Достоевский против Гарри Поттера

Самая интеллигентная учительница Москвы ругается стихами

17 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 257

Педагог хочет учить, а приходится заставлять. Мечтает сеять разумное, доброе, вечное, а на деле срывается на детей и пьет валерьянку. Марина Аванесова — не из таких. На конкурсе лучших классных руководителей Москвы учитель русского и литературы школы №1245 (Южный округ) удостоилась особой номинации — “За интеллигентность в профессии”.


— Марина Геннадьевна, что вы вкладываете в понятие “интеллигентность”?

— Этому слову в нашей стране очень не везло. Его воспринимали как синоним мягкотелости и близорукости. Вспомните только: “гнилая интеллигенция”! На мой взгляд, интеллигентность не равна образованности и принадлежности к социальной прослойке. Прежде всего это внутренние духовные основы. Стремление уважать себя и другого.

— А как проявляется интеллигентность в профессии учителя?

— От учителя зависит, насколько интеллигентно станет наше общество в будущем. Нельзя быть учителем с 9 утра до 5 вечера. Педагог — это образ жизни. Интеллигентность не может улетучиться к концу рабочего дня.

— Но как же воспитать интеллигенцию?

— Подавать личный пример, самому быть хорошим человеком. И обращать внимание на тот идеал, который писатель показывает нам в своем произведении, если, к примеру, речь идет об уроках литературы. А также видеть вокруг себя людей хороших и добрых. И акцентировать внимание не на недостатках и ошибках ученика, а на том светлом, что обязательно присутствует в каждом ученике.

— Ваше “тайное оружие” воспитания?

— Как-то я просила всех сдать дневники на проверку, но меня проигнорировали. Тогда я выразила свое возмущение в рифмованных строках и написала их прямо на доске. И знаете, подействовало! Их задела такая открытая форма выражения моего мнения по поводу их проступка. Они были даже несколько ошарашены.

— И что же вы написали?!

— Нерадивый ученик,

Как ты мог не сдать дневник?

Пусть тебе поставят “двойку”,

Зададут головомойку,

Совесть пусть тебя замучит

И дневник сдавать научит.

— Наверное, увлечь современных подростков литературой не так уж легко?

— Вызвать интерес к чтению — вечная проблема. Родители приходят и спрашивают, как им заставить читать своего ребенка. Я отвечаю: “Заставить нельзя. Можно показать, каким интересным и внутренне более сложным ты становишься, когда погружаешься в книгу”. Но учитель в одиночку, как и родитель, не справится. Должно измениться отношение общества к книге не просто как к источнику информации (в этом плане Интернет, конечно, удобнее и быстрее), но и как к возможности саморазвития и познания мира.

— Что читают современные подростки? Достоевского читают?

— Увы. Для школьника гораздо проще зацепиться за интригу, которая лежит на поверхности сюжета, чем разбираться в тонкостях и сложностях души. Хотя и это неплохо. Если есть интерес к книге, это уже первый шаг к тому, что в будущем возможен интерес к какой-то более серьезной литературе. Как учитель литературы я не в восторге, что они читают “Гарри Поттера”, но как учитель литературы я в восторге, что они читают вообще. И даже пытаются обсуждать это и вникнуть в прочитанное.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель в российской школе?

— Обычно на всех праздниках учителю желают: “…и терпения!” Не в смысле терпения и покорности пред своей судьбой, а желания достичь цели в долгом и трудном пути воспитания и образования. Далее уважение к детям. Именно уважение, а не любовь, потому что любовь достаточно субъективное и слепое чувство. Уважать ребенка, даже если он не симпатичен тебе. И желание честно выполнить свою работу: научить тому, что знаешь сам, и сделать так, чтобы он в дальнейшем, вне стен школы, продолжал сам познавать.

— А чем вы занимаетесь вне стен школы, о чем никто не знает?

— Я фанат оперной классики. В трудную или радостную минуту жизни я включаю любимую арию и наслаждаюсь. Это настолько личное, что ни с кем этим я не хочу делиться.




    Партнеры