Балаган был плох, балаганщик — бог!

Половина российских театров работает без худруков

16 мая 2006 в 00:00, просмотров: 179

Театр “Новая опера”. Здесь вчера и сегодня проходит Второй всероссийский театральный форум. Н-да, первый-то был 109 лет тому назад — в 1897-м под председательством г-на Потехина. Читаешь репринт: а проблемы-то все те же! Если не сказать хуже. Только вот годом позже, в 1898-м, в Москве открылся театр, который мы нынче знаем под именем МХТ. А что станет “счастливым следствием” форума-2006?

Первым взял слово председатель СТД г-н Калягин. Излишне дипломатичным здесь быть ни к чему: в зале все свои.

— Театр находится в трагическом состоянии.

Само время поставило свой страшный выбор: “с головой” уйти в “сферу обслуживания”, в “досуговое развлекалово” через самостоятельный заработок на низкопробной эстрадщине и уж тогда навсегда забыть о какой бы то ни было духовной миссии… или?

— Нет, это путь тупиковый! — восклицает Калягин. — Но что в этом смысле делает для театра государство? В последнем послании президента слово “культура” не было упомянуто ни разу! Вот и получилось, что не кто-нибудь, а именно мы сами, то есть СТД, вступили в схватку с властью!

Так что же ждет театр завтра? Затем и собрали форум. Сегодняшнее давление со стороны финансовых органов стало уже невыносимым. Невозможно уже без тысячи и одного “соизволения” свыше потратить своими руками заработанные деньги. В госдумовских коридорах беспросветно вязнет закон об автономных учреждениях.

— И как ни печально признать, — подытоживает Калягин, — финансовый прессинг оказался куда хуже прессинга идеологического! Законы принимаются без участия профессионалов от театра, к тому же минуя экспертов Минкульта.

Министр Соколов, выступивший позднее, признал, что на знаменитом 94-м законе о конкурсном заказе “нет визы Минкульта, он прошел мимо нас; и теперь нам приходится догонять, посылая инициатору закона — МЭРТу — свои поправки и предложения”. МЭРТ их получает, но... не принимает, резюмируя, что дело еще больше запутается. Калягин:

— Есть неумолимая статистика: на все гостеатры страны требуется 48000 артистов. По факту мы имеем лишь 25000. Читаю одну провинциальную газету: труппа областного театра состоит из 5 актеров и 25 актрис. Разве у них возможен полноценный репертуар?

А в итоге все это “кушает” зритель. Одна из главных проблем региональных театров — неровная финансовая поддержка. Советник президента г-н Лаптев:

— Не может наша отрасль зависеть от симпатий и антипатий глав регионов! (В зале впервые раздались аплодисменты посреди речи.)

То же подчеркнул и Соколов, сказав, что нужны более четкие инструменты финансирования.

Но ко всем бедам, идущим “свыше”, прибавилась “дезориентация” и самого театра, и театрального начальства. С одной стороны, Калягин прав, говоря, что в половине российских театров вообще нет худруков. А с другой — его же высказывание о том, что самые посещаемые спектакли “№13” (МХТ) и “Самый женатый таксист” (Сатира) не что иное, как балаган, говорит об определенной профессиональной зависти. Бьемся об заклад — если бы в театре г-на Калягина такая высокохудожественная веселуха (особенно “№13”) собирала аншлаг, он вряд ли бы позволил себе такой оскорбительный пассаж в адрес уважаемых театров. И не пускался бы в очень советские рассуждения о “нравственности учреждения”, то есть театра, “утрачивающего чувство стыда”.

Полноте, господа, за этим ли вы собрались на форум? И нужен ли он в таком случае?




Партнеры