Пашня без башни

У Героя соцтруда Галины Рыбаковой отобрали поля, которые она обрабатывала 50 лет

Пока в “верхах” первые лица государства раскручивают национальный проект “Развитие АПК” и задорно учатся отличать телят от нетелей, в “низах” происходят процессы, способные подложить благим начинаниям большую свинью.

В некоторых подмосковных хозяйствах посевная в этом году может не начаться. Только потому, что скупившие землю лендлорды всё это развитие АПК видели в гробу.


В Серпуховском районе Героя Соцтруда Галину Илларионовну Рыбакову не пускают на поля, которые она обрабатывала 50 лет!

Скандал вокруг совхоза “Заокский”, в котором трудилась легендарная бригадирша, продолжается уже не один год. Некогда элитный совхоз-миллионер в конце 90-х при мутных обстоятельствах был доведен до банкротства. На его осколках образовалось три независимых хозяйства, одним из которых и руководит Рыбакова. А все земли “Заокского” — 6 тыс. га орошаемых полей по берегам Оки — отошли другому предприятию всего за 11 млн. руб., т.е. по 18 (!) рублей за сотку. При этом две тысячи владельцев земельных паев остались ни с чем. Не считая свидетельств о праве собственности на землю.

Словом, типичнейшая для Подмосковья история. С одной стороны, темная, с другой — шитая белыми нитками. Вот только желающих потянуть за ниточку не находится.

Но это все присказка, сказка (в реальность происходящего верить не хочется) — впереди.

Два последних года Рыбакова арендовала землю у фирмы, прибравшей заокскую землю. Договора с ней заключали меньше чем на год, чтобы не надо было регистрировать, — с марта по ноябрь. А в марте этого года она узнала, что землю больше не получит. Сегодня, когда до посевной остается дней десять, ситуация не изменилась.

— Что вы предпринимаете, Галина Илларионовна?

— Сходим с ума, — выпаливает Рыбакова, которая и в страшном сне не может представить, что весной не выйдет в поле. — Пишем письма, но никто нам не отвечает.

В этом году к обычному набору адресатов подмосковных крестьян — Путину, Громову и прокурору — добавился еще один — вице-премьер Медведев, курирующий нацпроекты, в том числе “село”. Но не отвечает и он. Может быть, потому, что овощеводство в нацпроект не попало? Между тем ситуация в бывшем “Заокском” показательная. Вице-премьеру, который, судя по его поездкам, привык сам вникать в детали, она могла бы многое поведать о реальном сельском хозяйстве.

— В советское время мы бригадой собирали 25 тыс. тонн овощей, это очень много, — рассказывает Рыбакова. — Сейчас тонны никого не интересуют, важно, сколько ты за свою продукцию выручил. Мы заработали 15 миллионов. Этого хватило, чтобы отдать кредит, который брали по весне, заплатить за горючее, удобрения, семена. 700 тысяч отдали за аренду земли. Прибыль осталась 500 тысяч.

Никакой поддержки и помощи Рыбакова не получает. Ровно наоборот — землю ей каждый раз дают в новом месте. После того как она ее обработает и удобрит, хозяин на следующий год пускает на эти поля корейцев с их подневольными узбеками и таджиками. А теперь вот и вовсе от ворот поворот. Хозяйство, в котором 43 работника (большинство — местные, проработавшие в “Заокском” всю жизнь), 35 единиц техники и овощная база, обрекается на гибель. Такая вот поддержка отечественного производителя.

И ладно бы речь шла о нехватке земли, вызывающей конкуренцию между арендаторами. Ничего подобного: из 6 тысяч га обрабатывается в лучшем случае 500! Все остальные поля много лет зарастают бурьяном, кое-где уже выросли деревья.

* * *

В селе Липицы, где располагалась центральная усадьба “Заокского”, даже дети знают, что окрестные земли куплены человеком по фамилии Куцериб. В списке лендлордов Подмосковья он занимает одну из верхних строчек, контролируя, по сведениям “Форбса”, около 60 тысяч гектаров сельхозземли.

Пообщаться с самим бизнесменом, к сожалению, не удалось, но юрист землевладельца заявил, что его патрон к конфликту никакого отношения не имеет. Есть, дескать, юрлицо, гендиректор которого Ю.А.Младенцев, к нему и обращайтесь. Что ж, преподанные высшей властью уроки усвоены на всех уровнях: нигде никакой политики — только споры хозяйствующих субъектов.

…Частица “на” после каждого пятого слова выдает в г-не Младенцеве бывалого хозяйственника. Сначала он тоже развивает тему о “двух субъектах”:

— Рыбакова не выполнила в прошлом году договорных обязательств.

Но пять минут спустя, так и не ответив, каких именно, выкладывает причину, похожую на правду:

— Она на моей земле зарабатывает деньги и на эти деньги со мной судится. Пусть на свою пенсию судится!

Суды по “Заокскому” тянутся уже 7 лет. Не только Рыбакова, но и еще почти две тысячи человек хотят знать: как же так получилось, что они остались без земли? Председатель районного Совета депутатов Николай Дижур убежден, что реорганизация совхоза в АОЗТ в начале 90-х была проведена с нарушениями закона:

— Люди не вкладывали свои земельные паи в уставный капитал АОЗТ, а значит, не могли потерять землю после его банкротства. Есть даже соответствующее заключение экспертов из Института государства и права.

Но судебного решения в пользу крестьян как не было, так и нет. Недавно дело вернулось из Верховного суда в районный на новое рассмотрение.

В справедливость, похоже, уже мало кто верит. Та же Рыбакова долго не признавала землю, на которой проработала всю жизнь, чужой. Отказывалась платить Младенцеву арендную плату. Потом смирилась, стала платить. И вот теперь апофеоз: землю, хитроумно у нее же и ее работников отнятую, им не хотят давать даже за деньги!

* * *

Когда в стране бушевали споры: разрешать или нет свободный оборот сельхозземли, такой вариант — когда собственник будет использовать пашню не по назначению или не использовать вовсе — рассматривался. Политики обещали сделать его невозможным. Во-первых, экономически: на необрабатываемую землю собирались установить огромный налог. Во-вторых, административно: необрабатываемую землю обещали изымать у собственника в пользу государства. Такая норма даже попала в закон. Если бы она работала, сегодня лендлорд бегал бы за Рыбаковой и упрашивал бы ее пахать свои поля.

К сожалению, как показывает практика первых лет свободного оборота земли, ни одна из мер “защиты от собственника” не действует. Наоборот, вся система пока работает только на уничтожение хозяйств. Масштабы разрухи особо не афишируются, но по косвенным цифрам их можно прикинуть.

По данным областного Минсельхоза, за 2000—2005 годы площадь пашни в Подмосковье сократилась на 27%. По данным Роснедвижимости, площадь земли сельхозназначения в Московской области на 1 января 2005 года — 1773 тыс. га. Нехитрый расчет показывает, что возделываемые площади уменьшились примерно на 500 тыс. га. Владения среднестатистического колхоза — 5 тыс. га. То есть за 6 лет в Подмосковье перестали пахать землю примерно 100 крупных хозяйств. На таком фоне кому какое дело до “героя вчерашних дней” Галины Рыбаковой с ее 43 работниками и 35 единицами техники…


P.S. Правда, весь этот развал происходил до того, как учитель информатики Кудашкин, которого навестил в мордовском селе вице-премьер Медведев, включился в нацпроект “Развитие АПК”, купив на откорм девять телят. Возможно, мордовский учитель ситуацию переломит.


СПРАВКА "МК"

Звание Героя Рыбакова получала почти 40 лет назад, когда ей было 28 лет. До этого возглавляемая ею комсомольско-молодежная бригада овощеводов на протяжении двух пятилеток выращивала рекордные урожаи овощей. Галина Рыбакова долгое время была депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК КПСС.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру