Путешествие из Москвы в Петербург

Кому оно на пользу?

Столичные функции — не привилегия и способ получения доходов, а большая ответственность и где-то даже судьба. Стоит ли Москве бить тревогу из-за частичного переноса крупного бизнеса и некоторых государственных структур в Северную Пальмиру?


Законопроект о переводе Конституционного суда из столицы в город на Неве прошел первое чтение в Госдуме. Дата рассмотрения закона во втором чтении, а также сроки переезда суда в Петербург пока неизвестны, но под сомнение эту идею ставят довольно многие, включая самого председателя КС Валерия Зорькина. Его главный аргумент заключается в том, что суд, получив новую прописку, потеряет квалифицированные кадры, так как уехать из Москвы согласятся далеко не все.

Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин считает перевод КС и вовсе незаконным. “Это — пустая и вредная затея”, — заявил он не так давно. По его словам, перемещение КС неконституционно, поскольку “в Основном законе страны все столичные функции записаны за Москвой”.

В прошлом году в Санкт-Петербурге зарегистрировались дочерние компании “Роснефти” и “Транснефти”, а Внешторгбанк перевел туда головной офис. В СМИ идет обсуждение того, что вскоре вслед за служителями Фемиды туда могут переехать штаб-квартиры таких крупных корпораций, как “Газпром”, “Сибнефть”, Внешторгбанк, “Транснефтепродукт”, “Трансаэро”... В Госдуме время от времени поднимаются вопросы об изменении статуса Санкт-Петербурга для того, чтобы перевести в этот город Центральный банк России, Счетную палату, Центризбирком и некоторые другие органы федеральной власти. А сама губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко раздает интервью, в которых не исключает возможности перевода в Санкт-Петербург Российской академии художеств и Российской академии наук.

Что стоит за всеми этими событиями, насколько целесообразно переносить столичные атрибуты на другую почву и стоит ли жителям Петербурга радоваться переменам, а москвичам заламывать руки в ужасе от скорого “банкротства”.

Мифотворчество

Широко распространено мнение, что залог столичного благополучия кроется в том, что из-за сосредоточения здесь всех властных структур и крупнейших сырьевых корпораций она живет за счет остальной России. Это не совсем верно. Если вооружиться точными данными, то выяснится, что вся так называемая нефтянка дает городу примерно 20% доходов. Это, конечно, немалая часть бюджета, но и определяющей ее не назовешь.

Основную часть доходов Москве приносит малый бизнес. В городе зарегистрировано 230 тысяч небольших предприятий. У Москвы очень высокая кредитоспособность, она единственный субъект среди российских регионов, который имеет инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих мировых рейтинговых агентств, равный рейтингу РФ. Все это дает твердую уверенность отечественным и иностранным инвесторам, что вкладывать средства в экономику столицы надежно и выгодно.

Даже в случае падения мировых цен на нефть негативные последствия для Москвы будут гораздо менее значительны, чем для страны в целом, поскольку экономика столицы во многом основана на секторе услуг, которые предоставляют как раз малые предприниматели. Еще одним существенным источником дохода после долгого перерыва стали промышленные предприятия. Здесь находятся гиганты российской металлургической, автомобильной, текстильной индустрии, нефтеперегонный, химический, электромеханический заводы, предприятия космических и оборонных технологий. Темп роста столичной промышленности сегодня составляет 120%.

Белокаменная никогда, за исключением, быть может, периода развитого социализма, не жила за счет России. Москва отличалась почти мистическим притяжением для всего пассионарного населения России. В столице всегда интенсивнее, чем в других городах, развивались все области человеческого знания. Известно, например, что в сфере высоких технологий средняя занятость молодых людей приближается к 60—70 часам в неделю. Это часто выходит за разумные рамки, противоречит трудовому законодательству, но этот ритм диктует сам город, и именно продвинутая молодежь держит на себе сектор экономики, связанной с информатизацией. Москва не жирует, а трудится, просто делает она это более интенсивно, чем другие города. Власти сегодня часто обращаются к идее создания российской “силиконовой долины”, но де-факто она уже существует, и лучшие айтишники (так называют тех, кто занят в этом бизнесе) уже давно облюбовали столицу в качестве места для жизни и работы. Москва лидирует по объему продаж через Интернет, и 90—95% дорогих товаров покупают в Сети исключительно москвичи. При этом Москва является центром дистрибуции и в девяти случаях из десяти становится точкой появления товара на российском рынке.

“У нас настолько устойчивый бюджет, что даже потеря “Газпрома” не сможет его ослабить”, — считает депутат Мосгордумы Александр Крутов. “Бизнес спокойно может переезжать в Питер, — убежден он. — Москва все равно не пропадет”.

Они к нам переедут, и тогда дело пойдет на лад?

Далеко не всегда столичным функциям сопутствует успешность города как экономического субъекта. Платежеспособность Берлина, например, в угрожающем состоянии: по последним данным, его долг приближается к 80 миллиардам евро. Долг Амстердама превышает его годовой бюджетный доход, а столица США Вашингтон, где сосредоточены все государственные учреждения, сегодня является городом-банкротом, несмотря на столичный статус и все попытки его финансово реанимировать.

Москва ярко выделяется на этом фоне — это гигантский субъект экономической деятельности. Ее валовой продукт превышает 3 триллиона рублей и крупнее ВВП многих стран Восточной Европы, таких, как Венгрия, Чехия и др. Таким образом, Москва находится впереди не только других российских регионов, но даже многих стран с развивающейся экономикой. И объяснить это только лишь статусом столицы и тем, что здесь находятся главные офисы сырьевых гигантов, невозможно. Столичный статус — это не медаль или привилегия, а почетная, но довольно затратная миссия. Так, расходы на содержание Кремля и госаппарата лишь отчасти компенсируются из федерального бюджета, а после ликвидации регионального Дорожного фонда Минфин отказался адекватно компенсировать городу эти потери.

Международное рейтинговое агентство “Standard&Poor’s” считает, что успех Москвы кроется еще и в наличии многоотраслевой экономики города. Постоянно отмечается улучшение исполнения городского бюджета, а также снижение долговой нагрузки. Указанные достижения не возникают сами собой или как побочный эффект столичного статуса. Это результат кропотливой системной работы городской власти по развитию экономики столицы, оптимизации финансовой системы и бюджета, поддержанию оптимального соотношения государственных инвестиций в развитие городской инфраструктуры.

В кого полетят щепки?

Неизвестно, насколько идея “экономической капельницы” сможет помочь решить финансовые проблемы Петербурга, но и бескровным перенос бизнеса и “кусочков” власти в город на Неве точно не будет. Переманивание крупных налогоплательщиков не ударит по Москве, которая имеет другие статьи доходов, но коснется других регионов. В 2006 году в Питер переедут “Совкомфлот” и “Транснефтепродукт”. После покупки “Газпромом” “Сибнефти” последняя тоже будет зарегистрирована в Петербурге, заявила губернатор Валентина Матвиенко.

Тогда Омская область, по словам ее вице-губернатора Натальи Фроловой, потеряет половину доходов. Зато поступления в бюджет Петербурга вырастут примерно на 20%, причем примерно треть прироста обеспечат прописавшиеся в городе компании (без учета “Сибнефти”). Серьезные проблемы испытывают уже Астраханская и Оренбургская области, не получающие доходов от “дочек” “Газпрома”. Государство не должно бегать за крупными налогоплательщиками и решать, где им платить налоги.

Что касается переноса органов власти, то если идею о переезде КС президент Путин с оговорками поддержал, то в целом такой способ проведения политики децентрализации он счел нецелесообразным из-за цены вопроса. “У нас много других дел, на которые мы могли бы израсходовать деньги, которые пойдут на решение организационных вопросов с переездом каких бы то ни было центральных органов власти из Москвы”, — сказал он.

Интересно будет услышать и мнение Минфина, который должен будет не только выразить свое отношение, но и представить депутатам и налогоплательщикам расчеты и документы, оценивающие стоимость такого переезда и дополнительного финансирования на командировочные расходы всех органов государственной власти.

Рецепт успеха

Ушло то время, когда Москву по качеству жизни и возможностям, которые она предоставляет, сравнивали с Санкт-Петербургом. Сейчас если ее и ставят с кем-то рядом, то с другими мировыми столицами.

В свое время, когда еще кандидат в губернаторы Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступила с предвыборным планом действий, многие принялись искать ее аналогии с московской программой. И действительно, питерцам были обещаны: социальная направленность бюджета, реформа ЖКХ, строительство муниципального жилья и снос пятиэтажек... Найдите, как говорится, шесть отличий. Для москвичей все это уже вчерашний день. Третье транспортное кольцо полностью замкнулось, московские надбавки к пенсиям увеличиваются несколько раз в год, недавно была снесена последняя пятиэтажка, а система аренды недвижимости работает со стопроцентной отдачей в городской бюджет.

В свое время никто не заставлял крупные компании выбирать Москву в качестве своего “дома”. Бизнес сам выбрал столицу. Любое искусственное решение здесь выглядит довольно абсурдно, как когда-то воспринимались попытки сажать кукурузу в северных областях. Как только Санкт-Петербург или любой другой регион сможет создать благоприятные для деловой активности условия, бизнес потянется туда сам.

Москве в любом случае опасаться нечего. Даже если вдруг сейчас изменится Конституция и столица снова вернется на берега Финского залива, то Белокаменная не потеряет своей притягательности. Ведь даже в те времена, когда столицей был город на Неве, Москва оставалась главным рынком страны, концентратором смелых идей и предприимчивых людей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру