Черное море скорби

В катастрофе лайнера виновата не только погода

Черное море, конечно, не Бермудский треугольник. Но среди прочих российских морей оно, увы, уверенно держит пальму первенства по числу воздушных трагедий, разыгравшихся над водой. Вспомним: в октябре 2000 года при заходе в аэропорт Батуми разбился военный “Ил-18”, спустя ровно год украинская ракета утопила пассажирский “Ту-154”. И вот вчера — новая беда. Близ Адлера разбился аэробус “А-320”, летевший из Еревана в Сочи. На его борту находилось 113 человек — 8 членов экипажа и пассажиры, среди которых — шестеро детей, один из них грудной. Все они погибли. Опросив экспертов, “МК” с определенной уверенностью может утверждать: одна только погода не могла погубить лайнер.

Самолет армянской авиакомпании “АрмАвиа” аэробус “А-320-211” (бортовой номер 32009) совершал рейс №967 Ереван—Сочи и уже подлетал к месту посадки. В это время в районе аэропорта города Адлера шел дождь. И диспетчеры предложили пилотам выбирать: либо вернуться в Ереван, либо совершить посадку в Грузии. По некоторым данным, пилот уже решил было возвращаться в Ереван, но из Сочи вроде бы поступил новый сигнал: “У нас проясняется”. Однако при подлете снова начался сильный ливень, и диспетчер отправил “А-320” на второй круг. С этого момента начался отсчет катастрофы.

2.15 Самолет пропал с радаров — как раз в тот момент, когда он заходил на посадку со стороны моря. Предположительно, угол падения самолета составил 60 градусов. О каких-то проблемах на борту самолета во время переговоров с диспетчером экипаж ни разу не упомянул.

4.05 Спасательный катер класса “Мангуст” обнаружил в акватории близ аэропорта Адлера, в 5,7 км от берега, место падения самолета.

5.30 Установлены личности погибших. Среди пассажиров — 63 мужчины и 36 женщин, шестеро детей. 27 — россияне, остальные — армяне.

На борту находилось несколько высокопоставленных армянских чиновников. Как рассказали “МК” в представительстве “АрмАвиа”, самолетом своей же компании решил воспользоваться заместитель генерального директора “АрмАвиа” Вячеслав Яралов. В Сочи он летел с супругой — на похороны тещи. В компании о погибшем начальнике отзываются очень хорошо:

— Это был опытный человек. Более 30 лет занимался авиаперевозками. До того как стал замгендиректора, работал начальником главного управления авиации Армении. Вячеслав не был пилотом, но о самолетах знал практически все и был на 100% уверен в авиапарке своей компании.

Этим же рейсом летел и бывший министр внутренних дел и национальной безопасности Армении Усик Арутюнян (эти два ведомства ненадолго были объединены в одно), а также сын бывшего главы КГБ республики Арам Петросян.

7.00 В спасательной операции по поднятию тел и обломков самолета участвуют 23 специализированных судна, в том числе 13 судов МЧС и спасательные вертолеты. Однако работе сильно мешает погода. Продолжается сильный ливень, видимость — не более 150—200 м. К тому же обломки самолета лежат на глубине 300—400 м. Водолазы же работают на глубине до 200 м.

7.30 Рано утром с подмосковного аэродрома “Раменское” в Адлер вылетел самолет “Ил-76” МЧС России со спасателями, среди которых семь водолазов-специалистов по глубоководному погружению. А из ереванского аэропорта “Звартноц” в Сочи вылетел первый самолет с родственниками жертв крушения, спасателями и членами правительственной комиссии по расследованию деталей трагедии, возглавляемой министром обороны Армении Сержем Саркисяном. К вылету готовится еще несколько чартерных рейсов с родственниками погибших.

12.00 Из Москвы вылетел еще один самолет МЧС, который доставил глубоководное оборудование. В поисках жертв авиакатастрофы участвуют 40 спасателей. В поисковой операции в Черном море участвуют два катера и один корабль пограничников. Ведут поиск жертв авиакатастрофы и сообщают координаты спасателям. Погодные условия не позволяют задействовать в поисковой операции пограничную авиацию.

13.00 Объявлено штормовое предупреждение о возможности усиления ветра до 20 метров в секунду. В связи с этим в районе поиска решено оставить только наиболее мощные суда — теплоходы “Дагомыс”, “Топаз”, ПС-146, 2 плавкрана, аварийно-спасательное судно “Ахилл”, с которого осуществляется руководство операцией, и 4 специализированных судна МЧС.

13.30 Извлечены 46 тел погибших, найдены хвостовая часть и шасси разбившегося самолета. Решением президентов Владимира Путина и Роберта Кочаряна в России и Армении 5 мая будет объявлен траур в связи с авиакатастрофой под Сочи. Главы государств выразили глубокие и искренние соболезнования родным и близким погибших граждан России и Армении.

14.00 Из Москвы вылетел новый самолет-амфибия “БE-200”. Этот cамолет способен садиться и взлетать на воде. Если погодные условия будут позволять, он также проведет разведку зоны. На него спасатели очень рассчитывают.

Как рассказал “МК” руководитель пресс-службы МЧС России Виктор Бельцов, использование спасателей-глубоководников во многом зависит сейчас от погодных условий. Это будет решать на месте руководитель спасательной операции. Большинство специалистов имеет огромный опыт работы при крушении самолетов на акваториях. В ближайшее время поиск крупных фрагментов самолета будет вести глубоководная техника: телеуправляемый робот РТМ, принадлежащий “Южморгеологии”, а также аппараты “Гном” и гидролокатор бокового обзора “Катран”.

Погибшие пассажиры были застрахованы в армянской страховой компании “Гранд”, и их родственники получат страховое возмещение в размере $20 тысяч. Самолет также был застрахован, однако сумма возмещения будет определена после экспертной оценки. Страховая компания “Гранд” и авиакомпания “АрмАвиа” принадлежат крупному армянскому предпринимателю Михаилу Багдасарову.

Как сообщили “МК” в пресс-службе “АрмАвиа”, лайнером управлял опытный экипаж — командир борта Григорий Григорян и второй пилот Арман Давтян.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

КАТАСТРОФЫ “А-320”

14 февраля 1990 г.: “А-320-231” при посадке в Индии. Экипаж применил режим свободного снижения вместо режима управления вертикальной скоростью и потерял “чувство машины”. На малой высоте выровнять самолет не удалось. Погибли 92 человека.

20 января 1992 г.: “А-320-111” при посадке во Франции. Экипаж не заметил, что неверно установлена система режима полета. Это привело к быстрому снижению. Погибли 87 человек.

14 сентября 1993 г.: “А-320-211” при посадке в Польше. Компьютер не отреагировал на легкое касание полосы при посадке и не включил реверс и спойлеры. Самолет не затормозил и вышел за полосу, где разрушился. Погибли два человека.

23 августа 2000 г.: “А-320-212” при посадке в Бахрейне. При попытке уйти на второй круг машина упала в море. Вероятный отказ автоматики. Погибли 143 человека.

ВЕРСИИ ПАДЕНИЯ

Если не погода, то что погубило “А-320”? С этим вопросом “МК” обратился к авиационным экспертам.

1. Несинхронный выпуск закрылков, который привел к непроизвольному переворачиванию самолета. Кроме того, могла не сработать и аварийная сигнализация. Этим часто страдает именно западная авиатехника. Дело в том, что закрылки выпускаются не сразу, а постепенно, и если бы сигнализация сработала как положено, летчики успели бы среагировать .

2. При сильном смерче мог произойти одновременный помпаж обоих двигателей — когда возникают вихревые потоки, которые закрывают компрессор и не дают через него проходить воздуху к двигателю. В результате горение топлива останавливается или, наоборот, идет такими темпами, что лопатки двигателей ломаются. На “А-320” стоит два двигателя. Они, как утверждают специалисты, более экономичные по топливу, но менее безопасные, чем двигатели на наших четырехмоторных “Илах”, у которых длина воздухозаборника (место, где готовится воздух для входа в компрессор) достаточно большая. У “А-320” двигатели “короткие”, что в условиях катаклизмов быстрее приводит к помпажу.

3. На “А-320” стоит самолетно-дистанционное управление — СДУ. Это фактически компьютер, который оптимизирует полет, делая его более экономичным по топливу и проч. Почти все летчики относятся к СДУ очень настороженно, так, при возникновении агрессивной электромагнитной среды — грозы, например, — защитить СДУ очень трудно. Если СДУ “выбивает”, то летчики на некоторое время фактически превращаются в пассажиров.

4. Экипаж не справился с управлением при посадке самолета. Причиной могла стать плохая видимость в районе аэропорта.

5. Теракт. Прокуратура категорически исключила возможность взрыва на самолете. К тому же есть свидетели падения, которые утверждают, что никаких вспышек от взрыва не видели. Кроме того, в этом случае загорелось бы горючее. Но и этого не произошло. Именно по масляному пятну на воде и всплывшим спасжилетам спасатели и нашли место падения.

Летчик-испытатель Александр АКИМЕНКОВ не раз летал над Черным морем, сажал машину в аэропорту Адлера, в том числе в сложных условиях. Вот что он рассказал.

— Нижняя кромка облачности, разрешающая посадку в условиях аэродрома “Адлер”, должна составлять 170 метров. В тот момент она была 100 метров, поэтому “А-320” и не разрешили посадку. Экипаж пошел на второй круг, но за это время командир принял решение садиться в аэропорту “Адлер” — по “фактической погоде”. На это он имел право. Его личный “минимум”, при котором он имел право сажать машину в этих условиях, был 60 метров.

За 6 км до полосы — там, где обнаружено маслянистое пятно, — высота самолета на глиссаде снижения должна была быть 300 метров. Но здесь самолет уже столкнулся с поверхностью воды. То есть произошло что-то, выходящее за рамки нормального полета.

Картина трагедии очень напоминает неточные действия экипажа в условиях так называемого сдвига ветра — когда самолет оказывается на прибрежной кромке — между сухопутной и морской воздушной массой. Особенно это опасно в условиях плохой погоды. Именно в Адлере я как-то попал в похожую ситуацию на “Ту-134”.

Мы тогда тоже заходили на посадку. Метеоаппаратура предупредила: есть “сдвиг ветра”. Посадочная скорость была 270—280 км в час. Это много, тем более что в Адлере — короткая полоса: тормозить трудно, особенно в дождь. Но как только мы пролетели дальний привод и самолет резко вошел в другую воздушную массу, скорость неожиданно упала до 240 км в час — это и называют сдвигом ветра. Земля рядом, а самолет вдруг стал неуправляемым: начал крениться и падать. Лишь решительными действиями тогда нам удалось вывести его в нормальный режим полета. Очень возможно, что аналогичная ситуация произошла и на “А-320”. Однако не следует забывать, что в момент катастрофы самолет управлялся автопилотом. Поэтому винить только летчиков в случившемся нельзя.

Сейчас ИКАО приняло решение устанавливать на борту самолетов аппаратуру по определению “сдвига ветра”. Это последний писк авиационной моды. Но пока эта аппаратура не слишком эффективна. И к ней относятся с недоверием. Определить скорости и разнородность различных воздушных масс очень сложно. Думаю, что на разбившемся самолете такой аппаратуры не было. Вряд ли Армения могла себе позволить купить самолет с такими прибамбасами.

ЧТО ЗА САМОЛЕТ РАЗБИЛСЯ?

Самолет “Аэробус-320” — западноевропейский среднемагистральный лайнер. Длина — 35,57 м, размах крыла — 34,1 м, максимальная взлетная масса — 77 т, скорость — 940 км/ч, дальность полета — 5675 км, посадочных мест — от 150 до 179 в зависимости от модели. Специалисты считают, что он современнее и экономичнее “Боинга”. Поэтому его активно используют в разных странах, в том числе и в России. У нас им заменяют устаревшие “Ту-154”.

Начальник главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян сказал, что самолет “А-320” был произведен в 1995 году и поступил на вооружение компании “АрмАвиа” на лизинговой основе в 2004 году.

По словам замдиректора “АрмАвиа” Андрея Агаджанова, разбившийся аэробус был в идеальном техническом состоянии.

ВОПРОС ДНЯ

Мог ли самолет разбиться, угодив в смерч? За комментариями “МК” обратился к начальнику лаборатории обобщенных прогнозов и информации Гидрометцентра России Марку Найшуллеру:

— Заявления о том, что самолет попал в смерч, — беспочвенны. Смерчи в это время года, а тем более ночью, в Сочи практически не возникают. Они зарождаются летом в послеполуденные часы при грозовой облачности (ее еще называют облачностью вертикального развития), когда высота верхней границы облаков более 8 тысяч метров. Когда произошла авиакатастрофа, эта граница была ниже, да и облачность была слоисто-кучевая, а ветер — слабый. Тем не менее те погодные условия, при которых совершал посадку “А-320”, мы называем неблагоприятными, потому что шел сильный дождь. Пилотам приходилось управлять самолетом при видимости около 1,5 километра, хотя для воздушных судов такого класса это нормальный режим.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру