Триста истощенных мужчин

Столько статистов требуется для съемок в фильме про ГУЛАГ

6 мая 2006 в 00:00, просмотров: 185

Под поселком Кировском в мурманских Хибинах три месяца строили лагерные бараки. Потом поставили охранную вышку, привезли колючую проволоку… Местные жители замерли в ожидании. Ждали вагонов с зэками, охраной и собаками. Но вместо этого по домам стали ходить “московские люди” и интересоваться: не желают ли кировчане чуток подзаработать. Делов-то — изобразить колымских заключенных. “Да-да, — пояснили жителям Мурманской области, — у вас тут теперь будет Колыма”. И правда, будет. Но недолго — пока снимается фильм режиссера Николая Досталя под названием “Завещание Ленина” по рассказам Варлама Шаламова. Корреспондент “МК-Заполярья” побывала на съемочной площадке.

Перед въездом в лагерные ворота красуется советская звезда и висит надпись: “Труд есть дело славы, дело доблести и геройства. И.В.Сталин”, за колючей проволокой — почерневшие бараки. Пахнут свежеструганым деревом, а выглядят — будто им лет по сто. Заглядываю в один из них и столбенею. На нарах куча людей с изможденными лицами — массовка в гриме. Снимается сцена, в которой один из зэков созывает всех на построение, для чего старательно бьет палкой по подвешенному куску рельса. Железный гул надолго остается в ушах. “Зэк” настолько увлекается процессом, что продолжает бить в рельс, даже тогда, когда все уже отснято…

Сотрудники киноэкспедиции рассказывают, что в первые дни возникли трудности с набором участников для массовок. На роль измученных заключенных требуется до трехсот худощавых мужчин в возрасте от 25 до 65 лет. Однако народ почему-то не спешит в массовку. То ли в городе нет столько худых мужчин, то ли перспектива проводить целые дни в холоде на открытом воздухе пугает. А студенты для этого дела не допускаются, поскольку лагерная жизнь не для малолеток. В основном к съемкам привлекаются безработные горожане и пенсионеры. Кто-то из них хочет немного заработать, кому-то просто интересно, но есть и те, кто стремится на съемки по велению сердца, чтобы прочувствовать то, что когда-то испытывали их отцы и деды, сосланные в Хибинские лагеря.

В Кировске планируется отснять самый мрачный период — всю лагерную жизнь Шаламова — с 37-го по 52-й год, здесь пройдут зимние, весенние и летние съемки. Под Мурманском, в бухте Полярный, отснимут прибытие Шаламова в Магадан, в бухту Нагаева. Помимо Кольского полуострова фильм будет сниматься в Вологде, где родился писатель, Великом Устюге, где его дед и прадед служили православными священниками, и в Москве. В общей сложности съемки продлятся около пяти месяцев.

Первая массовая сцена была сверхэкстремальной. По сценарию, надсмотрщики занимались своим любимым развлечением — спускали с горы заключенных. Того, кто оказывался в этом испытании последним, скидывали со скалы. В этой сцене участвовали 50 человек. Они могли почувствовать себя настоящими каскадерами, поскольку им пришлось катиться кубарем с горы. Некоторые получили царапины и ссадины. У подножия склона на всякий случай дежурил врач. Участники массовки говорят, что настолько вошли в свою роль, что в какой-то момент у них возникло желание сбежать из лагеря, они даже тропы для этого стали выискивать.

Кстати, в картине не задействованы известные актеры. По словам Николая Досталя, на главную роль был приглашен актер с “незамыленным лицом”, иначе говоря, не примелькавшийся зрителю участием в различных телесериалах. Для режиссера было важно избежать образа медийного артиста, за которым тянется шлейф сериального мента, бандита или героя-любовника. В итоге на роль Варлама Шаламова был утвержден артист Владимир Капустин, мало известный широкой аудитории. Это его первая большая серьезная работа в кино. Но не первая — с Николаем Досталем. Капустин снимался в маленькой роли в его знаменитой картине “Штрафбат” и играл в фильме “Коля-перекати-поле”.

— В российской истории есть немало печальных страниц, о которых мы должны помнить и знать, — говорит Николай Досталь, по ходу делая последние приготовления перед съемкой. — Фильм “Завещание Ленина” повествует главным образом о личности Шаламова, о его стойком характере. Он столько выдержал и претерпел в своей жизни, но остался несломленным, никого не предал и не продал. Несмотря на то что Шаламов верил в Бога, он не относил себя к религиозным людям, поскольку считал, что сначала должен отомстить и только потом сможет прощать. Он понимал, что должен рассказать обществу о подлецах и убийцах, которые окружали его в лагерях.




    Партнеры