Вуз в нагрузку

Родина сказала: НАПО, бизнесмен ответил “есть!”

24 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 260

В советские времена на заводах и фабриках раздавали продуктовые заказы. Делалось это обычно к праздникам. Чтобы советские люди еще лучше почувствовали заботу партии и правительства. В набор обычно входили бутылка шампанского, полбатона финской салями и латвийские шпроты. В нагрузку к этому изобилию давали перловку или еще какой-нибудь продукт, не особо пользующийся спросом.

Отказаться от нагрузки было нельзя — иначе не получишь заказ. Подобная нагрузка была во всей советской торговле. К дефицитному томику Дюма прилагались сочинения Маркса—Энгельса, а к симпатичным сапожкам — ботинки “прощай, молодость”. Люди вздыхали, но брали — таковы были правила игры.

Нечто подобное происходит, как ни странно, сегодня и с российским образованием. Так, коммерсантам прямо говорят: хотите получить дефицитного специалиста — раскошеливайтесь на весь институт. Это теперь, правда, называется не нагрузка, а социальное партнерство бизнеса и образования.

Идея в принципе правильная: наше образование до сих пор остается, по крайней мере в некоторых областях, одним из лучших в мире. Это касается не только химиков и физиков, но и специалистов по энергетике, нефтедобыче, переработке токсичных отходов и т.д.

В каждом крупном техническом вузе есть факультеты, конкурс на которые — меньше 1 человека на место. Туда берут практически всех. Достаточно лишь получить “троечки”. Более того: если абитуриент написал сочинение (а оно обычно идет последним экзаменом) на “два”, то председатель предметной комиссии незаметно подходит к преподавателю и просит еще раз внимательнее посмотреть данный опус. Вдруг ошибки однотипные и их можно объединить в одну или грубое нарушение правила орфографии не такое уж и грубое! Любыми средствами натягивается желанная “тройка”. Причем, заметьте, абсолютно бесплатно. И даже без ведома самого абитуриента.

Педагогов понять можно: если будет недобор, то придется сокращать часы, резать ставки. Разумеется, такое происходит не на всех факультетах, а лишь на тех, где резко упала популярность данной инженерной профессии. Но, по странному совпадению, именно эти специалисты являются одними из самых востребованных на рынке труда. Скажем, без инженеров по сантехническим системам и воздуховодам нельзя построить ни одно здание. В то же время конкурс на эти отделения — один из самых низких в любом строительном вузе. Туда идут ребята, у которых нет шансов пробиться на более престижные факультеты, т.е. заведомые неудачники, да и учатся они спустя рукава, лишь бы от армии откосить.

В результате российские вузы ежегодно выпускают десятки тысяч “полузаготовок”. У такого инженера и диплом вроде бы есть, теоретические знания имеются, а толку никакого. От этого страдает отечественная промышленность. Владельцы “заводов, газет, пароходов” жалуются, что не могут найти хороших специалистов. Тех ребят, кто приходит после института, надо направлять на переподготовку, а это время и деньги. Что же делать?

Выход нашли в консолидации образования и бизнеса.

Владимир Путин на недавней встрече с отечественными предпринимателями предложил: берите институты под свое крыло, т.е. на свое содержание. Государство на образование денег дает немало. С каждым годом все больше, но этого недостаточно. Поэтому бизнесменам предложили: если хотите получить на выходе качественных специалистов, платите за их подготовку прямо во время учебы, да не за одного человека, дочку или сынка гендиректора или главбуха, а за всю студенческую группу в целом, тогда вы сможете войти в попечительский совет вуза и контролировать учебный процесс: заказывать необходимые курсы и спецсеминары. Приглашать именитых профессоров, в т.ч. и из-за границы, а потом из числа выпускников можно выбрать лучших. Это выгодно и вузу — появятся дополнительные средства, повысится его рейтинг.

Предприниматели все поняли и выразили готовность, по крайней мере на словах, помочь народному просвещению. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сказал, что необходимо создать национальную ассоциацию профессионального образования (НАПО). Это будет независимый орган, который сможет оценивать качество работы того или иного вуза. Сегодня формально все выпускники равны — у них дипломы государственного образца. Но ведь диплом столичного университета совсем не то же самое, что документ об окончании заборостроительного института. НАПО сможет объективно дать рейтинг каждого российского вуза, и предприниматель будет знать, во что он вкладывает деньги и каких специалистов покупает. У вузов, в свою очередь, появится стимул работать как можно лучше. Чтобы получить побольше спонсорских денег.

Во время встречи было высказано мнение, что некоторые отраслевые институты — нефтяные, химические, машиностроительные — вообще могут перейти в разряд корпоративных, т.е. целиком содержаться бизнесом. У государства в этом случае останутся контролирующие функции — следить за выполнением стандарта высшего образования. Выполнил стандарт — получи госдиплом. А сверх этого можешь набираться каких угодно знаний. Стоимость же самого учебного процесса ляжет на плечи отечественных бизнесменов. Думается, что для них это будет не слишком тяжелая ноша.



Партнеры