Право славное решение

Русская церковь как никогда близка к единству

Вчера завершил свою работу Архиерейский собор Русской православной церкви за границей. Он открылся 15 мая в приюте святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско. Основная проблема, которая рассматривалась 11 епископами РПЦЗ, — нормализация отношений с Русской церковью. Напомним, что резолюцию выработал 4-й Всезарубежный собор, проходивший в Сан-Франциско в течение недели. 5 дней понадобилось архиереям, чтобы утвердить разработанные собором документы.

Всезарубежный собор в отличие от подобных церковных мероприятий в России протекал вполне демократично. Каждый день вице-председатели сменяли один другого. Трудно представить, чтобы председательствующий не предоставил слово делегату, вне зависимости от того, кто он — мирянин, священник или епископ. В зале заседаний царил дух взаимоуважения и любви. В числе вице-председателей, ведущих заседание, немало было священников. После докладов проводился самый широкий обмен мнениями. Прессу, естественно, в зал заседаний не пускали. Но в перерывах делегаты оживленно общались с прессой. Каждый вечер проводились пресс-конференции и регулярно выпускались пресс-релизы. Жаль, что на соборе эпизодически присутствовали лишь представители электронных СМИ. Из российских газет был представлен лишь “МК”. Поэтому мне трудно понять бесконечные претензии к собору моих коллег в России, которые не приехали в Сан-Франциско.

Резолюция, из-за которой на Всезарубежном соборе бушевали споры, предельно ясна и лаконична. Она включает 6 пунктов. Два вызвали наиболее ожесточенные споры. Первый — это отношение к Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, в которой прозвучали слова, обращенные к богоборческому государству: “Ваши радости — наши радости, ваши печали — наши печали”. Для делегатов Зарубежной церкви такой подход неприемлем. Московский патриархат все еще продолжает цепляться за декларацию, хотя никто и ничто не препятствует объявить ее плодом политиканства митрополита Сергия. Пресмыкательство перед большевиками не принесло ожидаемых плодов, и членов синода митрополита Сергия в 1937 году расстреливали вместе с теми епископами, которые отказались поклониться богоборцам.

Вторым камнем преткновения явилось участие РПЦ во Всемирном совете церквей. Сегодня официозное экуменическое движение выродилось и окончательно утратило авторитет не только среди православных христиан. В своем докладе делегат Андрей Псарев напомнил соборянам, что в довоенный период РПЦЗ принимала активное участие в экуменическом движении. Отношение к этим двум пунктам вызвало задержку в принятии резолюции. Открытое голосование проходило по каждому пункту в отдельности. 120 делегатов проголосовали за принятие резолюции, в которой говорится: “Мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части Поместной Русской церкви… Мы уповаем, что грядущий Поместный собор единой Русской церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы”.

Не все было безоблачно и на Архиерейском соборе. Накануне с неожиданным предложением выступил большой друг опального олигарха Игоря Малашенко епископ Манхэттенский Гавриил. Он призвал к покаянию российский епископат. Председатель Предсоборной комиссии, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион в интервью корреспонденту “МК” сказал: “На соборе высказывались разные мнения — и “за”, и “против” воссоединения. Царил дух живого общения, и благодать Святого Духа объединила всех. Поэтому Архиерейский собор принял резолюцию как выражение соборности нашей церкви. Разработано временное положение о приходах РПЦЗ, которые находятся на территории России. Пока они остаются в составе Зарубежной церкви. Когда последуют дальнейшие шаги в процессе воссоединения, они могут войти в состав российских епархий”.

Процесс, как выражался первый президент СССР, действительно пошел. Церковные дипломаты из Отдела внешних церковных связей проворонили Сурожскую епархию (Англия). Стремясь спасти положение, они включили в состав комиссии, которая расследует конфликт в Англии, архиепископа Берлинского и Германского Марка из Зарубежной церкви. В деле воссоединения двух ветвей российского православия слово теперь за Русской церковью. Сумеет ли она преодолеть паралич, сковавший ее, и согласно собственному уставу созвать наконец-то полнокровный Поместный собор? Только он сможет разрешить накопившиеся за последние 16 лет церковные проблемы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру