Свет в огне

Корреспондент ”МК” привез горящую благодать из Иерусалима

Вчера к началу крестного хода в храм Христа Спасителя в Москву специальным рейсом из Иерусалима был доставлен Благодатный огонь. Четвертый год подряд его привозят к Пасхе миссионеры Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России.

Две лампы, в которых обычно транспортируют олимпийское пламя, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму вручил председатель попечительского совета Центра национальной славы Владимир Якунин. Вместе с паломниками Фонда Андрея Первозванного молить о чуде схождения огня на Святую землю отправился корреспондент “МК”.

…Почти темно. Душно. Тесно так, что невозможно вздохнуть полной грудью. “Господи, дай огня!” — раздается на всех языках. И — молнии в воздухе, из ниоткуда. Это не фотовспышки. Это — чудо. Они тонкие и яркие. От жары толстые свечи тают прямо в руках.

Вокруг Кувуклии Гроба Господня (место, куда сходит Благодатный огонь) смуглые арабы и черные как смоль африканцы в снежно-белых футболках с вязью с первобытным гиканьем и воплями отплясывают “двухэтажный” хоровод. Двухэтажный — потому что арабские паломники, точно наездники, взбираются друг другу на плечи. У них в руках — деревянные кресты, тамтамы, бубны и огромный красно-желтый флаг. Они тоже просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный огонь. Этот совершенно дикий, по нашим представлениям, арабский обряд — многовековая традиция. А сто лет назад в Великую субботу губернатор Иерусалима не пустил буйных паломников в храм. В результате Иерусалимский Патриарх безуспешно молился в Кувуклии два часа, пока не приказал пустить внутрь арабскую молодежь. Рассказывают, в этот момент святой огонь сошел одновременно и на лампаду на самом Гробе Господнем и на свечи в руках арабских парней.

Ни одно ожидание чуда в этом храме не обходится без эксцессов. Драка случилась и на этот раз. Арабы повздорили с армянами, чьих представителей в этом году у Кувуклии оказалось больше. Но удивительно: в драке здесь нет агрессии. Спустя семь минут драчуны братались и исступленно возносили молитвы Господу — каждый на своем языке.

Рядом с Кувуклией — колонна, рассеченная посередине огнем. Говорят, много веков назад в Гробе Господнем закрылись не православные, а армяне. В тот год огонь сошел не в Гроб Господень, а на лампаду в руках православного патриарха, который молился снаружи у этой колонны.

Нынешняя церемония была первой в служении новоизбранного Иерусалимского Патриарха Феофила. До этого Феофил, грек по происхождению, три года служил в Москве.

На удивление, огонь сошел достаточно быстро. Неожиданно и молниеносно: меньше часа молитв на всех языках, после того как Патриарха закрыли в Гробе Господнем. Узкая молния соединила купол храма с верхушкой Кувуклии без пяти три по иерусалимскому времени (по Москве в 15.55 в субботу). В этот же миг в Иерусалиме зазвонили все колокола разом.

Через мгновение собор взорвался восторженным криком десяти тысяч паломников со всего света. Меньше чем через полминуты огромный храм был полностью залит огнем. Казалось, будто пламя перелетает от свечки к свечке. Дрожь от щиколоток до самой макушки по всему телу. В голове — строчка из “Отче наш”: “И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим…”. В этот момент уверует даже убежденный атеист. Единственная эмоция — очищение, от которого текут слезы, а в сердце — свет. А дальше — слезы радости. В эти секунды в храме плачут почти все.

— Скорее умойся огнем, — говорят мне, и я чувствую, что пламя холодное. Им можно даже омыть лицо. В первые минуты оно не обжигает, и все вокруг “умываются” огнем. Жалко, что это всего лишь миг. Рядом со мной паломница из сибирской деревни раскрывает пакет, доверху набитый связками свечей.

— Третий год сюда приезжаю, — объясняет Мария Петровна. — Всей деревней на билет скидываются. — Надо успеть каждому зажечь свечу от огня...

А нам надо успеть доставить огонь в Москву к крестному ходу, поэтому не идем — бежим из храма к воротам из Старого города. Вдоль стен, которые видели Иисуса Христа. Мне кажется, будто они святые. Почти две тысячи лет по этой улице так же, как мы, шел Христос. Только не к выходу из города, а на Голгофу.

На бегу дергаю за рукав Якунина, который несет в двух лампах Благодатный огонь:

— Владимир Иванович, что вы чувствовали, когда он сошел?

— Попытка омыть лицо этим огнем — это незабываемое ощущение. Это уже четвертый мой приезд сюда, а ощущение новизны и волнения не проходит. В какой-то момент отбрасывается вся шелуха, и люди сосредотачиваются на том, что является сутью происходящего…

— А никогда не было сомнения — а что, если не сойдет?

— Весь православный мир очень переживает по этому поводу, и всякий раз с нетерпением, с напряжением ожидает, чтобы это произошло. И это происходит…

В аэропорту “Внуково” пограничники и таможенники встретили нашу делегацию… со свечами. Они первыми в России получили Благодатный огонь…



Россияне о праздновании Пасхи

Аналитический центр Юрия Левады провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше накануне Пасхи. Нашим согражданам задали вопрос: “Будете ли вы праздновать? И что будете делать в праздничные дни?”

Красят яйца в основном домохозяйки и пенсионеры. Покупают готовые куличи россияне в возрасте до 55 лет, с относительно высокими достатком, жители Московского региона и крупных городов. Меньше остальных россиян праздновать Пасху собираются мужчины, люди 40—55 лет, а также с низкими доходами. (Граждане могли дать несколько ответов сразу).



1998 2000 2006

Будем красить яйца 71 72 76
Будем покупать куличи 19 21 39
Будем печь куличи 45 43 39
Будем принимать гостей 33 25 32
Пойдем/поедем на кладбище - - 28
Пойдем в гости 25 23 26
Будем освящать куличи 18 14 21
Будем готовить творожную пасху 19 13 18
Будем делать подарки близким 8 4 7
Пойдем ко всенощной 11 5 7
Не знаю, как будем праздновать 9 8 5
Не будем праздновать 6 7 7



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру