Поворот налево запрещен

Никита Белых: “Не надо пробовать недожаренное мясо”

Штаб СПСовцев, как и у “Яблока”, — в особняке. На Малой Андроньевской. Когда-то тут была баптистская церковь, потом — Театр теней. Напоминает ли его нынешний Союз правых сил?

Штатных сотрудников в партии — около 30 человек, остальные — волонтеры. Но когда вопрос заходит о финансировании партии, правые, загадочно улыбаясь, говорят: “Не жалуемся”.

Численность — 61,5 тысячи человек по всей России. Сами правые утверждают, что после фиаско на выборах-2003 членов партии стало больше в два раза.

В кабинете у лидера СПС Никиты Белых висит огромный дорожный знак “Поворот налево запрещен”. А на столе вместо портрета президента — фотография трехлетнего сына.

— Между вами, Явлинским и Рыжковым проходят переговоры по объединению. Они упираются?

— Проблемы есть при любого уровня переговорах. Я не хочу что-то выдавать. Преждевременно. Когда пытаешься в процессе прожарки мяса отщипнуть кусок и попробовать, получается ведь невкусно.

— Явлинский носится с незаконной приватизацией как с писаной торбой. Кто из вас наступит на горло собственной песне?

— Да, у нас разные взгляды на историю и подходы к развитию страны. Но отличия 2003 года от 2006-го — очень большие. Сейчас мы объединяемся для того, чтобы бороться за демократию. В такой обстановке спорить о нюансах экономической программы — бесполезно.

— Давайте, мол, объединимся, а потом опять разбежимся?

— Я не исключаю, что на другом историческом этапе снова разойдемся.

— В Госдуме готовят закон, согласно которому партии больше не получат права блокироваться, как это было, скажем, на выборах в Мосгордуму с брендом “Яблоко — объединенные демократы”. Вы готовы выйти из СПС и влиться в ряды Явлинского?

— Я готов вступить в объединенную партию, даже если она будет на основе “Яблока”, но только если будут изменены название, уставные документы и политическая программа.

— Не “Яблоко”, не СПС, а, скажем, “Груша”, да?

— Хм... Я против именно “Груши”, потому что считаю, что новое название не должно нести в себе отрицательного шлейфа каких-то старых партий.

— В 2003-м СПС раскололся на две половинки. Одна, во главе с Гозманом, выступала за лояльное отношение к власти. Другая — Хакамада, Немцов и прочие — призывала действовать жестче. Почти все радикалы ушли. Если удастся договориться с “Яблоком”, что скажете членам своей партии?

— Месяц назад я разослал письма всем членам партии. Приложил анкету. Пока мы получили около двух тысяч ответов. Только 15% считают, что нужно работать самостоятельно и ни с кем не объединяться, 6% считают, что возможно объединение с левыми, а остальные 80% говорят о необходимости срочного объединения демократов.

— Окончательное решение должен принять съезд. Когда?

— Летом.

— Касьянова к себе позовете? Он ведь на прошлой неделе поставил условие: или решайте сейчас с объединением, или он идет на выборы сам...

— У нас к нему достаточно толерантное отношение. Только надо понимать, что вхождение в процесс объединения не может быть ультимативным или с какими-то условиями. “Хорошо, я к вам приду, но буду среди вас самым главным” — это не дело.


ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

— При каких условиях “Яблоко” и СПС могли бы вернуться в Госдуму? Почему они никак не могут договориться?

Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы “Меркатор”:

— Ни при каких. Проиграли они прошлые выборы потому, что уровень демократии, который был так необходим обществу, достиг своего предела. А глубоких демократических перемен общество и не просило. Теперь можно выезжать за границу, можно свободно перемещаться, есть рыночная экономика, есть плюрализм мнений. Конечно, демократы хотели бы большего, 100%, а получили где-то 60%. Но общество сказало: стоп!

Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политических технологий:

— Явлинский очень долго оберегал себя от рисков и потрясений, за что заслужил реноме “огородного политика”. У него репутация человека, который умеет только долго говорить, ничего не делая. А что касается СПС, то они, как только проиграют, очень долго и нудно ищут, кто в этом виноват, порой забывая посмотреть в зеркало. Но сейчас, как ни странно, у них есть шанс преодолеть 7-процентный барьер — если похоронят дискредитировавшие себя бренды и пойдут на выборы под другим названием. Сейчас им срочно необходимо преодолеть аппаратно-персональный конфликт. Ведь конфликтует-то между собой, в общем, маленький круг функционеров. Левада-центр уже дает им оптимистичные прогнозы: “Яблоку” — 4%, СПС — 2%. Поднапрячься — и они депутаты Госдумы.

— Возможно ли появление в стране новых демократических лидеров “снизу”?

Дмитрий ОРЕШКИН:

— Все зависит от общества: если люди осознают, что, скажем, Прибалтика, Польша, Чехия живут лучше нас, то демократические лидеры вырастут снизу сами, не как искусственный проект Кремля. Народ российский спросит самого себя: “Опять подзастряли?” И тогда разочаруется в своих властях. Пока даже предпосылок к этому нет. И когда придут новые демократические лидеры — непонятно.

Алексей МАКАРКИН:

— Очень маловероятно. Этим неизвестным человечеству фигурам будет очень сложно раскрутиться, ведь электронные СМИ работают в нашей стране по указке из Кремля.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру