История одного преступления

Рассказ Берберовой переложили на музыку

28 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 428

Оно произошло в маленьком театрике на Спортивной, но не может остаться незамеченным — слишком ярко и эффектно произведено. Совершил преступление “Никто” — именно так называется моноспектакль, представленный в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой.


“Никто” навеян рассказом “Аккомпаниаторша” Нины Берберовой — личности интересной, писательницы, не избалованной подмостками.

Так что обращение театра к прозе писательницы — большая редкость и опасность. В опасное путешествие по чувственному, но без особых сантиментов жесткому стилю, приправленному горечью, мог пуститься только отчаянный смельчак. Таковыми оказались актриса Ирина Евдокимова и режиссер Владимир Михельсон.

На сцене без грима актриса, которая не боится быть некрасивой. И даже эту некрасивость всячески подчеркивает резкой сменой гримас. Особенно когда от первого лица рассказывает о себе, девочке Сонечке, рожденной в нелюбви от учительницы и прыщавого гимназиста. Плод бледной любви также бледен, бесцветен, с тонкими ручками и ножками, чью тонкость и прозрачность усиливает голод первых лет революции. Однако у Сонечки талант аккомпаниаторши, который оценила певица — роскошная красивая женщина, всем желанная — и мужу, и любовнику, и публике, и советской власти.

Два женских образа в одном представляет Ирина Евдокимова. Темперамент, энергия… и она берет зал с первых же минут повествования о жизни и преступлении бедной Сонечки. Преступление юной аккомпаниаторши, ставшей тенью оперной примадонны, продиктовано завистью, что часто правит миром. Сонечка с комплексом “бледного никого” вынашивает план, как сдать хозяйку с любовником мужу. Смятение чувств, что душат преступное создание, Евдокимова играет остро и тонко — точно скальпелем вырезает кружева на бумаге.

В ее игру врывается музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича, Равеля и Шнитке. Проза органично переходит в вокал. Причем не фонограммный, а актриса сама великолепно поет фрагменты сложнейших произведений. Между прочим, ее вокальное мастерство в сочетании с актерской индивидуальностью еще несколько лет назад оценили на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова, где Ирина Евдокимова стала лауреатом. Спектакль “Никто” можно оценить как очень серьезный шаг актрисы в синтезе вокального и драматургического материала. Это вам не просто ладно скроенные в программу песенки, это музыкально-драматический моноспектакль высокой культуры и филигранной техники. Автор инсценировки и постановки Владимир Михельсон сознательно до минимума свел вспомогательные средства для актрисы — декорации, костюмы — и таким образом показал ее силу и талант.


СПРАВКА "МК"

Берберова родилась в Петербурге в семье служащего Министерства финансов. В 1921-м вошла в литературные круги Петрограда как поэтесса. В июне 1922-го получила разрешение на выезд из страны вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем. Сначала жила у Горького в Италии, затем — в Париже. В течение 15 лет была литературным сотрудником парижской газеты “Последние новости”, после войны — еженедельника “Русская мысль”. Автор книг “Люди и ложи” об истории масонства, воспоминаний “Курсив мой”, романов и рассказов.

В 1950-м переехала в США, где и умерла в 1993 году. Характер имела сложный — никогда никому ничего не прощала. Может быть, поэтому никто из мемуаристов не рискнул написать о ней — не хотелось получить полновесную сдачу.




Партнеры