Хождение по мухам

Кто выиграет от “укрощения Буша”

Когда недавно Путин предложил отделить мух от котлет, он имел в виду российско-белорусские отношения. Но сделать нечто подобное стоит и на другом “фронте”. Ведь отношения между Россией и Западом сейчас напоминают огромный кусок прогорклого фарша, густо перемешанного с огромными мухами. И виноваты в этом все: и российская оппозиция, и Запад, и, разумеется, наша власть.

Десять с лишним лет тому назад тогдашний шеф МИДа Андрей Козырев обожал спрашивать у своих иностранных коллег: “Скажите, а в чем заключаются российские национальные интересы?” У нынешних деятелей оппозиции схожие проблемы. После речи Чейни “духовный отец” многих наших “борцов с режимом” Леонид Невзлин ничтоже сумняшеся заявил: “У России есть единственный шанс остаться великой державой — стать полноценным партнером США, принять американскую систему ценностей”. Недавний кремлевский чиновник Андрей Илларионов пошел еще дальше. Экс-советник ВВП пользуется каждой возможностью, чтобы призвать к исключению России из “Большой восьмерки”.

Подобным деятелям стоит вспомнить, что цари, генсеки и президенты приходят и уходят, а страна в каком-то виде остается. Внутриполитическая борьба за власть может быть сколь угодно жестокой. Но когда в ходе этого процесса удар наносится по объективным интересам страны, это уже не внутриполитическая борьба, а нечто другое.

Что до Запада, то в Вашингтоне и европейских столицах откровенно пытаются использовать российские внутриполитические проблемы, чтобы выбить у Кремля максимум внешнеполитических уступок. Например, перед тем как устроить плач по “поруганной российской демократии”, тот же Дик Чейни яростно боролся против закона о запрете пыток в иностранных тюрьмах ЦРУ.

Конечно, наряду с откровенным лицемерием на Западе есть и искренняя озабоченность по поводу “закручивания гаек” в России. Но в США и Европе забывают о том, что настоящую демократию невозможно построить за один день или даже за 15 лет. России предъявляются завышенные требования.

Но основная доля ответственности за обострение отношений с Западом все равно лежит на российской власти. Все шесть с лишним лет путинского президентства в Кремле твердят о “прагматизме” во внешней политике. А затем последовательно строят эту самую политику почти исключительно на эмоциях. В 2001 году Москва бездумно бросилась в объятия Вашингтона и в одностороннем порядке сделала янки целый ряд уступок. Сегодня Кремль так же бездумно балансирует на грани конфронтации с Западом.

Например, абсолютно непонятно рвение, с которым Москва пытается защитить режим иранских мулл от международных санкций. Конечно, Вашингтону нельзя давать полную волю. Он вполне способен пойти на какие-то непросчитанные шаги и сделать иранскую проблему еще более болезненной. Но национальные интересы России вовсе не совпадают с интересами иранских аятолл. Наоборот, если эти деятели получат в свое распоряжение атомное оружие, нам от этого точно лучше не будет.

В своей речи в среду Путин попытался противопоставить Америку и Евросоюз. Накануне иракской войны, три года тому назад, игра на противоречиях между ЕС и США была в принципе возможной. Но сейчас это уже дело прошлого. Например, британский премьер Тони Блэр в угоду Бушу только что поменял своего министра иностранных дел. Джек Стро дружил с Кондолизой Райс, но имел неосторожность несколько раз категорически исключить возможность войны с Ираном. В результате его понизили, а новый шеф британского МИДа Маргарет Беккет фактически перечеркнула заявления своего предшественника. Новый канцлер Германии Ангела Меркель и даже француз Жак Ширак сейчас тоже ориентированы на Америку. И вообще по отношению к России в большинстве европейских столиц настроены даже более критически, чем в Вашингтоне.

Надеяться на стратегическое партнерство с Китаем не приходится. Поднебесная империя — это самодостаточная держава, которая ни с кем не вступает в союзнические отношения. Китайцы будут лишь играть на противоречиях между Москвой и Западом и извлекать из этого свою выгоду. Короче, мы загоняем себя в состояние самоизоляции.

Стремление Кремля затормозить стремительное падение своего влияния в бывшем СССР вполне логично. Но избранная Москвой политика “большой дубинки” откровенно не работает. Например, чем хуже становятся российско-грузинские отношения, тем крепче позиции Саакашвили внутри страны. Наличие внешнего врага обычно приводит к сплочению нации. А коллапса грузинской экономики из-за нашего бойкота боржоми не будет. В крайнем случае Вашингтон бросит своему “вассалу Мише” какой-нибудь финансовый “спасательный круг”.

Одним словом, обитателям Кремля, возможно, стоит остановиться и оглянуться. Дальнейшее повышение ставок во внешнеполитической игре выгодно только одной категории россиян: тем силам власти, что стремятся превратить нашу страну во второе издание Белоруссии. Вряд ли это хочется самому ВВП. Вместо драки лучше заняться неприятной кулинарной операцией и все же попытаться отделить мух от котлет.


Михаил РОСТОВСКИЙ

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Вчера Тамбовская областная дума официально обратилась в Администрацию Президента РФ с просьбой разъяснить слова В.В.Путина, содержащиеся в Послании Федеральному собранию РФ: “Товарищ волк знает, кого кушать”.


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Директор Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН:

— Я бы не стал говорить, что мы принципиально с кем-то начинаем конкурировать в военной мощи. Мы лишь поднимаемся на должный уровень. И Путин, кстати, объяснил, что в современных условиях мы не можем себе позволить увеличивать Вооруженные силы — нам нужна компактная, а значит, более подготовленная армия.

Сейчас ни одна страна в мире не заинтересована в том, чтобы угрожать нам, потому что никто не готов к нашему ответу. Но мы должны думать о том, что будет через 10—15 лет. Мы обязаны совершенствовать ядерную триаду, поскольку это основная гарантия суверенитета страны.

По поводу того, что военный бюджет США в 25 раз превышает наш: я считаю, что несколько некорректно “конвертировать валюту” таким образом. До сегодняшнего дня наш российский солдат питался в день на 56 рублей, а американский солдат не сможет прокормиться на 2 доллара. Но уровень финансирования Вооруженных сил будет расти вместе с ростом уровня ВВП. В плане финансирования оборонки я бы не стал драматизировать ситуацию. Уровень бюджета нашей армии сопоставим с цифрами бюджетов Франции и Великобритании. Кстати, в рамках увеличения финансирования будет более серьезно комплектоваться сержантский и младший офицерский состав, только непонятно, почему с 2009 года. Давно пора было! Ведь основная проблема нашей армии — дедовщина — происходит из-за того, что у нас нет нормального среднего офицерского звена...


Михаил РОМАНОВ

Элина КИРИЧЕНКО, руководитель центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН.

— Не думаю, что “холодная война” повторится в современных условиях, когда обе страны сталкиваются с одинаковыми рисками, с одинаковыми вызовами. Россия должна понимать, что США играют очень большую роль в мировых процессах. И США вряд ли пойдут на полную изоляцию России: какими бы сильными они ни были, американцы тоже нуждаются в сотрудничестве с нашей страной.

В свое время Советский Союз попался на крючок гонки вооружений — и не выдержал ее. И России не надо на этот крючок попадаться. США, начав гонку вооружений, отлично понимают важность первенства не столько в количестве вооружения, сколько в научно-техническом отношении. Поэтому администрация США затыкает дыры в области образования, огромные суммы тратятся на науку. Буш запросил в новый бюджет $137 млрд. только на науку. Это сама по себе большая сумма, но надо учитывать, что еще около 200 млрд. на науку в США тратят корпорации. Конечно, России нельзя забывать об армии, но наша страна не потянет такие суммы, какие тратит на оборону США. При этом России нельзя забывать о будущем. Научно-техническое лидерство — лидерство во всех отраслях.

К российско-американским отношениям стоит подходить более взвешенно. Не делать резких политических жестов — хотя в переговорах с США необходима жесткость: любая мягкотелость воспринимается как слабость. Но нужна жесткость в отстаивании своих интересов. Это, кстати, неплохо получается у китайцев. Также нельзя обрывать каналы контактов: и по линии “восьмерки” (несмотря на призывы некоторых американских деятелей, думаю, что саммит G8 пройдет успешно), и по линии глобального партнерства.


Андрей ЯШЛАВСКИЙ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру