Любовь под шизгару

У Шекспира бесплодие, у Ильхома — плодородие

18 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 520

В Москве идут гастроли самого известного на евроазиатском пространстве театра “Ильхом”. Что в переводе с узбекского означает “вдохновение”. 30 лет существования этой труппы — факт поразительный во всех отношениях, художественном и экономическом.

Как “Ильхом” умудрился три десятка лет просуществовать в статусе негосударственном — уму непостижимо. И как в таком положении выжил при советской власти и после нее — тем более понять невозможно. Но факт остается фактом — качественная продукция, которую производит труппа из Ташкента, востребована на мировом театральном рынке. Не случайно, что многие международные фонды вкладывают деньги в ее постановки, а не ожиревших от солидности театров.

На сей раз “Ильхом” привез три спектакля. Первый — “Бесплодные усилия любви” — уже отыграли в Центре им. Мейерхольда. Как всегда, “выпендрились” с переводом — взяли не хрестоматийные переводы Шекспира, а текст поэта-символиста Михаила Кузьмина, подредактировав его фрагментами перевода Юрия Корнева. Получилось поэтично, хотя витиевато и цветисто. Вот, например, “задняя часть дня”, то есть не “задница суток”, как утверждает один из героев, а всего лишь ее остаток. Или такая фразочка: “ковырять экскременты моей доблести”!

Но если не грузиться поэтическими “рюшами”, то можно просто весело ввязаться в игру, закрученную фантазией режиссера Марка Вайля и его артистов. Фантазии сии весьма фривольны, легкомысленны, на грани фола и двусмысленно провокационны. Однозначность половой ориентации у простолюдинов и бисексуальность у высших сословий, скучная феминистская упертость дамочек купается в карнавале с масками, интригами, путаницами с переодеваниями и письмами. И к тому же все это виртуозно уложено на репертуар “Битлов” — амурные вздохи под “Герл”, мужско-женский конфликт под “Шизгару”, а маски идут под русскую народную “Комара давить не надо”... Если же все это из спектакля убрать, то получится прескучнейшая коллизия — трое молодых мужчин зачем-то дают обет воздержания в женском вопросе, а тройка из противоположного пола ведет себя как “собака на сене”: и хочется, и колется, и непонятно, зачем нарываются на конфликт? Во всяком случае, если усилия любви безнадежно-бесплодны, то театральные поиски и эксперименты “Ильхома” очень плодовиты и вдохновенны. Ильхом же, как и было обещано выше.

На очереди два других спектакля — “Белый белый, черный аист” и “Лаборатория доктора Чехова”.




Партнеры