Глобализация по-русски

стандарты образования пустят по миру

24 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 586

В июле главы государств “Большой восьмерки” встретятся в Санкт-Петербурге. В повестку планируется включить 36 пунктов по образованию. Но прежде чем конкретные вопросы и предложения обсудят первые лица, подготовительную работу провели эксперты “восьмерки”. В Москве прошел целый ряд международных встреч. Среди участников: ученые РАН, представители Минобрнауки РФ, ЮНЕСКО, Британского совета, Американского совета по международному образованию. Главная тема — “Общество будущего — общество инноваций”.

Как и чему надо учить в шк оле и вузе, чтобы получить конкурентоспособных работников? Нужно и можно ли мерить одной меркой качество образования в разных странах? Как ликвидировать безграмотность в масштабах всей планеты (100 миллионов детей в мире вообще никогда не учились)? Какие перспективы раскрываются перед образованием благодаря современным коммуникациям?

Эти вопросы поднимались неоднократно в разных странах. В Москве специалисты обменялись опытом. Еще раз было заявлено, что надо окончательно отказаться от модели “человек обученный” и перейти к формуле “человек обучаемый”: важно не забить память студента готовым набором истин, а научить его учиться — чтобы человек самостоятельно ставил задачи, находил ответы, аргументированно защищал свою позицию. По словам Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, необходимо выработать мировые стандарты подготовки учителей.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заметил, что предприниматели готовы подставить плечо системе образования. В том числе разработать систему профстандартов и помочь созданию независимых рейтингов учебных заведений. Такие рейтинги будут учитывать, насколько успешны выпускники на рынке труда. Кроме того, бизнесмены могли бы оказать материальную поддержку государству при подготовке некоторых кадров.

Отдельное внимание уделили вопросу финансового образования граждан. “Проблема стоит в России острее, чем на Западе, — пояснил “МК” председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — За рубежом жертвами финансовой безграмотности, как правило, становятся малообеспеченные, необразованные слои населения. У нас же финансовым пирамидам доверяли и безработные, и профессора. До сих пор многие не знают, что такое скрытые проценты по кредиту: когда выясняется, что надо возвращать гораздо больше денег, чем вы предполагали”.

Дух глобализации образования, царивший в стенах конференц-залов, могла нарушить разве только уличная театрализованная акция студентов “Мы будем учиться назло “Большой восьмерке!”. Превращение образования в рынок образовательных услуг, а знаний — в товар по вкусу не всем. Но точки над “i” расставят главы государств на саммите в Петербурге.




Партнеры