Трудно быть с Богом

Отец Михаил Ардов: “Что нас, попов, судить? На то черти есть!”

Священник Михаил Ардов — сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской. Будущий протоиерей вырос на “Легендарной Ордынке”, как ее окрестила Анна Ахматова, которая, приезжая в Москву, всегда останавливалась у Ардовых. В этом хлебосольном писательском доме бывали Борис Пастернак, Лидия Русланова, Фаина Раневская, Дмитрий Шостакович, Михаил Зощенко. В начале 60-х годов Анна Ахматова снисходительно одобрила первые прозаичные опыты Михаила Ардова. И прямо как в воду глядела. Публицистический дар выпускника факультета журналистики МГУ, ныне священника, по-прежнему воплощается в прозе, но теперь с церковным уклоном. У этого батюшки анекдотов и баек о жизни священства хватит на все случаи жизни: будь то смех или грех. С таким острым на язык, ироничным и нетипичным батюшкой в канун Пасхи встретился репортер “МК”.

— Отец Михаил, ваши братья — единоутробный (по матери) Алексей Баталов и родной, Борис Ардов, — актеры. Они даже вместе снимались в фильме “Три толстяка”. А что же вы? Представляете, актерская троица…

— К сожалению, с точки зрения христианства худшей профессии, чем актер, нет и быть не может. В древности актеров даже не хоронили на христианских кладбищах. Перед каждым христианином в течение всей его жизни стоят задачи очистить свою душу, свое сердце и свой ум от греха, стать, что называется, самим собой. Актер же в течение всей своей жизни примеряет чужие личины. И такая деятельность абсолютно противоположна тому, что приписывает нам церковь. Но мы всегда с братьями были дружны, хотя я не скрывал своего отношения к их выбору.

— Я знаю, что вы и в советское время всей семьей отмечали Пасху. Анна Ахматова, дружная с вашей семьей и особенно матушкой, принимала участие в празднике?

— Наша мама пекла знатные куличи и изготавливала неповторимую творожную пасху. В доме всегда было много гостей. Анна Андреевна, пока были силы, ходила на крестный ход. А потом мы все вместе приходили к нам “разговляться”. Сама Ахматова, разумеется, ничего не готовила к праздничному столу: кулинария и стряпня были не ее уделом. В 60-е годы у меня появился первый транзисторный приемник. И в пасхальную ночь мы все вместе на Ордынке слушали праздничное богослужение радиостанции Би-би-си из Лондона. Это было очень умилительно. До сих пор помню слезы на глазах Ахматовой…

— В представлении обывателя традиции Пасхи — это крашеные яйца да куличи. А есть ли обычаи, связанные с Пасхой, которые несправедливо утрачены?

— Пасху недаром называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Ведь для православной церкви в отличие от католической и протестантской это самый главный праздник в году. Полностью утрачен сегодня в России обычай навещать в пасхальные дни узников. Раньше всех заключенных в эти дни кормили и щедро угощали. Эта традиция утрачена по двум причинам. С одной стороны, на государственном уровне: попробуй сегодня проникнуть в СИЗО или тюрьму. А с другой — за 70 лет советской власти людей туда и самих не тянет. Забыли о “милости к падшим”, как писал Пушкин, и сочувствии. С христианской точки зрения, преступники — глубоко несчастные люди. Боюсь, что при общей аморальности, ожесточенности навряд ли мы вернем эту традицию.

— Отец Михаил, праздник Пасхи светлый и радостный. Я знаю, что у вас коллекция анекдотов. А к этому празднику найдется?

— А как же!


АНЕКДОТ ОТ ОТЦА МИХАИЛА

Причем подлинный, восемнадцатого века. На Страстной неделе (последняя перед Пасхой) некий проповедник оговорился и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40… Стоящий купец наклонился к своему приятелю и промолвил: “Это, стало быть, по нынешнему курсу…”


— А не богохульство ли это — подшучивать над верой и всем, что связано с Богом?

— Одни из самых известных русских архиереев отличались остроумием и находчивостью. Примеров в истории много. Приведу лишь знаменитого митрополита Московского Платона. Одну из своих проповедей он произнес в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины II по случаю победы российского флота над турецким. Проповедник вдруг подошел к гробнице Петра I и воззвал: “Восстань теперь, великий Монарх, восстань и насладись плодами трудов своих…” Присутствующий при этом граф К.Гр.Разумовский, украинец, потихоньку сказал кому-то из придворных: “Чего вин его кличе? Як встане, то всем достанется”.

— Раньше яйца красили исключительно луковой шелухой, сегодня продают всевозможные наклейки вплоть до изображений святых. С модным яйцом и к Богу ближе?

— По преданию, Мария Магдалина пришла к императору Тиверию и преподнесла ему крашеное яйцо со словами: “Христос воскрес!” С тех пор оно стало символом Воскресения Христова. На Пасху можно расписать яйца и краской, украсить наклейками, но только желательно они должны быть без изображений святых. Ведь яйцо съедается, а потом скорлупа выбрасывается.

Кстати, когда я был в Америке, то заметил, что у них на пасхальных картинках (в том числе и на яйцах) цыплята и кролики. Меня это очень развеселило. Теперь мы шутим: “Что такое Пасха в США? Это когда цыпленок по секрету сообщил кролику, что Христос воскрес!”

— На Пасху принято биться яйцами. Есть ли какой-то церковный смысл в этом ритуале?

— Это народная традиция: Пасха — еще и праздник обильных угощений: в этот день заканчивается пост. Разбивание крашеных яиц — всего лишь развлечение, поэтому не стоит огорчаться, если яйцо оказалось недостаточно крепким.

— Есть ли еще какие-нибудь народные поверья, которые не имеют к Пасхе никакого отношения?

— Самое главное заблуждение (на грани богохульства) — посещать на Пасху кладбище. Несметными толпами народ, подобно язычникам, пирует и пьянствует “на гробах”. Этот чудовищный обычай с точки зрения церкви утвердился в 60-е годы, когда власти запретили священникам ходить на кладбища и совершать там панихиды.

Но церковь не совершает поминовения усопших на Пасху — это праздник Воскресения Христова. Это делается только на Радоницу, которая будет в этом году 2 мая.

— А как тогда церковь относится к русскому обычаю помянуть покойника, выпить рюмочку и пожелать, чтобы земля была пухом?

— Это дикость — оставлять мертвому бутерброды и наливать водку, я бы даже сказал, это оскорбительно для усопшего. Ему нужна свеча и молитва. Хотите помянуть — делайте это дома, как цивилизованные люди. Вороны и крысы настолько умные животные, что каждый год даже ожидают Пасху, дежурят на могилах. Кстати, крысы любят выпить, да что там говорить — склонны к алкоголизму. Мой диакон сам был свидетелем, как крыса попивала водку из полной рюмки на могиле, жмурилась от солнышка, закусывала куличом и продолжала прикладываться к рюмочке. Хорошо бы было снять подобную сценку и показывать по телевизору перед Пасхой, чтобы отучить людей от глупостей.

— Раз уж заговорили о покойниках… Я знаю, что вы собрали целую коллекцию курьезных поминальных записок.

— Прихожане нынче встречаются на редкость творческие. Особенно запомнилось письмо на тот свет: “За упокой Евгения. Царство тебе небесное… Низкий тебе поклон. Придет мой час — приходи за мной. Твоя Тамара”. Бывает, люди настолько далеки от церкви, что не понимают смысл слов, которые употребляют. Так, вместо “новопреставленная (недавно умершая) раба такая-то” прихожанка написала: “ногу приставленную”. И смех и грех.

— А с вами пасхальные “приключения” случались?

— Служил я в сельской кладбищенской церкви в Егорьевском районе. Как-то на Пасху ко мне в дом буквально ломились посетители кладбища, которые после обильных возлияний непременно хотели поболтать с попом. Причем едва одна толпа уходила, тут же ломилась другая. Я попросил своих помощников закрыть дверь снаружи и повесить амбарный замок, чтобы все думали, что меня нет дома.

— Есть поверье, что умершие на Пасху сразу попадают в рай?

— Сразу никто в рай не попадает. О дне и часе смерти знает только Господь, но, действительно, считается, что умереть в большой церковный праздник, а уж особенно в Пасху, — милость Божия, надежда на прощение грехов. Полагаю, что отходить к праотцам под радостные пасхальные песнопения гораздо веселее.

— Многие верующие в этот день наблюдают, как играет солнце, как будто светило переливается всеми цветами радуги. Это — знак свыше или природное явление?

— Я сам наблюдал подобное раза три в жизни. В последний раз на Пятницкой улице, прямо за зданием метро, вокруг солнца были сверкающие круги. Никогда не встречал исследований этого явления, но полагаю, что природа сорадуется нам.

— Сразу после Пасхи в московских загсах наблюдается бум на браки. Все думают, что свадьбы на Красную горку самые удачливые.

— Все приметы и поверья придумывают темные люди. Красная горка — первое воскресенье пасхальной недели, когда разрешается совершать венчание. А счастливым или несчастливым будет брак не зависит от времени его заключения! А более всего от характера обоих супругов.

— С какими самыми нелепыми заблуждениями верующих вам приходилось сталкиваться?

— Мой друг служил на Кубани. В первую же неделю на станичном приходе он совершил множество “заочных отпеваний”, т.е. когда гроб в церковь не приносят. И почти все покойники были мужчины. Документов о смерти там никаких не спрашивали, а батюшка отпевал себе и отпевал. Но вот однажды он по простоте душевной обратился к женщине, которая заказала “заочное отпевание”: “А давно он у вас умер?” “Как умер? — удивилась та. — Он живой. Ничего ему, подлецу, не делается!” И тут выяснилось, что в тех местах существовало суеверие: если заочно отпеть неверного мужа, он непременно вернется в семью. Словом, батюшка, сам того не ведая, за несколько недель отпел всех распутных мужиков округи.

— На пасхальной службе можно наблюдать, что за ночь священники много раз меняют облачения. Прямо как в театре...

— Это старинный обычай. Кстати, московские священники переодеваются аж 8 раз за ночь, чаще, чем во всех других епархиях. Например, в Питере и Киеве ограничиваются 1—2 переоблачениями.

— Столичный выпендреж?

— Коренной москвич, покойный архиепископ Киприан (Зернов), в свое время объяснил мне, как это зародилось. В старое время, если умирал состоятельный человек или кто-то из его близких родственников, покупался большой кусок драгоценной парчи, которой покрывался гроб, пока он стоял в церкви. Затем гроб уносили, а парча оставалась в храме, и из нее за счет родственников умершего шили два облачения — для священника и для диакона. А когда приближалась Пасха, многие именитые прихожане обращались к настоятелю с одной и той же просьбой: “На Пасху послужите в наших облачениях…” Чтобы не обидеть никого из благоукрасителей храма, хитроумные московские попы и ввели обычай переоблачаться в Святую ночь множество раз…

— В советское время первые лица государства за три версты обходили церкви. А теперь дурным тоном стало не отстоять службу…

— Я считаю, что показывать наших чиновников, которые, как правило, в мирской жизни не отличаются праведностью, с зажженными свечками — это антирелигиозная пропаганда. Я не так давно перечитывал Гоголя и нашел к этому явлению прекрасную иллюстрацию. Такая показуха напоминает описание Николаем Васильевичем 17-летней красавицы, которую “недавно настиг ужасный разврат. …Эта улыбка была исполнена какой-то жалкой наглости: она была странна и так же шла к ее лицу, как идет выражение набожности роже взяточника…” Увы! Именно такими картинками нас угощает экран, когда чиновники присутствуют на богослужении.

— Но они ведь тоже постились в думских и кремлевской столовых, разве праздника не заслужили?

— Думаю, что кое-кому из этих людей уже никакой пост не поможет.

— Возможно, большинство чиновников и не лучший пример добропорядочного христианина. Однако и сами батюшки грешат сребролюбием. Уверяют верующих, что не в доме на Рублевке счастье и не в “сатанинских” “Мерседесах”. А сами-то живут с комфортом…

— Как верно подметил Лесков: священнику необходимо “купить себе хибару и возрастить тыкву, тогда спокойнее можно о строении дела Божия думать”. Священник должен иметь квартиру или дом, может иметь автомобиль, но он не должен жить с вызывающей роскошью: ездить на дорогой машине и занимать хоромы. Иначе тем самым он вводит прихожан в соблазн. А Евангелие нам говорит: “Горе тому, через кого соблазн приходит…” А впрочем, как говорила моя старая псаломщица: “Что нам попов судить? На то черти есть!”

— Приходится слышать: мол, я хоть и в церковь не хожу, но у меня есть Бог в душе. Можно ли быть верующим и не ходить в храм?

— Как писал священномученик Киприан Карфагенский: “Кому церковь не мать, тому Бог не отец!” Мало ли кто у кого в душе? Если человек так говорит, значит, находится в духовном заблуждении. У человека грешного, живущего в мирской жизни, Бог никак в душу не заглянет, это лишь самообман.

— Существуют ли противоречия между наукой и религией?

— Наука и религия существуют параллельно. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорил: “Назовите мне ту науку, которую должен изучить образованный, верующий человек, чтобы потерять веру в Бога!” Ему же принадлежит замечательная метафора: “Выдвигать в качестве аргумента против существования Бога то, что его не видели космонавты, то же самое, как если бы некто бегал бы с ложкой по берегу океана, черпал бы из него воду и кричал: “Видите! Китов в океане нет!”

— Отец Михаил, с наступающим вас праздником! Посоветуйте нашим читателям, каким концом лучше разбивать яйца: тупым или острым?

— Эту проблему исследовал Джонатан Свифт в своем знаменитом сочинении “Приключениях Гулливера”, и исход войны между тупоконечниками и остроконечниками уже известен. Всех любопытствующих отсылаю к этой книге.


СПРАВКА "МК"

Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году принял священнический сан в Ярославской епархии, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую зарубежную православную церковь. В настоящее время о. Михаил Ардов настоятель первого в России храма во имя Царя Мученика Николая II, что на Головинском кладбище в Москве.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру