Живущие на волнах

Что ждет туриста в круизах

Слово “круиз” для многих ассоциируется с роскошью. Из фильмов о “Титанике” публика знает, что в круизах нужно переодеваться по пять раз в день, а за обедом упаси вас бог взять перепелиное яичко вилкой для устриц! Но есть и другие мифы. Мало денег — поселят в каюту без окон где-то на нижней палубе возле каптерки. А морская болезнь — куда от нее деваться?! Что общего у мифов с реальностью — выяснил “Турклуб”.

В море: пармскую ветчину можно есть без смокингов

Домохозяйка Татьяна совершила 10-дневный круиз по маршруту Барселона—Марсель—Генуя—Неаполь—Палермо—Тунис—Пальма-де-Мальорка и поделилась своим опытом.

— Современные круизы вовсе не похожи на те, что описывали в своих произведениях Жюль Верн и Агата Кристи. Миллионеров здесь почти нет, а к обеду можно выходить в повседневном костюме,— говорит Таня. — Сначала я думала, что круиз — это скучно, тем более один и тот же морской вид за окном быстро надоедает. Но я ошиблась.

В первый же день нас вывели на палубу (пассажиров было около тысячи) и провели инструктаж по технике безопасности. Мы все надели спасательные жилеты, осмотрели шлюпки (там был даже запас еды и воды)... Было очень весело, нас всех сфотографировали на память в этих жилетах. И еще всех пассажиров сразу предупредили, что курить в помещениях нельзя. Но это был единственный запрет.

Судно можно сравнить с небольшим курортным городком. Здесь есть рестораны, дискотеки, бассейны, детские клубы, кинотеатры, казино, спортзалы, спа, магазины, даже библиотека и своя церковь — небольшое помещение, в котором каждый может помолиться своему богу. Икон и алтарей там нет, только специальные подставки для свечей.

Почти все лайнеры работают по системе “все включено” — при этом заказ делается по меню, есть и шведский стол. Шеф-повар итальянец баловал нас деликатесами — пармской ветчиной с клубникой и ананасами, салатами из перепелиных яиц, тирамису. Напитки у нас не входили в стоимость, хотя есть и такие круизы, но спиртное было очень дешевым, ведь на борту действует Duty Free. На корабле “ходит” любая валюта.

При высадке в городах никакого особого досмотра нет, всем выдают ксерокопии паспортов со штампом круиза, по ним могут даже посадить на самолет, если лайнер уйдет без вас. Строгий контроль только при посадке в аэропорту и в последнем порту. Возвращаясь с экскурсии по городу, каждый пассажир проходит через “прозвон”, вот и все.

Кстати, герой Миронова не зря торопился на теплоход “Михаил Светлов”, потому что в случае неявки судно не ждет пассажира, ведь штрафы за стоянку в портах космические. Некоторые круизные компании страхуют своих клиентов от подобных казусов. В таком случае вас доставят в следующий порт прибытия лайнера бесплатно.

Каюта у нас была с балконом — сидишь, пьешь кофе и смотришь на море. Как номер в отеле пять звезд.

Я набрала с собой два чемодана вещей, а по лайнеру все ходили в шортах. Иностранцы, кстати, сдавали одежду в стирку или химчистку на борту лайнера и ходили почти в одном и том же. К тому же лайнер — это сплошная зона беспошлинной торговли. Там уйма магазинов... Поводов нарядиться было только два — капитанский ужин и последний ужин на борту. Но и здесь вечернее платье было необязательно, достаточно было брюк и красивой кофточки.

На прощание нам устроили фейерверк, вручили по маленькому подарку от команды и общую фотографию. Честное слово, уезжая, я даже разрыдалась.

— Для европейца круиз — это не что-то из ряда вон. Они привыкли путешествовать по морю. А вот у американцев цены на такое удовольствие гораздо выше, потому в круизы едет действительно обеспеченная публика, а требования к одежде более строгие, — пояснили мне в столичной туркомпании. — Морской круиз стоит в среднем 1200 евро на человека (неделя) вместе с перелетом. За эти деньги вы получите комфортную каюту с балконом и ванной.


В океане: хотите целую палубу — платите четверть миллиона

В отличие от демократичного европейского круиза путешествия через океан гораздо более пафосные и строгие.

Например, на одном из самых больших лайнеров, Qween Mary-2, до сих пор существует разделение пассажиров на классы, как на старом добром “Титанике”. Самые бедные селятся в каюты без окон на нижней палубе. А у пассажиров 1-го класса каюты с балконами, из нескольких комнат. К тому же есть собственный стюард, который приходит по первому зову. Обедают представители разных классов в разных ресторанах. При этом самый дешевый билет на это судно стоит 1000 евро на человека, а самый дорогой — 250000 (!) евро (номер — чуть ли не с целую палубу).

— Когда я покупал круиз по Атлантическому океану, меня еще в агентстве предупредили — одеваться на ужин следует только в вечерние платья и костюмы, — рассказывает бизнесмен Роман. — Помню, мы вышли с женой на ужин разряженные, а навстречу чех и норвежец в футболках и трусах. Они странно на нас покосились, но через час уже сами были при полном параде.

Русские, кстати, выглядели лучше всех — они всегда хорошо одевались и вели себя очень вежливо. Я даже испытал чувство гордости за наших женщин — иностранцы все время глазели на мою жену и делали ей комплименты.

Наш лайнер был семипалубный, рассчитанный на 2000 пассажиров. Там имелись даже поле для гольфа и каток. Круизы через Атлантику отличаются тем, что промежуточных остановок почти нет, и не нужно рано вставать и бежать на экскурсию, а можно спокойно спать, сколько влезет.

Из поездки мне больше всего запомнились рассвет и закат в открытом море, стая дельфинов, которых мы видели с палубы. И шторм. Оказалось, что в круизах во время бури бесплатно наливают выпить, если шторм больше 5 баллов.

Помню, сидим мы в ресторане, и тут я вижу — вино в бокале шелохнулось. “Странно”, — думаю. Выхожу на палубу, а прямо на меня летит волна. Шторм был шестибалльный. Я, честно говоря, струхнул — не самое приятное зрелище. Вошел в ресторан, а там все тихо, спокойно, на сцене жонглер с ножами выступает. В каждую каюту тут же принесли таблетки от морской болезни, каждому позвонили судовые врачи, справились о самочувствии.

— Морская болезнь, значит, мучила?

— На каждом современном судне есть стабилизаторы качки — это такие подводные крылья длиной до 40 метров. Они удерживают равновесие корабля. Даже в сильный шторм качать не будет.

У нашего “кораблика” крестной мамой была Синди Кроуфорд. Это такая традиция: лайнер всегда проходит инаугурацию — спуск на воду, и его обязана “покрестись” какая-то известная личность. Ее портреты висят потом повсюду на лайнере.

Я познакомился с земляком, который оказался любителем круизов. Он рассказывал, что бывают случаи, когда пассажиров высаживают с лайнера за нарушение спокойствия. Он был свидетелем того, как в Риме высадили двух белорусов. Вроде они по пьянке с кем-то подрались или нахамили. Еще я слышал про американца, который всем был недоволен, и его тоже ссадили. Вроде как у него в поездке крыша поехала (он вернулся из Ирака)...

Кроме дискотек и костюмированного бала в стиле XIX века (всем выдали костюмы и парики) у нас был аукцион. Говорят, на них продают даже Рубенса и Малевича. В этот раз продавали какие-то вазы, статуэтки. Одну из них какой-то американец купил за $100 000...

На реке: египтяне плачут, русские бегут в мешках

В России в XIX веке были популярны 30-дневные круизы по Волге, сейчас они тоже занимают первое место по бронированию. В то время путешественников развлекали цыгане, а пассажиры участвовали в народных гуляньях. Например, во время вояжа по Лене туристов насильно сбрасывали в воду — это был обычай “купание Ермака”. С тех пор мало что изменилось.

40-летний бизнесмен Александр каждый год отправляется с женой и детьми в круиз по российским рекам. В поездки он обычно берет с собой друзей-иностранцев. И вот тут-то гости столицы испытывают настоящий шок.

— Когда я впервые повез своего друга-египтянина в круиз по Волге, он думал, что увидит публику в вечерних нарядах, музыкальные вечера и балы. А оказалось — простые люди в трениках, женщины в халатах...

Речные круизы стараются взять не роскошью, а питанием. Быт здесь проще и домашнее, что ли, поэтому повара стараются вовсю. На завтрак дают черную и красную икру, осетрину, массу всякой рыбы, овощи, пироги с разными начинками, блины, каши — всего не перечесть. А уж про обед и ужин я молчу. Мой друг-чех после такого изобилия кричал на нас: “Это же деликатес, его надо есть по чайной ложке раз в год, а не лопатой вместо завтрака!” Это он про икру.

Природа тоже оказывает на иностранцев какое-то магическое действие. Мой египтянин плакал, когда мы проезжали Кижи. Дело было перед грозой. Небо все почернело, и на этом фоне ярко вырисовывались контуры резных церквушек и деревьев. Мой друг расчувствовался от такого вида и сказал мне: “Помнишь наш круиз по Бразилии? Этот гораздо лучше!”.

Речной круиз не то что морской — ежесекундно меняются виды. Я не раз замечал, что в первые дни все туристы бегают туда-сюда. А под конец все становятся “тормозами” — ходят медленно, неспешно. То и дело останавливаются, чтобы полюбоваться на проплывающий пейзаж. А любимое общее занятие — сидеть на палубе, пить пиво или вино и любоваться на природу. Очень расслабляет.

Развлекать вас будут фольклорные ансамбли и чтецы стихов, на худой конец проведут конкурс караоке или бег в мешках. Однажды на нашем теплоходе ехал оркестр. Так что все вечера мы слушали классическую музыку. И не могу сказать, что всем это нравилось. На корабле было два ресторана, бар, дискотека, комната для отдыха, детская комната. И все. Самое интересное происходило на берегу.

Во время остановок толпа высыпала на берег, а там уже и шашлыки, и печеная рыба, и горы арбузов и черешни. Тебя встречает либо казацкий хор, либо цыганский — с рюмкой водки или медовухи, хлебом-солью. На поляне все играют в футбол, катаются по реке на катерах и аквабайках, либо ходят в лес или на рыбалку. Все развлечения организует круизная фирма, и платить за них не надо.

Качки на реке ни разу не было, даже во время шторма на Волге. Если погода плохая, вместо экскурсии можно пойти в баню или устроиться в кают-компании, посмотреть кино.

Стандартная каюта — это две кровати, душ и санузел, телевизора нет. В полулюксах, расположенных на шлюпочных палубах (самых высоких), две комнаты, видеодвойка, кондиционер и холодильник, радио и два обзорных окна. Самые дешевые каюты расположены на нижней палубе, с иллюминатором.

— Наиболее популярные речные маршруты пролегают по Золотому кольцу вокруг Москвы — Московская кругосветка — и до Санкт-Петербурга. Длятся они от 3 до 28 дней, — рассказывает туроператор Наталья. — Есть круизы с заходом в Ейск или в Ростов-на-Дону. Чем длиннее путешествие, тем дороже. Самые дорогие — в Астрахань, на Соловецкие острова и в Санкт-Петербург. Все суда делятся на категории. Лучшими считаются 4-палубные. На новых теплоходах есть фитобары, тренажерные залы, мини-бассейны. Некоторые компании предусматривают остановки на день-два и организуют велопоходы.

Туры выходного дня стоят от 7000 рублей. Тур на 7 дней Москва—Санкт-Петербург—Москва — от 17700 до 40000 рублей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру