Дикий Дон

В России стартовал сезон аквабайков

18 мая 2006 в 00:00, просмотров: 223

Признаться, раньше я воспринимала аквабайки не иначе как опасное и шумное плавсредство с вечным шлейфом выхлопных газов. И ассоциировала его только с пляжными пижонами, которые без зазрения совести гоняют между купальщиками, хотя все море для них открыто. То ли дело спортивные гонки. Настоящий экстрим с множеством зрелищных дисциплин: кольцевые гонки, слалом, фристайл... Причем наша Федерация водно-моторного спорта составила насыщенный календарь соревнований на весь год: ближайшие пройдут в Москве — 3 и 4 июня 2-й этап Кубка России, а 21—23 июня любительский чемпионат страны на гребном канале в Крылатском.

Никогда не думала, что это может быть так красиво! Речная акватория вспенивается. От запаха бензина нервишки штормит. На каждом повороте пилоты водных мотоциклов мастерски уходят от столкновений. Но случается, что падают — и гонка заканчивается, едва начавшись. А для кого-то — за секунды до финиша. Не каждый выдержит 15 минут беспрерывного напряжения — когда мышцы и нервы не расслабляются ни на секунду, леденеют руки и брызги мощным потоком бьют в лицо…

Первый этап Кубка России-2006 по аквабайку проходил в Ростове-на-Дону. Организаторы надеялись, что начало мая будет жарким — градусов 25, как положено. Но градусов оказалось существенно меньше, и в сочетании с ветром сродни сводящему с ума мистралю — это было настоящее испытание для пилотов!

...Символично, что водные мотоциклы придумали те же японцы, которые до этого производили снегоходы. А для отечественного климата такое родство с зимним собратом весьма кстати: в заснеженную половину года наши водные пилоты тренируются на снегоходах. Причем иногда в такую холодину, что их потом растирают от обморожений, которые от огромной скорости еще сильней. Поэтому умные люди в холода не гоняются и другим не советуют.

Впрочем, продрогнуть до нитки вполне можно и на водном мотоцикле. Бывает, даже во время самых напряженных гонок по холодной воде леденеют руки, и никакая одежда не спасает. Однако спортсмены придумали выход: стали заливать в руль кипяток!

А в Ростове мы увидели кольцевые гонки и фристайл. Одновременный старт кольцевых гонок — редкое зрелище. Достаточно увидеть один раз — и будешь ждать новой гонки, как свидания с любимой девушкой. Допускается не больше 20 человек — в целях безопасности. Кольцевые гонки самые изматывающие: 15 минут беспрерывной езды плюс еще один круг, по результатам которого окончательно распределяются места. По регламенту положено три таких заезда, но в один день их никогда не проводят — слишком тяжело.

— Вы разве не видели, что у спортсменов после финиша ноги дрожат от усталости, даже у самых сильных, — заметил кто-то из судей.

Сразу стало ясно, что питерские гонщики во главе с олимпийским чемпионом Москвы-80 по велоспорту Владимиром Осокиным увезут домой львиную долю медалей, хотя с ними соперничали пилоты из 10 городов, даже из далекого Владивостока. Представьте себе: человек добирался до Ростова-на-Дону целых две недели, каким-то немыслимым образом транспортировал свой аквабайк, а в результате в первой же гонке перевернулся...

Впрочем, лидеров такая участь тоже не миновала. Михаил Быков сошел в первой гонке в классе Standart, Давид Джалагония упал во второй — в классе Skidivision, у Владимира Осокина, который выступает в престижном классе Runabout, во втором заезде был фальстарт. Но в итоге достойных конкурентов ни у кого из них все равно не оказалось. Двукратный чемпион России Давид Джалагония (кстати, единственный из этого списка не из Питера, а из Сочи) оказался лучшим еще и во фристайле. Надо было видеть, с какой гордостью он осматривал потом своего “боевого коня” с красивым словом “Давид” на руле.

— Почему только имя? — интересуюсь у молодого пилота.

— Потому что, на мой взгляд, этого достаточно.

Однако все остальное “золото” досталось питерцам: Михаил Быков достойно отыгрался за неудачную гонку и в итоге стал лучшим в своем классе. Его отец, Игорь Быков, выиграл первые в истории Кубка России гонки в любительском классе — это нововведение, и теперь в каждом этапе смогут участвовать все желающие, при условии, что раньше они никогда не заявлялись в официальных стартах. Причем занявшие первые пять мест автоматически получают право выступать потом в профессиональных классах.

А Владимир Осокин вообще ни малейших шансов соперникам не оставил, даром что ему 52 года, а средний возраст конкурентов — около 30.

Развязки этих гонок ждали до последнего. И не только люди. Были еще два крошечных четвероногих болельщика: щенок-такса в ярком спасательном жилете и дорогущая выстриженная собачка а-ля пуделек в обтягивающем зеленом комбинезоне с натуральным меховым воротничком. Хотелось водрузить эту парочку на какой-нибудь байк и сфотографировать, но, боюсь, хозяйки были бы против…

P.S. Кто же этот Лебердон?

Город Ростов-на-Дону полюбился нам еще заочно, как только сели в самолет. На одном из наших мест сидел странный человек и не собирался уходить: “Мне просто хочется тут посидеть, отдохнуть. Я домой лечу, понимаете?!” Почему нельзя было отдыхать на своем месте, непонятно, но, как оказалось, о доме и о Доне думал не только он. Едва приземлились на ростовской земле, как услышали позади радостный девичий голос:

— Алло, ну я вернулась! Так что насчет Лебердона? Я хотела бы прокатиться по ресторанам!

Верите, мы потом в течение всей командировки гадали, кто же такой этот Лебердон. Решили, что как минимум местный миллионер. Но в конце концов все-таки осторожненько поинтересовались у официантки в гостиничном кафе, и оказалось… Лебердон — тот самый “Левый, левый, левый берег Дона…”, о котором в песне поется. Просто сокращенно — Ле-бер-Дон…

Классы водных мотоциклов

Standart

Стандартный водный мотоцикл. Из разряда тех, что продаются в обычных специализированных магазинах. Причем “обычность” этой машины должна быть официально засвидетельствована арбитрами соревнований и документально подтверждена. Лишь в этом случае пилот может быть допущен к гонкам. Если же хоть одна деталь машины превышает по уровню этот класс, который считается самым примитивным, — пилот автоматически дисквалифицируется. Однако у него остается право заявиться в более сложном классе.

Skidivision

“Чисто стоячая” модель аквабайка. Первым прототипом ее был Jet Ski. И название не случайно: ощущение во время гонок, будто летишь на водных лыжах. Только поначалу на этой штуке совершенно невозможно было устоять. И производителям потребовалось несколько лет, чтобы довести модель до ума — сделать такой байк не только устойчивым, но и маневренным. И сегодня он вполне подходит не только для скоростных гонок, но и для фристайла, с навороченными прыжками и пируэтами.

Runabout

Покупка одной матчасти в этом классе обойдется в 12 тысяч долларов. И это при том, что в конечном итоге от нее останется одна коробка. Внутренности мотоцикла личный механик пилота собирает совершенно отдельно, и этот новый организм обычного с виду аквабайка обойдется еще в 12 тысяч у.е. Так что внешность такой машины бывает обманчива: с виду обычная иномарка, а в душе — “Феррари”.

Владимир Осокин: вся жизнь — это гонка

Удивительный человек — Владимир Осокин. Вместо того чтобы тихо почить на лаврах и позволить всем себя забыть, он 10 лет назад взял и как в омут с головой окунулся в аквабайк, который тогда только появился в России. Питерский спорткомитет, к счастью, активно его поддержал, в том числе материально. А между водным мотоциклом и земным велосипедом оказалось много общего. Во всяком случае, к одновременным стартам Осокину было не привыкать: в велоспорте он прошел эту жесткую школу от и до под чутким руководством знаменитого тренера Александра Кузнецова.

— В кольцевых гонках важно выиграть старт, и это почти гарантия победы, — заметил Владимир (места на старте распределяются по результатам квалификационного заезда). — Но главное в этом деле — тактика борьбы. Просто гоняться на скорость лично мне неинтересно.

Осокин всю жизнь на колесах. До сих пор. Он ни днем, ни ночью не расстается со своим аквабайком. Кочует по городам и странам в собственном трейлере — изнутри он как комната и одновременно кухня. Дизайнерски все так оформлено, что залюбуешься. Одна люстра в стиле хай-тек с маленькими лампочками чего стоит! Даже телевизор есть, будто родился на специальной полочке. Такое обиталище никому не захочется покидать.

— Я так привык к нему, и мне тут так хорошо, что часто я езжу совершенно один.

— А жена?

— Иногда беру ее с собой. Иногда механика. А так везти кого-то — головная боль.

— И не страшно вам в полнейшем одиночестве колесить по дорогам?

— У меня, слава богу, за много лет только одна криминальная ночь была. Зато какая! Случилось это под Лионом, когда ехал на чемпионат мира в Ниццу. Поставили трейлер на стоянку и спокойно заснул. Вдруг слышу — щелчок. Смотрю с верхней полки вниз, а там какой-то человек с моей кожаной курткой и часами — в общей сложности на 1000 долларов — уже на улицу убегает. Шмыг и укатил! Я полицию звать не стал, только сигнализацию включил и монтировку здоровую внизу поставил. Только заснул — опять дверь дергают! И какой-то пацаненок внутрь залезает. Его я тоже поймать не успел, но он хоть ничего не взял. Тут уж я намертво дверцы перевязал, так, что открыть вообще невозможно. Так что вы думаете? Опять начинают дергать, аж автобус закачался. И тогда уж я сам в окошко выглянул, а грабители прямо напротив остановились и нагло так глазеют — прямо в упор. Но, видно, у меня такое зверское выражение лица было, что они сразу посмотрели на номера. Видят — русские. И быстро смекнули, что сейчас их будут бить. Возможно, ногами… Через минуту — как растворились!

— Вы уже так давно в аквабайке — удается зарабатывать на жизнь?

— Что касается гонораров, то, к примеру, в США они очень приличные — призовой фонд некоторых соревнований до 200 тыс. долларов доходит. Там можно очень неплохо заработать. У нас пока, конечно, суммы не такие, все ведь только развивается, и для меня очень важно это начинание поддержать. Я вот и сейчас в холодную воду только из уважения к организаторам полез, а так неохота было, жуть… А то, что выиграл, — приятно, еще бы!

— А вам на морской или речной акватории гоняться интересней?

— Конечно, на морской, это же вообще другое дело. Иногда мы гоняемся, когда за волной стартового катера не видно. Но при этом на море безопасней, чем на реке. Потому что на волнах гонщиков после старта сразу разносит. И они, по крайней мере, не рискуют налететь друг на друга. На реке такая вероятность гораздо выше. Это даже не экстрим — настоящий стрём!




Партнеры