Нам грозит износилование

За капремонт ветхих домов жильцы заплатят из своего кармана?

18 мая 2006 в 00:00, просмотров: 509

Не за горами тот день, когда собственникам московских квартир придется оплачивать из своего кармана не только 100% коммунальных услуг, но и расходы по капремонту дома. В принципе новый Жилищный кодекс позволяет сделать это хоть сейчас, но столичные власти решили смилостивиться над горожанами и отсрочить “приятный” момент расплаты на три года.

Готовы ли москвичи к таким расходам? Эти вопросы обсудили на заседании Общественного совета по жилищному самоуправлению при Мосгордуме.

Сегодня 22% столичной жилплощади находится в неудовлетворительном состоянии, и каждый год ее становится больше на миллион квадратных метров. Средств, выделяемых правительством на капремонт, не хватает катастрофически. В бюджете 2006 года на него предусмотрено 16,5 млрд. руб., притом что необходимый минимум, определенный Жилинспекцией, — 20 млрд. Да и тратят бюджетные деньги не сказать чтобы эффективно. Предыдущая программа предусматривала на 2007 год ремонт без отселения в объеме 720,9 тыс. кв. метров, но в этом году в планах значатся почему-то лишь 234,7 тыс. кв. метров. Часто работы начинаются даже без проектов, а в некоторых домах капремонта не было по пятьдесят лет. И все же пока от капремонта домов Москва полностью не отказывается. Хотя и могла бы с легкой душой.

Согласно ЖК, ответственность за состояние жилого фонда теперь лежит на собственнике жилья. Так что если ваша квартира приватизирована, вам отвечать, если в доме зальют подвал или прохудится крыша. Решение о капитальном ремонте теперь должны принимать собственники помещений в доме. Все это будет касаться 80% москвичей, которые приватизировали свои квартиры. Однако и ежу понятно, что к новым расходам москвичи пока не готовы.

— Я пятнадцать лет возглавлял ЖСК в советские времена, и мы каждый месяц скидывались по 5 рублей с квартиры на капремонт. В год получалось около 7 тысяч рублей — хватало, например, на замену кровли, — рассказывает москвич Евгений Володин. — Это было незаметно, ненакладно и эффективно. Чтобы так же проводить ремонт сейчас, нужно, чтобы пенсия была не менее 18 тысяч рублей.

И хотя в ближайшие два-три года расходы по капремонту жилого фонда продолжит нести город, эксперты уже думают, как сделать переход на самофинансирование ремонта жителями безболезненным.

Например, в Институте экономики города советуют не мудрствуя лукаво перенять опыт прибалтийских стран и Польши. Это не предполагает полного отказа от бюджетных средств — на 1 казенный рубль, вложенный в ремонт, там приходится 4—5 рублей частников. Итак, товарищества собственников жилья (ТСЖ) могут взять кредит для проведения капремонта — но под гарантии властей (в случае столицы гарантом должно выступать московское правительство). То есть, если жители не смогут вернуть кредит, государство должно гарантировать его возврат — такова мировая практика. Кроме того, в упомянутых странах предусмотрены бюджетные гранты на ремонт. Если дом непригоден для жилья, бюджет должен софинансировать его ремонт наравне с жителями. И, наконец, самое важное — малообеспеченным категориям населения необходимо выдавать субсидии на капремонт. Ведь не может же, в самом деле, пенсионер вносить свою лепту в ремонт дома наравне с бизнесменами! А если ТСЖ примет решение о проведении в доме ремонта, от расходов собственники жилья отмазаться уже не смогут. Поэтому расходы пенсионеров, многодетных семей, матерей-одиночек и пр. должно оплачивать государство.

Однако для начала, говорит сотрудник Института экономики города Марина Шапиро, нужно определить, какой жилой фонд в столице нужно отнести просто к ветхому, а какой — к аварийному. Беда в том, что, несмотря на существующие нормативы, власти побаиваются признавать дома аварийными — а то ведь их нужно сразу отселять. К тому же ремонт аварийного фонда осуществляется в городе черепашьими шагами: степень выполнения некоторых программ составляет менее 20%. Другими словами, заявляя о намерении за два года довести до ума 1 млн кв. м площадей, в лучшем случае удается отремонтировать 200 тыс. кв. м.

…Впрочем, зарубежный опыт совершенно не вдохновил представителей столичных домоуправлений и муниципальных депутатов.

— Если в доме полвека не было ремонта, потому что город не выделял на него деньги, почему это люди должны брать на него кредит? — возмутились общественники. — Изношенность жилого фонда большая, и Москве очень даже выгодно спихнуть с себя обязанность проводить в домах капремонт.

Есть и еще одна закавыка. По закону капитальный ремонт в доме владельцам квартир делать нельзя, пока земля под домом не оформлена в собственность квартировладельцев. А пока в столице нет в частной собственности ни одного земельного участка под многоквартирным домом! Участок могут передать в собственность лишь в том случае, если у 100 процентов жителей дома квартиры приватизированы и если все они не против заполучить землю. А что, если приватизировано 80% квартир? Получается, тогда ремонт делать вообще непонятно кому? Городские власти вроде как пообещали, что будут оплачивать капремонт за жителей муниципальных квартир. Так что у пенсионеров, не имеющих денег на капремонт дома, есть выход проще — просто вернуть квартиру городу, и тогда капитальный ремонт станет головной болью мэрии. Но тогда беднягам пенсионерам не придется и мечтать о возможности продать свою квартиру или сдать в аренду одну из ее комнат.

— Обидно получается — живут в доме одинаковые люди, налогоплательщики. Почему это тем, у кого квартира приватизирована, придется платить за ремонт, а тем, у кого нет, — не придется? — продолжали возмущаться члены домоуправлений.

У столичных общественных организаций другие планы. Им мечтается проводить капремонт в домах за счет инвесторов. К примеру, разрешат они каким-нибудь богатым дядям надстроить в своем доме мансарду с коммерческими квартирами — пусть за это ремонтируют весь дом. Однако право что-то надстраивать и перестраивать ТСЖ получат лишь при наличии оформленного в собственность земельного участка. А их еще, как упоминалось, нет.

Есть и другие предложения. Например, в доме установили счетчики воды и тепла, и жители резко стали платить за коммунальные услуги меньше. Почему бы разницу не направить на перекладку систем водоснабжения или отопления? Кроме того, члены домоуправлений решили, что до тех пор, пока город не отдаст жителям свои долги по капремонту домов, требовать что-то с них просто некрасиво.

— Органы государственной власти Москвы обязаны признать государственный долг по капитальному ремонту и разработать программу его погашения на переходный период, — говорит член Общественного совета Дмитрий Катаев.

Как бы то ни было, а правительство Москвы пока еще не придумало достойного механизма взимания средств с жителей и даже не определило адекватную стоимость ремонтных работ. Пока непонятно, куда и сколько они должны перечислять и кто будет следить за надлежащим использованием собранных средств. Кроме того, в ЖК ничего не говорится про то, за чей счет ремонтировать дома, в которых часть квартир занимают муниципалы.

Сейчас Департамент экономической политики разрабатывает методику расчетов, по которой москвичи будут платить за капремонт. И не исключено, что графа расходов на капремонт появится в платежках уже в 2007 году, правда, как и в случае с услугами ЖКХ, люди не сразу будут платить все 100%. Однако некоторые программы — например, по замене старых лифтов — город полностью профинансирует за счет собственных средств.




Партнеры