомков. Большинство этих преподавателей — люди уже пожилые. Теперь, на склоне лет, они были бы счастливы передать свое наследство некому фонду, который мог бы сохранить его. Мне кажется, министерству стоит над этим подумать, ведь расходы — минимальные, а польза может быть очень большой.






Партнеры