Кремль из пропилена

Вместо шедевров будут только копии

Дело идет к этому. Сходите в МуАр (Музей архитектуры), и вам сразу станет все ясно. Здесь открылось сразу несколько выставок, повествующих о том, как с карты Москвы исчезают архитектурные памятники.

Ричард Пэйр фотографирует шедевры русского конструктивизма. Бывший хранитель Канадского центра архитектуры озаботился тем, что дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре разваливается на части. Дом Наркомфина, детище гениального архитектора Гинзбурга, уникальнейший и единственный такой во всем мире, вот-вот исчезнет с лица земли. И Пэйру непонятно, как можно разбрасываться такими сокровищами. На выставке “Потерянный авангард” во флигеле-руине 20 фотографий-документов варварского отношения к собственной истории архитектуры: знаменитые Дом на набережной Веснина и Дом Мельникова, здание Центросоюза на Мясницкой архитектора Иофана с потрясающей лестницей в виде эллипсоидной спирали. Все обветшалое, потрескавшееся.

Эта выставка открылась неспроста. В эти дни в Москве проходила научная конференция “Сохранение архитектуры ХХ века и всемирное наследие”. Эксперты из 30 стран мира, представители ЮНЕСКО, ICOMOS International, DOCOMOMO International и Всемирного фонда памятников считают, что 20—30-е годы прошлого века стали “золотым веком” русской архитектуры. Как спасать шедевры авангарда — смотри на выставке “Репрессированная архитектура” в Аптекарском приказе, где показан немецкий опыт по восстановлению памятников. “Башня Эйнштейна” в Потсдаме, комплекс Баухауза в Дессау, находившиеся в таком же жутком состоянии, как и наши, теперь возрождены с помощью специального метода укрепляющих и консервирующих инъекций в стены.

Архитектор Андрей Гозак, куратор интереснейшей выставки “Советский модернизм 1955—1985 годов”, убежден, что даже хрущевки — тоже наше архитектурное наследие:

— От каждого периода в Москве должно остаться все самое характерное. С хрущевками и с домами сталинского периода нужно обходиться очень осторожно. А то, что сейчас сметаются целые районы — это вакханалия.

Архитекторы возмущены: снос гостиницы “Москва” и строительство на ее месте новой никогда не вернет в ее стены атмосферу времени. С таким подходом можно и Кремль снести и выстроить его по новой технологии — из полипропилена, например. Общественность беспокоит и продажа гостиницы “Украина”. Жители высотки на Котельнической взбудоражены слухами, что вскоре и их дом будет продан.

Кстати, о высотках в МуАре тоже есть выставка — “Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма”. До того, как показать московской публике, ее обкатали на “Европалии” в Брюсселе. Речь идет о конкурсных и неосуществленных проектах сталинских высоток. Это нужно смотреть обязательно — чтобы понять, какого ужаса мы, слава богу, лишились. Две грандиозные панорамы сшибают с ног сразу. Первая — это Дворец Советов, 400-метровый монстр с гигантским Лениным на башне, изображенный с высоты птичьего полета. Если бы его построили, то, представьте на секунду, выйдя из самого здания (на месте храма Христа Спасителя), вы по невероятной лестнице могли бы спуститься прямо к... Боровицким воротам Кремля. Вторая — панорама Красной площади, где стоит малюсенький Кремль, малюсенький храм Василия Блаженного, а за ним громоздится нечто огромное. Это — разобранная на стадии фундамента высотка, в два с половиной раза выше Спасских ворот, которую собирались построить в Зарядье. Вовремя спохватились, но только для того, чтобы возвести другого уродца — гостиницу “Россия”. Выставки в Музее архитектуры на Воздвиженке будут работать по 17 мая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру